Почему комедия "Недоросль" начинается со сцены с портным Тришкой

Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" по праву считается классикой русской литературы. Но почему автор начинает произведение не с представления главных героев или знакомства с их жизнью, а с перебранки хозяйки с ее крепостным?

Зачем нужна вводная сцена с Тришкой

Этот небольшой эпизод в начале комедии выполняет сразу несколько функций:

  • Знакомит читателя с обитателями дома Простаковых
  • Задает тон всему произведению, показывая атмосферу в семье
  • Является завязкой сюжета и намекает на дальнейшее развитие событий
Девушка в белом платье бежит по лесу на закате.

Знакомство с героями

В сцене фигурируют сразу несколько ключевых персонажей пьесы: сама Простакова, ее муж, сын Митрофанушка, а также упоминаются ее брат Скотинин и племянница Софья. Таким образом, уже с первых строк читатель получает представление о том, кто есть кто в этой семье.

Атмосфера дома Простаковых

Наблюдая за тем, как Простакова обращается с Тришкой, ее резкостью и раздражительностью по мелочам, мы составляем мнение о царящей в доме атмосфере. Становится понятно, что здесь не ценят человеческое достоинство и снисходительность - властвует жестокость и произвол.

Портрет сердитой барыни в платье. За ней муж и сын.

Предыстория сюжета

Наконец, диалог про тесный кафтан для Митрофанушки намекает на то, что в семье готовится какое-то торжество по случаю свадьбы. Эта деталь задает вектор развития дальнейшего сюжета.

Что символизирует образ Тришки

Как вы думаете, почему Фонвизин выбрал именно сцену с портным-крепостным, чтобы открыть свою комедию? Этот персонаж несет в себе сразу несколько смыслов.

Положение крепостных

Во-первых, Тришка олицетворяет тяжелую долю русских крестьян того времени. Его положение бесправного человека, которого можно безнаказанно мучить по прихоти господ, отражает реалии России 18 века.

Намек на себя как на драматурга-новатора

Кроме того, в словах Тришки о том, что его "не учили" быть портным, просматривается иносказательный намек автора на самого себя. Фонвизин здесь как бы говорит - да, estas первый русский драматург-сатирик, и мои комедии может быть "узки", но я тоже "не учился" у великих европейских драматургов.

Притча о латании старого кафтана

Наконец, упоминание о тесном кафтане для Митрофанушки перекликается с известной притчей про то, как Тришка латал старый кафтан, вырезая лоскуты с других мест. Фонвизин этой аналогией намекает, что с воспитанием Митрофанушки, видимо, происходит нечто похожее.

Что мы узнаем о героях в 1 действии

Итак, почему комедия "Недоросль" начинается со сцены с портным Тришкой? Этот, казалось бы, второстепенный персонаж, на самом деле, задает тон всей пьесе и многое рассказывает нам о ее героях.

Уже из первого действия, где разворачивается диалог Простаковой и Тришки, мы узнаем:

  • Характер и повадки Простаковой - вспыльчивая, жестокая женщина, которая царит в доме
  • Каким вырос ее сын Митрофанушка - избалованным и безграмотным маменькиным сынком
  • Поведение господина Простакова - терпеливого, забитого мужа, который боится жены

Таким образом, уже небольшая сцена дает представление о всей этой семье и задает настроение последующего повествования.

Почему комедия "Недоросль" начинается сценой с портным Тришкой - теперь должно быть понятно. Этот персонаж выполняет роль проводника в мир пьесы и рассказчика о ее героях. Без него знакомство читателя с семейством Простаковых было бы куда менее ярким и выразительным.

Как показана жизнь крепостных

Образ Тришки позволяет Фонвизину показать и жизнь русских крепостных того времени. Их положение было крайне тяжелым - они полностью зависели от прихотей господ и не имели никаких прав и свобод. Их могли безнаказанно оскорблять, избивать, морить голодом.

