Автомобиль - сложный механизм, состоящий из множества взаимосвязанных систем. Иногда даже небольшая поломка в одной детали может привести к тому, что машина начинает "кашлять" при запуске или вовсе глохнуть через пару секунд после старта. Давайте разберем типичные ситуации, когда автомобиль заводится, но сразу же гаснет, и как с этим бороться.
Основные причины, почему машина заводится и сразу глохнет
Среди наиболее распространенных причин такой ситуации можно выделить следующие:
- Недостаточно топлива в баке. Иногда, особенно если машина долго простаивала, в топливных магистралях скапливается конденсат, которого хватает на первичный запуск двигателя, но уже не достаточно для полноценной работы.
- Низкое качество или разбавленность топлива. Нередко на заправках продают бензин с повышенным содержанием спиртов, воды и других примесей, которые препятствуют нормальной работе двигателя.
- Замерзание дизельного топлива зимой. При низких температурах в дизтопливе выпадают парафины, забивающие фильтры, из-за чего падает подача топлива в форсунки.
- Разрядка аккумулятора. Слабый заряд аккумулятора не может обеспечить необходимый запуск топливному насосу, свечам зажигания и другим системам.
- Неисправность охранной сигнализации. Иногда поломка или сбой в сигнализации могут посылать ложный сигнал на блокировку подачи топлива через пару секунд после старта машины.
- Засорение воздушного фильтра. Грязный фильтр впуска почти перекрывает поступление воздуха во впускной коллектор, в результате мотору не хватает кислорода для стабильного горения топлива.
Для машин с бензиновыми и газовыми двигателями основные проблемы чаще всего возникают в области системы зажигания и питания двигателя топливом. Рассмотрим некоторые типичные ситуации подробнее.
Неполадки системы зажигания
В группу этих причин входят:
- Проблемы с распределителем зажигания, катушкой или генератором:
- Повреждение изоляции проводов; Окисление контактов; Выход из строя конденсаторов и резисторов.
- Нарушение герметичности в вакуумных и топливных магистралях карбюраторных двигателей из-за:
- Трещин в пластмассовых шлангах и трубках; Ослабления хомутов в местах соединений.
- Неправильная настройка регулятора частоты вращения коленчатого вала на оборотах холостого хода, в результате чего сразу после запуска двигатель останавливается.
- Поломка или загрязнение внутри регулятора оборотов холостого хода, не дающая корректно настроить скорость работы двигателя в режиме ХХ.
Давайте теперь рассмотрим другую частую проблему - недостаточную подачу топлива в цилиндры двигателя.
Недостаточная подача топлива в цилиндры
Основными причинами падения давления подачи топлива в систему впрыска являются:
- Неисправность топливного насоса - износ пары ротор-корпус, поломка клапанов и пружин.
- Повреждение, старение или пережатие топливопроводов высокого давления внутри двигателя.
- Ухудшение распыления топлива в форсунках из-за коксования или засорения распылителей.
В таких случаях мотор часто запускается, но через пару секунд глохнет или начинает работать с перебоями и вибрациями - это реакция системы на неравномерную подачу топлива по цилиндрам.
Похожая ситуация может возникать в карбюраторных двигателях. Причины:
- Загрязнение жиклеров и эмульсионных трубок карбюратора посторонними частицами и отложениями, в результате чего падает скорость подачи топлива в диффузоры.
- Усталостные трещины в поплавковой камере или диафрагме, не позволяющие поддерживать необходимый уровень топлива в карбюраторе для правильной работы форсунок.
Пробуксовка стартера и слабый разряд аккумулятора
В процессе пуска двигателя очень важно обеспечить стабильные обороты стартера для раскрутки коленвала. Основные причины, почему стартер не справляется со своей задачей:
- Износ или сильное загрязнение коллектора и щеток стартера, в результате чего возникают плохие контакты и искрение во время запуска двигателя.
- Усталостные трещины и сколы на зубьях маховика из-за большого пробега. Это типичная проблема для автомобилей с пробегом более 200-250 тысяч километров.
- Слабый заряд аккумуляторной батареи по причине низких температур окружающей среды или большого срока эксплуатации. Из-за недостатка мощности стартер не может обеспечить достаточные обороты коленвала для устойчивой работы двигателя.
Если стартер "пробуксовывает", то даже при удачном запуске двигатель не набирает нужные обороты и глохнет через секунду-другую.
Неисправности системы выпуска отработанных газов
Завершающий этап работы двигателя - это вывод отработанных газов с высоким содержанием СО, СО2, NOx, сажи и несгоревших углеводородов. Если эта система работает со сбоями, двигатель быстро останавливается. Причины могут быть разные:
- Сильная коррозия, разрывы или закупорка выхлопной трубы, в результате чего происходит частичная блокировка отвода отработанных газов из цилиндров и их попадание обратно во впускной коллектор. Катализатор при этом резко теряет эффективность из-за быстрого отравления и отложений сажи на керамической начинке.
- Поломка электронного блока управления работой катализатора. Контроллер катализатора не отслеживает нагрев и температурные режимы его работы. Из-за перегрева происходит оплавление и разрушение керамической начинки, что также блокирует прохождение отработанных газов на выхлопе.
Совокупность таких небольших неполадок в разных системах и узлах автомобиля внезапно приводят к ситуации, почему почему заводится и глохнет машина при запуске. Иногда достаточно просто дозаправиться качественным бензином или прочистить шланги системы выпуска газов, чтобы устранить эту неприятную проблему. А бывает, что необходим капитальный ремонт двигателя с регулировкой и заменой узлов топливной системы, зажигания или выпуска.
