Проблематика романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

"Герой нашего времени" Лермонтова - это глубокий психологический роман, главный герой которого Печорин до сих пор вызывает споры и вопросы. Какие проблемы волновали автора и его эпоху? Какова роль Печорина в романе и его место среди других героев? Чем актуально произведение сегодня? В статье мы разберем основные аспекты проблематики романа.

Философские проблемы романа

Одна из ключевых проблем, которую поднимает Лермонтов в романе "Герой нашего времени", - это поиск смысла жизни главным героем Печориным. Он задается вопросом: "Зачем я жил? для какой цели я родился?". Этот вопрос не дает ему покоя, тяготит его существование. Печорин ощущает в себе "силы необъятные", но не может найти им применения в жизни, чувствует ее напрасность и бессмысленность.

Еще одной важной философской проблемой является вопрос предопределения человеческой судьбы. Эта тема поднимается в эпизоде пари между Печориным и Вуличем о том, может ли человек распоряжаться своей жизнью. После случая с выстрелом Печорин начинает сомневаться в своих воззрениях на судьбу, но тут же останавливает себя.

Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает...

Также в романе поднимается проблематика понимания счастья. Для Печорина счастье - это "насыщенная гордость". Он пытается обрести счастье, подчиняя своей воле других людей, заставляя их любить себя. Но это не приносит герою истинного удовлетворения, он постоянно ощущает скуку и усталость от жизни.

В окно смотрит Бэла

Нравственные проблемы романа

В романе Лермонтов поднимает также важные нравственные вопросы. Это прежде всего проблемы добра и зла, эгоизма и свободы выбора. Печорин по сути своей аморален, ему безразличны чувства других людей, о которых он, по его словам, "смотрит только в отношении к себе".

  • Гибель Бэлы;
  • Оскорбление Максима Максимыча;
  • Гонения на контрабандистов.

Все эти поступки героя свидетельствуют о его безнравственности. В то же время Печорин осознает свою испорченность, что придает ему трагичности.

Еще одна важная нравственная проблема - тема веры и безверия. Отсутствие высших духовных ценностей и идеалов делает Печорина циничным и жестоким. Лишь в финальной сцене дуэли герой проявляет способность к самопожертвованию ради других.

Таким образом, нравственная проблематика романа чрезвычайно остра и актуальна.

Психологические проблемы романа

"Герой нашего времени" - это во многом психологический роман, посвященный анализу внутреннего мира человека. Лермонтов показывает сложность и противоречивость характера Печорина. В нем уживаются разные начала.

Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...

Это проявляется в постоянной борьбе страстей и разума в душе героя. Его воля также противоречива. С одной стороны, Печорин жаждет острых ощущений, с другой - устал от пустых увлечений.

Важный психологический аспект - тема одиночества Печорина. Он окружен людьми, многие его любят, но по-настоящему близок ни с кем не бывает. Герой замкнут в себе, не доверяет никому своих мыслей и чувств. Это трагедия человека, который хочет, но не может полноценно общаться и любить.

Туманы Кавказа

Двойственность натуры Печорина

Двойственность натуры Печорина проявляется во всем. С одной стороны, он способен на глубокие переживания, размышления о смысле жизни. А с другой - циничен, жесток, эгоистичен в поступках.

Эта внутренняя раздвоенность мучает героя. Он и сам отдает себе отчет в том зле, которое несет людям: "Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе...". Но изменить свою сущность Печорин уже не в силах.

Печорин и женские образы

Отношение Печорина к женщинам тоже противоречиво. С одной стороны, он способен на сильные чувства, влюбляется (Бэла, Мери). А с другой - разрушает их жизни своим эгоизмом.

Для него любовь - это в первую очередь острые ощущения, а не подлинная близость. Поэтому его романы обречены. Так Печорин психологически калечит и себя, и своих возлюбленных.

Индивидуализм героя нашего времени

Индивидуализм - это еще одна важная черта Печорина, свидетельствующая о его внутреннем кризисе. Для него нет ничего важнее собственного "я". Мир существует лишь для удовлетворения его прихотей и желаний.

Чувствую, что в настоящую минуту способен на все, даже на преступление, - лишь бы избавиться от мучительной тоски, давящей грудь мою

Такой крайний индивидуализм разрушителен. Он усугубляет одиночество Печорина и его отчужденность от других людей.