Простакова ведет себя с Тришкой именно так - кричит на него, унижает и обвиняет во всех грехах. Это передает атмосферу произвола и бесправия, в которой жили крепостные крестьяне.

Сатира на дворянство

Помимо этого, образы Простаковых высмеивают пороки тогдашнего дворянского сословия. Их невежество, самодурство, пренебрежение к простому люду - все это критикуется Фонвизиным.

Особенно резко эти черты проявляются в сцене экзамена Митрофанушки. Его полное невежество и отсутствие стремления к знаниям выставляет дворян в невыгодном свете.

Намек на политическую сатиру

В образе властной и своенравной Простаковой просматривается также намек на императрицу Екатерину II. Управляя огромной империей, она так же, как Простакова в своем имении, зачастую принимала решения единолично, не считаясь с мнением окружающих.

Комедия положений

Наконец, многие сцены комедии построены на остроумной игре положений. Например, когда Простакова приказывает переодеться Тришке в женское платье, чтобы наказать его. Или когда пытается невежественного Митрофанушку выдать за образованного человека.

Эти забавные ситуации высмеивают пороки героев и развлекают читателя.

Язык персонажей

Отдельно стоит сказать про язык, которым разговаривают герои комедии. Например, странные словечки Простаковой типа "вздуру", речь Скотинина, пересыпанная устаревшими выражениями.

Это также вызывает комический эффект и передает колорит эпохи.

Развитие конфликта

Сцена с Тришкой также задает вектор для развития основного конфликта пьесы. Из его диалога с Простаковой мы узнаем, что готовится некое торжество, связанное с женитьбой Скотинина.

А далее выясняется, что Простакова хочет выдать замуж свою бедную родственницу Софью за нелюбимого ею человека - ради приданого в виде деревни и крепостных. Начинает разворачиваться борьба положительных и отрицательных героев пьесы.

Хитрость Софьи

Несмотря на то, что изначально Софья нарисована как бесправная сирота, она со временем обнаруживает большую находчивость и даже хитрость в отстаивании своих интересов.

Например, она притворно соглашается на предложение Стародума, чтобы выиграть время для спасения. Или же искусно ведет себя на экзамене Митрофанушки.

Наказание Простаковых

Логичным финалом конфликта является суровое наказание Простаковых за их попытки насильно осуществить брак ради корыстных целей. Простакова и ее брат лишаются права распоряжаться имением.

А Митрофанушка отправляется в армию, что должно по мысли автора преобразовать его в лучшую сторону и избавить от пороков.

Победа разума над невежеством

Таким образом, в конце комедии добродетель и разум одерживают верх над корыстью и невежеством. Поль Брейгель олицетворяет торжество истинных ценностей и просвещения.

А зрители и читатели получают в итоге не только юмор, но и поучительный урок.

Реакция читателей

Комедия "Недоросль" пользовалась большой популярностью у читателей с самого начала. Публика высоко оценила ее сатирический пафос, верные характеры персонажей.

Особенно им нравились такие персонажи, как госпожа Простакова и Митрофанушка. Их речь, манепы, глупость и невежество вызывали взрывы смеха у зрителей.

Злободневность идей

Еще одна причина успеха комедии в том, что она затрагивала злободневные для того времени темы. Пороки дворянства, темнота простого народа, плохое воспитание молодежи - все это волновало умы в России 18 века.

Поэтому фонвизинская сатира воспринималась как смелое и остроумное высказывание на важные темы.

Развитие жанра комедии

"Недоросль" также имела большое значение для развития жанра русской комедии. До Фонвизина комедии в России практически не создавались или были на уровне водевилей.

А благодаря "Недорослю" закрепился высокий образец жанра - с глубокими характерами, ярким юмором и сатирой на злободневные пороки.

Влияние на последующие поколения

Наконец, эта комедия оказала большое влияние на всю последующую русскую литературу. Такие писатели как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов во многом продолжили традиции Фонвизина-сатирика.

Они создавали острые, злободневные произведения, высмеивающие пороки современного им общества. Без "Недоросля" их творчество было бы невозможно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.