Механические неисправности в системе ГРМ
Одной из важнейших систем любого двигателя является система газораспределительного механизма (ГРМ). Она отвечает за открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов в строго определенной последовательности для обеспечения циклов впуска свежей рабочей смеси и выпуска отработанных газов.
Типичные неисправности ГРМ, из-за которых двигатель "заводится", но тут же глохнет:
- Нарушение регулировки или износ ремня/цепи привода распредвала, в результате чего нарушается синхронизация в работе клапанов и поршней.
- Выход из строя натяжителя ремня ГРМ, что приводит к пробуксовке и срыву ремня.
- Поломка сухарей или ослабление крепления клапанных пружин. Это влечет за собой нарушение герметичности камер сгорания и утечки рабочей смеси.
Ошибки в работе бортового компьютера
Современные автомобили оснащены мощными 32-разрядными бортовыми компьютерами, интегрированными в систему управления двигателем. Они непрерывно анализируют десятки параметров от различных датчиков и на их основе вырабатывают управляющие сигналы на исполнительные механизмы - форсунки, зажигание, впуск/выпуск и т.д.
Основные возможные сбои, приводящие к тому, что почему заводится глохнет машина:
- Поломка или плохой контакт датчиков - положения коленвала, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости. Бортовой компьютер считывает ошибочные показания и выдает неверные команды исполнительным механизмам.
- Неправильная прошивка или сбой программного обеспечения блока управления двигателем (ЭБУ). Процессор выдает некорректные сигналы управления режимами работы мотора из-за ошибок в коде прошивки.
Неисправности систем охлаждения и смазки
Для длительной работы двигатель должен иметь надежные системы охлаждения и смазки трущихся деталей. Например, температура стенок камеры сгорания достигает 2500°С! Без интенсивного охлаждения двигатель быстро выйдет из строя.
Вот типичные неполадки этих систем, приводящие к моментальной остановке двигателя после запуска:
- Трещины и негерметичные соединения в корпусных деталях системы охлаждения, через которые быстро вытекает жидкость. В результате образуются "горячие точки" перегрева и оплавления деталей двигателя.
- Низкий уровень или старое масло в картере двигателя, неспособное полноценно смазывать подшипники коленвала и распредвала на высоких оборотах, что приводит к их задирам и разрушению.
- Сильные отложения нагара и лаков на масляных каналах, по которым должно циркулировать масло к трущимся деталям. Это вызывает местный недостаток смазки при работе на высокой скорости.
Пошаговая диагностика причин
Чтобы точно определить причину, почему машина заводится, но сразу глохнет, нужно провести поэтапную диагностику состояния всех систем автомобиля:
- Проверить качество и количество топлива в баке, убедиться в отсутствии воды и механических примесей, замерить плотность и октановое число.
- Измерить напряжение на клеммах аккумулятора и стартера в режимах покоя и при прокручивании. Оценить мощность стартера и степень разряда АКБ.
- Проверить компрессию во всех цилиндрах специальным компрессометром - оценить степень износа мотора.
- Подключить диагностический сканер или компьютер и считать память ошибок блока управления двигателем, чтобы определить неисправные датчики или системы.
Методы устранения типичных неисправностей
Когда причина, по которой машина заводится и сразу глохнет, установлена, можно приступать к ее устранению. Рассмотрим типовые методы решения наиболее распространенных проблем:
- Замена фильтров и отстойников в топливной системе - топливного, масляного, воздушного, салонного. Это помогает избавиться от загрязнений, улучшая работу системы питания.
- Ремонт топливного насоса высокого давления и форсунок. Чаще всего достаточно заменить изношенные прецизионные детали, восстановив их производительность и точность подачи топлива.
- Регулировка зазоров в клапанном механизме с заменой изношенных деталей. Это восстанавливает герметичность цилиндропоршневой группы и стабильность работы двигателя на всех оборотах.
- Перепрошивка блока управления, устраняющая ошибки в программном коде, из-за которых возникали сбои в работе двигателя и его систем.
Рекомендации по предотвращению поломок
Чтобы максимально продлить срок службы автомобиля и избежать ситуации, когда двигатель запускается и сразу глохнет, рекомендуется:
- Регулярно проводить диагностику технического состояния на специализированных СТО с использованием сканеров и тестеров.
- Своевременно заменять расходные материалы - масла, фильтры, прокладки, ремни, свечи на рекомендованные производителем.
- Использовать только качественное топливо из проверенных источников, желательно с присадками-стабилизаторами.
- Хранить автомобиль в теплом помещении, поддерживая заряд АКБ и исключая вероятность замерзания жидкостей в системах.
Альтернативные способы запуска
Если по каким-то причинам не удается запустить двигатель обычным способом, можно воспользоваться альтернативными методами.
Например, если проблема в слабом аккумуляторе или неисправности стартера, можно запустить машину буксировкой на 2-3 передаче или спуском с горки. Это позволит раскрутить коленвал за счет кинетической энергии и обеспечит начало процесса горения в цилиндрах без использования стартера.
Другой способ - переход в режим принудительного зажигания, замкнув обмотку реле стартера. Тогда свечи будут принудительно искрить в нужной последовательности за счет импульсов от распределителя, что также может привести к запуску мотора.
Плюсы и минусы разных систем двигателей
При оценке причин, почему автомобиль заводится, но сразу глохнет, стоит учитывать конструктивные особенности разных типов силовых установок.
Тип двигателя | Плюсы | Минусы |
Карбюраторный | Простота конструкции и ремонта | Нестабильность состава топливной смеси |
Инжекторный | Точность дозирования топлива | Сложность диагностики неисправностей |
Дизельный | Экономичность | Проблемы при холодных пусках |