Конфликт Печорина с окружающей средой

Проблематика романа в том числе заключается в показе конфликта героя с обществом. Печорин чужд тому дворянскому обществу, в котором он вынужден обитать. Его раздражает пустота и пошлость светской жизни.

Но и среди простых людей Кавказа Печорин тоже остается одинок. Он не находит понимания ни у кого вокруг себя. Это трагедия человека, не принадлежащего ни к одному миру.

Трагизм мировосприятия

В результате мы видим глубокий трагизм мировосприятия Печорина. Он разочаровался во всем - в любви, дружбе, окружающих людях. Не видит смысла в своем существовании.

"Скучно и гадко" - так он резюмирует собственную жизнь. Это трагедия "лишнего человека" - талантливой, неординарной личности, которая не может найти себя в мире.

Несовместимость Печорина с миром

Печорин оказывается глубоко несовместим со своим окружением и эпохой. Он не находит общего языка ни с кем из персонажей романа, будь то Максим Максимыч, доктор Вернер, горцы или представители высшего света.

Причина в том, что Печорин опередил свое время. Его мировоззрение и образ мысли не укладываются в привычные рамки. Герой ощущает себя пленником эпохи, которая его ограничивает.

Одиночество как образ жизни

Одиночество становится для Печорина естественным образом жизни. Он сам наложил на себя печать отчужденности от других людей. Герой никому не позволяет проникнуть в свой внутренний мир.

Я не способен сказать поутру: «я буду то-то делать», ибо заранее редко что обдумываю, — все у меня в голове и на сердце висит недоконченным, неопределенным.

Так Печорин обрекает себя на вечное одиночество, которое только усугубляет его хандру и скуку.

Неустроенность быта

Еще один штрих к портрету Печорина — это полная неустроенность его быта. У героя нет постоянного места жительства, он кочует с места на место.

Это отсутствие домашнего очага, семьи также отражает внутреннюю неприкаянность Печорина. Физическое бездомье символизирует его духовное состояние.

Поиски смысла жизни

Несмотря на весь свой пессимизм и цинизм, Печорин продолжает искать смысл жизни до конца. Он не может с этим смириться, его ум не устает анализировать себя и окружающую действительность.

Возможно, автор намекает, что главный герой все-таки близок к каким-то открытиям. И лишь преждевременная гибель не дает ему довести свои размышления до конца.

Философское поиск Печорина

Печорин - это философский мыслитель. Его развитой интеллект постоянно анализирует бытие. Философские пассажи его дневника свидетельствуют об этой грани натуры героя.

Центральный вопрос, который его волнует - каков смысл жизни? В силу своей исключительной личности он не может довольствоваться благополучием, карьерой или развлечениями. Печорин ищет более высокого предназначения, но не может его найти в окружающем мире.

Трагедия невостребованности

Трагедия Печорина - в том, что его личность и таланты невостребованы обществом. Лермонтов делает акцент на этом обстоятельстве.

Кавказ, который раскрывает в человеке настоящий характер, тоже не дает применения силам и натуре Печорина. Там его томит все та же хандра, он совершает безнравственные поступки. Это знак того, что и экзотическое приключение не может помочь герою самоопределиться.

Конфликт поколений

В изображении Лермонтова Печорин - не только особая личность, но и представитель нового поколения. Образованная молодежь не могла найти применения своим силам при крепостном праве.

Таким образом, конфликт Печорина с миром - это еще и конфликт поколений. Это трагедия "лишних людей", которым негде реализовать свой потенциал из-за устаревших взглядов и системы.

Язык дневника как самораскрытие

Форма дневника, выбранная автором для изображения героя, также важна.

Дневник позволяет Печорину откровенно исследовать самого себя, свои эмоции и мысли. Этот прием необычен для литературы того времени. Так Лермонтов новаторски раскрывает психологию героя.

Человек будущего

Таким образом, Печорин в истолковании Лермонтова - это человек будущего. Опередивший свою эпоху, но еще не нашедший достойного применения своим силам и талантам.

В финале автор как будто дает надежду, что Печорин к чему-то приблизился в своих странствиях и исканиях. Но развязка романа трагична.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.