Вот уже 150 лет действует Северная железная дорога - уникальная магистраль, которая начинается в центре России и тянется на 8638 км до Крайнего Севера и Заполярного круга, пересекает Урал, идет из европейской части страны в азиатскую.
Это одна из 16 трасс РЖД.
Как все начиналось
Первым документом, знаменующим появление Северной железной дороги, стало Высочайшее повеление императора России, утвердившее устав общества Московско-Ярославской ж/д.
Его возглавил профессор Ф. Чижов, который привлек московских купцов. Было собрано 15 тысяч серебряных рублей, тут же приступили к строительству.
Неофициально первым участком считается трасса, введенная в эксплуатацию в 1862 г. Она соединяла Москву и Сергиев Посад. По этой ж/д длиной 65 верст курсировал десяток паровозов, таща за собой более сотни товарных и пассажирских вагонов, а также 15 багажных.
Важность и нужность дороги была очевидна, поэтому принимается решение ее расширять. С сентября 1868 г. начинается регулярное движение по Шуйско - Ивановской ж/д линии, где курсировали 14 паровозов, возившие 170 товарных и 28 пассажирских вагонов.
За короткий срок (1870-1872 гг.) акционерное общество, во главе которого стоял известный предприниматель и меценат С. Мамонтов, прокладывает и другие линии:
- от Александрова до Вологды через Ярославль;
- из Рыбинска до Сонково;
- из Иваново до Кинешмы.
Волжские торговые города получают прямой выход на Санкт-Петербург и Москву. С. Мамонтов, создавая магистрали, строил и вокзальные здания в едином стиле. Для этого были приглашены архитекторы Л. Кекушев и И. Иванов-Шиц, их стараниями появляются красивые, с лепниной вокзалы на линии Вологодск - Архангельск.
В 1900 г. дорога переходит государству.
Продолжается активное строительство, прокладываются пути в Кострому, Архангельск, Вологду, которая постепенно превращается из захолустья в важный транспортный узел, соединяющий две столицы империи.
В 1907 магистраль между Москвой, Ярославлем и Архангельском (протяженность более 2 тысяч верст) получает официальное наименование – Северная железная дорога.
В 1911-м начинается переход на широкую колею.
Магистраль начала XX века
Северная железная дорога, история которой тесно переплелась с историей страны, знала времена расцвета и упадка.
После революции во время субботников только в 1919 г. было отремонтировано 226 паровозов.
В 1923-м в ходе инвентаризации имущества выяснилось, что 44 % сооружений СЖД изношены. Начинается переоснащение и электрификация железнодорожного сообщения.
Уже в 1924-м электрифицирован первый участок: пригородная трасса из Москвы в Пушкино.
Веяние того времени не обошло стороной СЖД: в 1935 г. впервые проходит слет ударников-стахановцев. Они стремились к экономии топлива, работе без аварий, увеличению скоростей.
Северная железная дорога в годы войны
К началу войны СЖД перевозила 85 % всех грузов в стране. 22 июня 1941 руководители всех станций Северной дороги, как и других магистралей, получили приказ задерживать эшелоны, направляющиеся в Германию, и содействовать перевозке войск и техники.
Стремясь помочь фронту, железнодорожники проводили субботники, осваивали смежные специальности, ремонтировали локомотивы своими силами, выполняли нормы на 200-300 %. Многие ушли на фронт добровольцами. В депо организовывали выпуск противотанковых заграждений, бронепоездов, поездов-пекарен и бань.
Несмотря на войну, Северная железная дорога строилась и развивалась. В 1941 г. за 3 недели были построены пути, которые соединили Октябрьскую и Северную магистраль в районе Кабожа. В 1942 достраивается 367 км Северо-Печорской линии, необходимой для доставки каменного угля. Дорога в военное время строилась по упрощенным схемам, шпалы иногда укладывали на лед и мерзлый грунт. При укладке путей применялся труд лагерных заключенных.
В общей сложности за годы войны Северная дорога удлинилась на 1600 км, прочно соединив шахты Воркуты с центром. Скорость, с какой строили Северо-Печорскую магистраль, была невероятной: в сутки создавали 1,9 км.
Благодаря СЖД во время войны из Сибири и с Урала на фронт доставляли топливо, продовольствие, технику, уголь. В обратном направлении в безопасные районы везли тысячи эвакуированных людей, оборудование заводов, библиотеки, музейные экспонаты.
Послевоенные годы
Несмотря на все усилия железнодорожников, магистраль понесла большие убытки за годы войны. Всего было потеряно около 16 тысяч поездов, разрушены тысячи километров путей. Для работников Северной железной дороги главным было их восстановить, а также увеличить пропускную способность, ликвидировать зависимость от снегопадов, которые зимой парализовывали движение.
В 1953 г. Ярославская и Вологодская ж/д объединяются в Северную, в 1959-м присоединяют к ней Печорскую. Развитие СЖД оживило Крайний Север, стали доступными богатые сырьевые районы:
- Ухтинский, где перерабатывали нефть;
- Воркутинский, славящийся добычей угля;
- Сыктывкарский – переработка леса.
К 1965 г. почти половина путей была уже переведена на электровозную и тепловозную тягу.
В 70-е строятся новые пути, соединившие Архангельск, Карпогоры и Паленьгу, Ядриху и Великий Устюг, Сосногорск и Печорск, Микунь и Вендигу. Вводится автоматизированная система, позволявшая бесперебойно управлять движением множества поездов, семафоры заменяются на светофоры.
В 80-е происходит установка автоматического управления рабочих мест. В 1984 г. отправляется первый состав из 24 вагонов в Москву.
