Классные часы в 6 классе. Классный час "Толерантность" (6 класс)

Классные часы - важная часть воспитательной работы в школе. Они помогают формировать личность ребенка, прививать ему важные ценности. Особенно это актуально в подростковом возрасте. Давайте разберемся, какие темы классных часов интересны и полезны шестиклассникам, на примере темы "Толерантность".

Значение классных часов в 6 классе

Классные часы играют важную роль в воспитании школьников. В 6 классе дети находятся в переходном возрасте - происходит становление личности, формирование ценностей и жизненных ориентиров. Классные часы помогают:

  • Формировать нравственные качества;
  • Развивать способность к рефлексии и самопознанию;
  • Учить выстраивать взаимоотношения в коллективе.

Шестиклассникам интересны темы общения, дружбы, первой любви. Они любят обсуждать актуальные вопросы.

Среди популярных тем классных часов в 6 классе:

  1. Мир моих увлечений.
  2. Я и мои друзья.
  3. Моя семья.
  4. Мои права и обязанности.

Одной из важных тем является толерантность.

Подготовка классного часа на тему "Толерантность"

При подготовке классного часа необходимо:

  • Определить цели и задачи;
  • Продумать структуру и этапы;
  • Подобрать интерактивные формы работы;
  • Подготовить наглядные материалы.

Цель классного часа "Толерантность" - сформировать у детей представления о толерантном поведении, научить проявлять терпимость к другим.

Структура классного часа:

  1. Вступление - 5 минут.
  2. Основная часть - 30 минут.
  3. Заключение - 5 минут.

Для вовлечения детей можно использовать:

  • Ролевые игры;
  • Групповые дискуссии;
  • Упражнения на построение диалога.

В качестве наглядных материалов подойдут:

  • Презентация с определениями, примерами;
  • Видеоролики со смоделированными ситуациями.
Группа разнообразных учеников средней школы с улыбающимися лицами

Содержание классного часа "Толерантность"

Рассмотрим более подробно, как можно построить классный час на тему "Толерантность".

Для начала дадим определение толерантности:

Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Различают несколько видов толерантности:

  • Межличностная;
  • Межконфессиональная;
  • Межнациональная;
  • И другие.

Толерантность играет большую роль в обществе, так как:

  1. Помогает избегать конфликтов на национальной и религиозной почве.
  2. Снижает количество преступлений на почве ненависти.
  3. Способствует сплочению общества.

Формирование толерантности должно начинаться в детстве. На классных часах можно проводить тренинги и ролевые игры.

Например, упражнение "Учимся слушать друг друга":

  1. Разбейтесь на пары.
  2. Каждый рассказывает историю из своей жизни.
  3. Задача - внимательно выслушать, не перебивая.

Это упражнение учит детей проявлять терпимость к чужому мнению.

Часто в классах возникают конфликты из-за:

  • Неприятия чужих интересов и увлечений;
  • Национальной или религиозной неприязни;
  • Проявлений буллинга.

Нетерпимость может перерасти в травлю - это неприемлемо.

Что можно сделать?

  • Поговорить с участниками конфликта;
  • Организовать коллективное обсуждение;
  • Провести тематические классные часы.

Для предотвращения конфликтов на почве нетерпимости можно использовать следующие методы:

Превентивные меры

Классные часы (6 классе) проводятся на регулярной основе, чтобы формировать толерантность и не допустить эскалации конфликтов.

Классные часы (6 класс), разработки включают:

  • Тренинги коммуникативных навыков;
  • Упражнения на эмпатию;
  • Ролевые игры.

Тематика классных часов (6 класс) может быть разной, главное донести ценности уважения, принятия другого.

Учитель проводит групповую деятельность, ученики за столами активно обсуждают кейсы

Разбор конкретных ситуаций

Если конфликт уже произошел в 6 классе, проводится его детальный разбор. Участники описывают ситуацию со своей точки зрения. Затем им задаются вопросы, помогающие посмотреть на конфликт глазами оппонента.

Метод неоконченных предложений

Эффективный метод для выявления внутренних установок - неоконченные предложения:

  • Когда я вижу [представителя другой национальности], я думаю...
  • Если кто-то придерживается других взглядов, то я...
  • Люди другой веры кажутся мне...

Анализ завершения предложений помогает определить наличие стереотипов у детей.

Групповые обсуждения

Разработки тематических классных часов включают групповое обсуждение ситуаций. Это сплачивает детей и учит высказывать свою позицию.

Тематика внеурочных занятий

Полезно проводить дополнительные занятия во внеурочное время - походы, экскурсии, квесты. Это укрепляет отношения между детьми разных национальностей и вероисповеданий.

Для закрепления навыков толерантного поведения можно использовать следующие методы:

Поведенческий тренинг

На специальных занятиях отрабатываются навыки бесконфликтного общения - умение выслушать собеседника, грамотно выразить свою позицию, найти компромисс. Это помогает детям применять полученные знания о толерантности в реальном взаимодействии.

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы разных народов демонстрируют общечеловеческие ценности. Их анализ показывает, что в основе любой культуры лежат уважение, доброта, умение прощать.

Творческие работы

Школьники готовят сочинения или рисунки на тему "Толерантный человек", "Мое отношение к людям других национальностей". Это помогает выразить их взгляды и чувства в приемлемой форме.

Ролевая гимнастика

Упражнение, в котором дети по очереди выступают в разных ролях - представителя разных национальностей или субкультур. Это воспитывает эмпатию и понимание.

Кейс-метод

Анализировать вместе с детьми реальные ситуации проявления нетерпимости, обсуждать пути решения. Это учит применять ценности толерантности к жизненным ситуациям.

Работа с родителями

Для успеха формирования толерантной среды в классе важно привлекать и родителей учеников. Можно организовывать совместные мероприятия, тренинги, проводить родительские собрания на эту тему.

Просмотр кинофильмов

Хороший способ ненавязчиво привить ценности терпимости - коллективный просмотр и обсуждение фильмов соответствующей тематики. Например, фильмы о жизни людей с ограниченными возможностями или представителей разных конфессий.

Приглашение гостей

Интересные встречи могут получиться при приглашении гостей - представителей разных национальностей и вероисповеданий, людей с ограниченными возможностями здоровья. Они могут рассказать о своем видении проблемы нетерпимости.

Игры на сплочение

Различные командообразующие игры (перетягивание каната, строительство башни из кубиков) помогают детям лучше узнать и принять друг друга.

Творческие подарки

Мастер-класс по изготовлению открыток или поделок для детей находящихся в трудной жизненной ситуации воспитывает эмпатию и заботу.

Поощрение толерантного поведения

Важно поощрять проявления толерантности в классе, чтобы закрепить такую модель поведения. Можно ввести систему поощрений в виде благодарностей, грамот, призов за добрые поступки, разрешение конфликтов.

Самоанализ

Полезно в конце четверти или года проводить анализ - как изменилось отношение детей друг к другу, стали ли они терпимее. Это помогает оценить результаты работы и выстроить дальнейшую стратегию.

Совместные праздники

Проведение праздников с приглашением родителей разных национальностей, исполнение песен на разных языках сближает детский коллектив.

Изучение традиций

Интересные проекты или презентации можно подготовить о традициях, культуре разных народов. Это расширяет кругозор детей.

Чтение художественной литературы

Полезно коллективно читать и обсуждать рассказы, сказки на тему уважительного отношения к другим, преодоления стереотипов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.