Координатная четверть: что это такое

Координатная плоскость и расположение точек на ней - важная часть математики, которая используется во многих сферах. Давайте разберемся, что такое координатные четверти, как определить, в какой четверти находится точка, и зачем это нужно.

Близкий крупный план вечерней координатной плоскости с точками A(2,3) в I четверти и B(-3,-1) в III четверти

Что такое координатная плоскость и координатные четверти

Координатная плоскость - это плоскость, на которой выбраны две взаимно перпендикулярные оси координат: горизонтальная ось Ох (ось абсцисс) и вертикальная ось Оу (ось ординат). Начало координат обозначается буквой О и является точкой пересечения этих осей.

Оси координат делят плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Каждая четверть имеет свой номер:

  1. I четверть - правая верхняя
  2. II четверть - левая верхняя
  3. III четверть - левая нижняя
  4. IV четверть - правая нижняя

Нумерация четвертей ведется против часовой стрелки, начиная с правого верхнего угла.

Как определить четверть по координатам точки

Чтобы определить, в какой координатной четверти находится точка, нужно посмотреть на знаки ее координат X и Y:

  • Если X > 0, Y > 0 - I четверть
  • Если X < 0, Y > 0 - II четверть
  • Если X < 0, Y < 0 - III четверть
  • Если X > 0, Y < 0 - IV четверть

Например, для точки A(2, 3) X = 2 > 0, Y = 3 > 0, значит, она лежит в I четверти.

A для точки B(-3, -1): X = -3 < 0, Y = -1 < 0, поэтому эта точка находится в III четверти.

Особые случаи

Если точка лежит на одной из осей координат, то она принадлежит сразу двум соседним четвертям. Например, точка C(2, 0) лежит на оси Ох, значит, она принадлежит I и IV четвертям одновременно.

Портретное фото 4 ярких четвертей с обозначением знаков координат X и Y в каждой

Зачем нужно знать четверть точки на координатной плоскости

Знание того, в какой четверти расположена какая-либо точка, используется:

  • В математических задачах на вычисление площадей, расстояний и т.д.
  • В компьютерной графике для отображения объектов
  • В ГИС для картографирования и навигации
  • В физике и других науках, использующих координатную плоскость

Также знание четвертей помогает быстрее ориентироваться в пространстве и решать различные задачи с применением координатного метода.

Применение в математике

Например, при решении задач на вычисление площадей и объемов часто используется интегрирование функций. Чтобы найти нужный интеграл, важно знать, в какой четверти лежит график функции.

Применение в компьютерной графике

В компьютерных играх и при моделировании трехмерных объектов координатные четверти используются для правильной ориентации моделей в виртуальном пространстве.

Координатная четверть Где расположен объект
I четверть (X > 0, Y > 0) Справа и сверху от наблюдателя
II четверть (X < 0, Y > 0) Слева и сверху от наблюдателя

Применение в ГИС и навигации

Геоинформационные системы (ГИС) используют координатные четверти для отображения объектов на электронных картах и в навигаторах.

Например, если точка A находится в I четверти по отношению к текущему местоположению, значит объект в точке A расположен справа и прямо по курсу.

А если точка B лежит во II четверти (X < 0, Y > 0) - объект находится слева, но по прямой относительно направления движения.

Таким образом, зная четверть, легко определить, с какой стороны от пользователя находится интересующий ориентир.

Применение в физике и других науках

В физике часто используется координатный метод для описания движения и взаимодействия объектов. Например, в механике положение тела определяется радиус-вектором - отрезком, соединяющим начало координат и точку, соответствующую положению тела.

Для нахождения характеристик движения важно знать, в какой четверти находится конец этого радиус-вектора. Это позволяет правильно определить направление и величину скорости.

Пример из физики

Пусть в начальный момент радиус-вектор точки A имел координаты (3, 2), то есть находился в I четверти. А через некоторое время та же точка переместилась в положение B с координатами (-5, -1). Значит теперь радиус-вектор лежит в III четверти.

Исходя из этого, можно определить, что точка двигалась влево и вниз. Так определяется направление перемещения тел в физике с помощью координатных четвертей.

История координатной плоскости и систем координат

Впервые координатную плоскость и систему координат предложил французский математик и философ Рене Декарт в 1637 году в своей работе "Геометрия".

Идея Декарта заключалась в том, чтобы задавать положение точки на плоскости с помощью двух пересекающихся под прямым углом числовых осей.

Это позволило Декарту ввести понятие аналитической геометрии и координатного метода, который успешно применяется в математике и других науках до сих пор.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.