Мертвая дорога и "сталинская" утопия.

Российская история полна загадочных фактов, которые стали известны обществу сравнительно недавно. К ним относится одна из бессмысленных идей Станина – Мертвая дорога. Ее пролагали по маршруту Салехард – Игарка. Великий правитель-авантюрист задумал проложить железнодорожный путь по Полярному кругу. И сегодня  постройки эти представляют собой завораживающее зрелище.

мертвая дорога

Мертвая дорога была секретным проектом ГУЛАГа, и известно о ней стало только при Хрущеве. Ее строителями в основном являлись заключенные. Планировалась, что длина этого объекта составит 1263 километра. Утопичность всего проекта заключалась в первую очередь в том, что местность, где прокладывалась Мертвая дорога, - это вечная мерзлота. Чтобы построить путь, необходимо было бы пересечь большое количество ручьев, рек. Для решения этой проблемы возводили мосты, укреплялся лед (даже специально наращивали его), заливали болота, чтобы можно было доставлять стройматериалы.

Построить железную дорогу на Севере – это мечта многих инженеров того времени. И только после того, как Сталин начал активные репрессии против советского народа, для достижения этой цели стали использовать подневольный труд. Решение о стрроительстве было настолько фантастичным, что его провал был очевиден. Но правительство планировало построить морской порт в Игарке и, следовательно, необходимо было проложить туда железную дорогу.

музей железной дороги

Мертвая дорога потребовала для своего строительства более 290 тысяч заключенных ГУЛАГа. На месте ее строительства трудились лучшие специалисты в области инженерии. Множество человек погибло на руинах этой идеи. Заключенные жили в бараках, обнесенных колючей проволокой, хотя это было абсолютно излишне, так как сбежать из лагеря было просто невозможно. Питались они отходами и запасами из заброшенных складов. Вряд ли Музей железной дороги сможет передать весь ужас этого злоупотребления властью. Наши соотечественники страдали и умирали для того, чтобы удовлетворить тщеславие «сильных мира сего».

Рабочую силу завозили в пункт назначения по «большой воде» и после того, как проект провалился, вывозить их оттуда посчитали слишком дорогим удовольствием. Сегодня Мертвая дорога "рассказывает" посещающим ее о лишениях и страданиях того времени. Ведь оборудование и проложенные пути сохранились там до сих пор.

история российских железных дорог

Затраты на строительство северной железной дороги составили почти 6,5 млрд рублей. Уже тогда были составлены отчеты, что спроса на услуги этого транспортного пути нет. Но тем не менее строительство продолжалось, подчиняясь приказу вождя. В наше время, после того как были открыты на Севере залежи нефти, возобновили строительство железной дороги через Сургут, но уже по новым технологиям. При этом построенная ранее Мертвая дорога оказалась абсолютно невостребована.

Строительство ее прекращено после смерти Сталина в 1953 году, и к тому времени благодаря заключенным было построено уже 900 километров пути. К этому времени здесь погибло более 300 тысяч человек. Все государственное имущество было брошено в тундре. История российских железных дорог содержит много тайн, ошибок и аварий, унесших с собой жизни людей, но подобная деятельность по строительству никому ненужных объектов больше напоминает истребление нации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.