В планах проложить еще 2 тысячи километров путей СЖД.
Уникальность магистрали
Значение СЖД трудно переоценить: она соединила промышленные районы страны с сырьевыми, способствовала строительству новых городов, заводов, содействовала развитию торговли.
Соединяет Северная железная дорога города Сыктывкар, Воркуту, Ярославль, Иваново, Архангельск. Развитие Крайнего Севера без этой магистрали вряд ли было бы возможно. Сегодня СЖД обеспечивает доставку грузов на космодром Плесецк, в порт Архангельска, снабжает необходимым работающих на Ямале газовиков и нефтяников.
Деятельность СЖД обеспечивает работу около 10 тысяч малых и средних предприятий, а также таких гигантов промышленности, как «Северсталь», «Воркутауголь», «Славнефть» и пр.
Структура дороги
Являясь подразделением РЖД, Северная железная дорога соединяет:
- 7 областей центральной России - Ярославскую, Ивановскую, Вологодскую, Владимирскую, Архангельскую, Костромскую, Кировскую;
- Республику Коми;
- Ямал.
35 % длины магистрали проходит по Центральному региону России и 65 % по Северо-Западному.
Важнейшими грузовыми станциями СЖД являются Воркута, Череповец, Инта, Новоярославская.
На магистрали действуют сортировочные станции, среди них Сольвычегодск, Ярославль-Главный, Лоста.
География: города и станции
Структура дороги определяется ее географическим положением. В состав СЖД входят такие магистрали:
- Москва - Архангельск через Александров (1040 км);
- Печерская, в составе которой есть направление Коноша - Воркута через Котлас, а также ветки Чум - Лабытнанги, Троицко-Печорск – Сосногорк, Сыктывкар – Ертом, ее протяженность 1562 км.
Широтные трассы Северной железной дороги:
- Обозерская – Маленьга;
- СПб – Екатеринбург через Череповец, Вологду, Свечу, Киров.
Внутрирайонные линии дороги и подъездные пути промышленных предприятий протяженностью почти 5 тысяч км не менее значимы, так как повышают уровень маневренности и экономической эффективности логистики перевозок. Это такие магистрали, как:
- Бологое - Ермолино;
- Кинешма - Бельково через Иваново;
- Буй - Данилов;
- Новки – Сонково через Иваново, Нерехту, Ярославль и Рыбинск;
- Нерехта – Галич через Кострому.
Статистика перевозок
Грузооборот Северной железной дороги составляет около 4,5 % от всего объема перевозимых РЖД грузов. По ней осуществляется малый транзит и крупные местные перевозки в регионе. В 2016 г. было перевезено 246,3 млн тонн грузов.
Благодаря железной дороге вывозятся добываемые полезные минералы:
- каменный уголь из Воркуты, Инты, Мульды, что составляет почти 4 % от всего добываемого в России;
- минеральные строительные материалы;
- нефть из Ухты;
- лес со станций Архангельского направления, это 1/4 всей лесодобычи страны;
- черные металлы.
Составы СЖД ввозят в регион стройматериалы и хлеб.
Среди местных перевозок лидирует каменный уголь, дрова, стройматериалы.
Специалисты отмечают, что грузонапряженность Северной дороги в среднем выше, чем по всей сети РЖД.
Лидируют по объему грузооборота такие станции Северной железной дороги, как:
- Архангельск;
- Воркута;
- Приволжье;
- Ярославль-Пристань;
- Хановей;
- Рыбинск-Товарный;
- Череповец.
Пассажирские перевозки
Хотя Северная магистраль обслуживает (по сравнению с РЖД) небольшое количество пассажиров, в цифрах это выглядит внушительно – 10,7 млн человек воспользовались в 2016 г. этой железной дорогой.
Пассажирское хозяйство включает:
- 52 поезда Северной железной дороги дальнего следования, т. е. почти 2 тысячи вагонов;
- 223 состава пригородных сообщений;
- 9 фирменных поездов.
СЖД обслуживает ежедневно около 100 тысяч пассажиров.
Большую часть объема перевозок составляют пригородные, это около 70 % или 8,1 млн человек, согласно данным 2016 года. Магистраль Москва - Екатеринбург с учетом Ярославля является наиболее востребованным направлением.
Управление
Являясь филиалом РЖД, Северная железная дорога адрес центрального управления имеет в Ярославле, на Волжской наб., 59.
В структуре его 5 отделений, которые находятся в следующих городах и населенных пунктах:
- Архангельске, пл. 60-летия Октября, 4;
- Вологде, ул. Мира, 39;
- Сольвычегодске, ул. Ульянова, 21;
- Сосногорске, ул. Оплеснина, 1;
- Ярославле, ул. Свободы, 72.
В разных подразделениях СЖД работает почти 46 тысяч сотрудников. Управление Северной железной дорогой осуществляет ее начальник, в данный момент пост занимает Танаев В.Ф.
Взаимодействие с другими видами транспорта
Речные перевозки издавна играют на Крайнем Севере большую роль, поэтому многие ж/д станции сотрудничают с пароходствами:
- Печорским (ж/д ст. Абезь, Кожва и Сосногорск);
- Северным (ст. Шексна);
- Волжским (станции перегрузки Кострома, Рыбинск, Ярославль, Кинешма).
СЖД осуществляет связь морских портов, прежде всего Архангельска, Мезени, Онеги и Нарьян-Мара, со всеми регионами России.
Федеральные автомобильные трассы осуществляют конечную доставку грузов от ж/д станций к потребителям.