Мелководный Керченский пролив, протяженностью 40 и шириной 15 километров, соединяет акваторию Азовского моря с Черным. Восточным побережьем пролива является Таманский полуостров, принадлежащий российской территории, а западным – Керченский полуостров, принадлежащий украинскому Крыму. Глубоководные места больше сосредоточены в начале пролива, самая большая глубинная точка насчитывает 18 метров. Глубина серединной части не
превышает семи метров. Для судоходства еще в конце 19 века в этих местах был прорыт канал, по которому в настоящее время проходит фарватер. Самый крупный порт – крымский город Керчь.Керченский пролив является золотым местом для промысла морских рыб. На протяжении всего года в водной глади мигрируют огромные косяки рыб от одного моря в другое: хамсы, керченской сельди, скумбрии, кефали, ставриды, барабули, осетра, тюльки и др. Особенно ее много в весенний период. В местах отмели рыбу можно черпать обычными ведрами.
Богат Керченский пролив и природными ископаемыми. На галечном побережье можно встретить месторождения голубой глины, которая используется в косметических целях, и раковины древнейших моллюсков с минералами керченита. А высокие обрывы обнажают пласты железной руды.
Керченский пролив является очевидцем многих происшествий. В древнюю эпоху здесь процветала эллинская культура, в начале прошлого тысячелетия через него перебирался князь Игорь после похода на Константинополь. Были на этих берегах пиратские
корабли генуэзцев, венецианцев, турков. Неоднократно в Керченском проливе проходили военные сражения за территорию (русско-турецкая война, революционные события в России, Великая Отечественная война).В настоящее время морской пролив используется в мирных целях. Это важнейший транспортный путь, который соединяет между собой не только два государства, но и страны юго–восточной Европы, центральной Азии и Закавказья. Паромная переправа через Керченский пролив была открыта в 1955 году и на данный момент является важной артерией автомобильных дорог российской и украинской территорий. Она соединяет украинский порт «Крым» и российский «Кавказ». За последние 15 лет несколько раз поднимался вопрос о строительстве мостового перехода через пролив. Но из-за недостаточного финансирования, особенностей морского дна, дороговизны проекта и политических разногласий двух государств идеи пока остаются на бумаге.
Паром через Керченский пролив располагается в самом узком месте. Миновав экономический кризис и экологические проблемы, судоходная компания перевозит более одного миллиона тонн грузов и около 450 000 пассажиров на протяжении года. Это позволяет сократить переправляющимся людям значительный километраж автодорог. В настоящее время восстановлены и железнодорожные перевозки, которые осуществляются двумя единицами техники.
Для быстрой переправы из российского Краснодарского края на крымскую заповедную зону Украины понадобится всего лишь паспорт и проездной билет. За перевоз транспортного средства (машины, велосипеда, мотоцикла) взымается дополнительная плата в зависимости от габаритов. Переправа на рейсовом автобусе будет стоить вдвое дешевле, чем на личном транспорте. Бесплатно разрешается провозить груз весом до 25 килограммов. Время работы парома – с 4.00 до 1.00. В летний сезон курсирует два парома.