В дошкольном образовании важную роль играет планирование образовательной деятельности. Перспективный план для старшей группы позволяет эффективно организовать работу педагогов в соответствии с ФГОС ДО. Давайте подробно разберем, как составить такой план.
1. Требования ФГОС ДО к планированию в старшей группе
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает основные принципы и требования к планированию образовательного процесса в детском саду. Рассмотрим ключевые из них.
- Принцип возрастной адекватности. Планирование должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип интеграции образовательных областей. Например, художественно-эстетическое и познавательное развитие.
- Комплексно-тематический подход. Все занятия объединяются общей темой.
- Учет регионального и культурного компонента.
Перспективный план для старшей группы должен включать:
- Пояснительную записку с указанием целей и задач.
- Возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет.
- Описание содержания работы по каждой из пяти образовательных областей.
Перспективный план в старшей группе по ФГОС может быть оформлен в виде таблицы, содержащей:
Период | Тема недели | Задачи | Содержание работы |
1 неделя сентября | Мой детский сад |
|
|
Таким образом, планирование в старшей группе с учетом ФГОС должно строиться на основе интегрированного подхода, с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей детей.
2. Особенности составления перспективного плана в старшей группе
При разработке перспективного плана работы старшей группы важно грамотно определить содержание образовательной деятельности на год.
На первом этапе необходимо выбрать программу (основную и парциальные), а также методические пособия, которые будут использоваться. Например, популярная комплексная программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы.
Далее следует спланировать тематику образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей 5-6 лет. Например, "Мой дом", "Кем я хочу стать?", "Наш город" и т.д.
Тематическое планирование должно быть разнообразным, увлекательным и отвечать познавательным потребностям дошкольников.
Затем необходимо распределить занятия по образовательным областям (познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и др.), видам детской деятельности и по дням недели.
Перспективные планы планы для старшей группы могут быть оформлены в виде таблиц, картотеки или календаря. Главное при этом соблюдать структуру и включать необходимые компоненты (задачи, формы и методы работы, планируемые результаты).
3. Разработка календарного плана на основе перспективного
Календарное планирование конкретизирует перспективный план и является его логическим продолжением. Оно позволяет детализировать образовательный процесс с учетом реального расписания непосредственно образовательной деятельности в течение каждого месяца.
Календарный план должен включать:
- Указание месяца и дат;
- Тему и цели занятий;
- Задачи обучения, воспитания и развития;
- Описание хода и содержания деятельности;
- Методы и приемы работы с детьми;
- Используемый материал и оборудование.
4. Особенности планирования различных видов деятельности
Планирование каждого вида образовательной деятельности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать:
- Непосредственно образовательная деятельность - указываются конкретные методики проведения занятий;
- Игровая деятельность - подбираются игры в соответствии с темой и возрастом;
- Двигательная деятельность - планируются подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе.
Таким образом, одно и то же мероприятие может планироваться в различных видах деятельности, дополняя общую картину образовательного процесса.
5. Корректировка перспективного плана работы старшей группы
В процессе реализации могут возникать непредвиденные обстоятельства, вызывающие необходимость коррекции плана. Рассмотрим основные из них:
- Изменение численного или возрастного состава группы;
- Адаптация вновь прибывших детей;
- Болезни, карантины;
- Непредвиденные ситуации (аварии, погодные условия).
В таких случаях может потребоваться смещение сроков тематических недель, замена отдельных занятий, введение дополнительных мероприятий.
6. Рекомендации по реализации перспективного плана
Для успешной реализации перспективного плана в старшей группе необходимо:
- Использовать эффективные методики
- Организовать предметно-развивающую среду
- Наладить взаимодействие с родителями и педагогами
Также важно проводить педагогическую диагностику, анализировать результаты освоения программы и при необходимости корректировать план.
Регулярный мониторинг позволяет оценить эффективность реализуемого перспективного планирования в старшей группе и оперативно устранять возникающие проблемы.