Двигатель Toyota 1NZ-FE широко используется в компактных и среднеразмерных автомобилях благодаря оптимальному сочетанию надежности, экономичности и доступной цены. Давайте подробно разберем его конструкцию и технические параметры.
История создания двигателя 1NZ-FE
Разработка двигателей семейства NZ началась в 1997 году. Целью было создание компактных и легких моторов рабочим объемом 1,3-1,5 литра для использования в малолитражных автомобилях.
Первые опытные образцы 1NZ-FE были готовы к 2000 году. В этом же году началось серийное производство на заводах Toyota в Японии и по лицензии в Китае.
За все время выпуска двигатель 1NZ-FE несколько раз модернизировался с целью повышения мощности, экономичности и надежности.
Основными вехами в истории двигателя стали:
- 2003 год - установка гидрокомпенсаторов в механизме газораспределения;
- 2005 год - внедрение электронного управления дроссельной заслонкой.
Помимо автомобилей Toyota, 1NZ-FE устанавливался на машины китайских и корейских производителей, работающих по лицензии Toyota.
Конструктивные особенности
Компоновка двигателя - рядная, число цилиндров - 4. Это обеспечивает оптимальное сочетание габаритов, массы и мощностных характеристик.
Основанием служит алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами. Такая конструкция облегчает ремонт при износе цилиндров.
Система охлаждения - жидкостная, замкнутая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости при помощи центробежного насоса.
В механизме газораспределения используется цепной привод распределительных валов. Применена система изменения фаз газораспределения VVT-i.
Мотор имеет инжекторную систему питания. Управление впрыском осуществляет электронный блок управления двигателем.
Основные технические характеристики двигателя 1NZ-FE
- Мощность - 105-115 л.с.
- Крутящий момент - 130-145 Нм
- Рабочий объем - 1,497 л
- Диаметр цилиндра × ход поршня - 75 × 84,7 мм
- Степень сжатия - 10,5-11
- Расход топлива в смешанном цикле - 6,9 л/100 км
Каталожная масса двигателя 1NZ-FE составляет 92 кг. Это обеспечивает хорошее соотношением мощности и веса.
При соблюдении всех правил эксплуатации ресурс до капремонта может достигать 250 тысяч километров.
Эксплуатация двигателя 1NZ-FE
Для обеспечения надежной работы и продления срока службы двигателя 1NZ-FE следует:
- использовать качественное моторное масло класса не ниже SL или по спецификации производителя;
- соблюдать периодичность замены масла - каждые 10 тыс. км или 1 раз в год;
- проверять и регулировать зазоры в клапанном механизме - каждые 80 тыс. км;
- менять цепь ГРМ через каждые 150 тыс. км пробега.
Регулярная замена свечей зажигания, фильтров и других расходных материалов также важна для поддержания работоспособности мотора.
Основные неисправности двигателя 1NZ-FE
Несмотря на достаточно надежную конструкцию, в процессе эксплуатации двигателя 1NZ-FE могут возникать типовые неисправности.
К наиболее распространенным относятся:
- поломки пластикового впускного коллектора;
- отказ системы регулирования фаз газораспределения VVT-i из-за низкокачественного топлива;
- повышенный шум при работе на высоких оборотах;
- перегрев двигателя в жаркую погоду.
Возможности форсирования 1NZ-FE
Благодаря удачной компоновке и прочной конструкции, двигатель 1NZ-FE обладает потенциалом для увеличения мощности.
Для форсирования можно использовать такие меры, как:
- установка турбокомпрессора или компрессора наддува;
- замена впускного коллектора на более производительный;
- повышение степени сжатия;
- установка спортивной выхлопной системы.
Правильно спроектированные мероприятия по форсированию позволяют поднять мощность 1NZ-FE до 160 л.с. без потери надежности.
Типовой ремонт двигателя 1NZ-FE
Благодаря наличию сменных гильз цилиндров, двигатель 1NZ-FE считается ремонтопригодным.
Типовой ремонт включает:
- полную разборку мотора;
- дефревизию и замену всех изношенных деталей;
- шлифовку и хонингование цилиндров;
- установку новых поршневых колец;
- при необходимости - расточку блока и перегильзовку.
Такой капитальный ремонт позволяет полностью восстановить ресурс двигателя с пробегом в 250 тыс. км.
Характеристики модификаций 1NZ-FE
Помимо базовой модели, выпускались модификации 1NZ-FE с улучшенными показателями.
1NZ-FXE имеет рабочий объем 1,3 л и мощность 76 л.с. Использовалась в гибридном приводе автомобилей для японского рынка.
2NZ-FE представляет собой уменьшенную версию 1NZ-FE с рабочим объемом 1,3 л. В остальном полностью идентична базовому варианту.
Применение на автомобилях различных марок
Благодаря высокой универсальности, двигатель 1NZ-FE использовался на малолитражных автомобилях Toyota, а также других азиатских производителей:
- Toyota Yaris/Vitz, Corolla/Auris, Ractis, Porte, Raum;
- Daihatsu Altis, BeGo, Boon, Sirion;
- Scion xA, xB;
- Subaru Justy, Trezia.
Невысокая стоимость, простота конструкции и ремонта обуславливают популярность этого двигателя как на вторичном рынке запчастей, так и среди автолюбителей.
Особенности эксплуатации
Для обеспечения долговечности двигателя 1NZ-FE требуется соблюдать особенности его эксплуатации.
- Регулярно проверять уровень и менять масло в двигателе - каждые 10 000 км или раз в год.
- Использовать качественное моторное масло классом не ниже SL.
- Следить за состоянием воздушного фильтра, менять его согласно регламенту.
- Не превышать максимально допустимые обороты двигателя.
Правильная эксплуатация поможет избежать перегревов, проблем с масложором и продлит срок службы двигателя.
Признаки неисправностей
Признаками возникновения неполадок в 1NZ-FE могут служить:
- Повышенный расход масла;
- Толчки и вибрация на холостых оборотах;
- Неровная работа или провалы в мощности;
- Посторонние стуки при разгоне;
- Затрудненный запуск двигателя.
При появлении подобных симптомов рекомендуется провести диагностику в специализированном сервисе.
Диагностика неисправностей
Диагностика двигателя 1NZ-FE включает:
- Проверку компрессии в цилиндрах;
- Измерение давления масла;
- Оценку рабочих зазоров в ГРМ;
- Анализ работы форсунок;
- Сканирование ошибок с помощью диагностического сканера.
Это позволит определить причину неисправности и способ ее устранения.
Восстановление и капитальный ремонт
Восстановление 1NZ-FE производится путем замены вышедших из строя узлов и деталей.
Капитальный ремонт включает:
- Шлифовку и хонингование цилиндров;
- Замену поршневых колец;
- При необходимости - расточку блока и установку новых гильз;
- Притирку клапанов.
После качественно выполненного ремонта мотор восстанавливает свои характеристики и может прослужить еще долгие годы.