Почему каторжане ненавидят Раскольникова: причины и следствия

Роман «Преступление и наказание» Достоевского повествует о судьбе Родиона Раскольникова, совершившего убийство. Но почему именно каторжане, отбывающие наказание вместе с ним, испытывают к Раскольникову ненависть и презрение? Давайте разберемся.

Предыстория ссылки Раскольникова на каторгу

Родион Раскольников — бывший студент, бросивший учебу из-за бедности. Он разрабатывает теорию о том, что есть "необыкновенные" люди, которые имеют право преступать закон ради высшей цели. Чтобы проверить эту теорию на практике, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры топором.

После преступления Раскольникова мучают угрызения совести. Он сознается в убийстве следователю Порфирию Петровичу. На суде Раскольникова приговаривают к 8 годам каторжных работ в Сибири.

Платье его было тепло и приспособлено к его образу жизни. Кандалов он даже на себе не чувствовал. Стыдиться ли ему было своей бритой головы и половинчатой куртки?
Портрет Раскольникова, переживающего внутренний надлом

Отрицательное отношение каторжан к Раскольникову

На каторге Раскольников сталкивается с резко отрицательным отношением со стороны других заключенных. Каторжане обвиняют его в безбожии, требуют убить как врага веры:

Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! — кричали ему. — Убить тебя надо.

Они с презрением называют Раскольникова «барином», считая, что ему не подобает ходить с топором и убивать. Каторжники также не могут понять мотивы его преступления:

Ты барин! — говорили ему. — Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело.

Сам Раскольников относится к ним с холодным превосходством, что еще больше разжигает ненависть каторжан:

Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась.

Такое поведение Раскольникова убеждает каторжан в том, что он смотрит на них свысока как на ничтожеств:

  • обвиняют в безбожии и требуют убить
  • называют "барином", не заслужившим каторги
  • не понимают мотивов его преступления
  • в ответ видят лишь холод и презрение

Так каторжане начинают испытывать личную неприязнь и общую ненависть к Раскольникову.

Почему раскольникова ненавидят каторжане? Во многом потому, что он ведет себя высокомерно и с пренебрежением относится к остальным узникам. Его холодность и эгоизм вызывают отторжение.

Причины презрения Раскольникова к каторжанам

Но почему же сам Раскольников испытывает презрение к каторжанам?

Во-первых, он по-прежнему считает себя выше и умнее их. Его теория о «необыкновенных» людях, имеющих право на преступление, до сих пор не покинула его. Он не раскаивается в убийстве и не ставит себя с ними на один уровень.

Во-вторых, Раскольников не может принять, что простые каторжане осуждают его, человека с университетским образованием и философскими взглядами. Это уязвляет его гордость.

В-третьих, Раскольников считает их недостойными своего внимания «тварями дрожащими», хотя на самом деле каторжане олицетворяют тех самых «униженных и оскорбленных», о которых он так много рассуждал.

Реакция Раскольникова на нападки каторжан

Как же Раскольников реагирует на нападки и угрозы каторжан?

  • Он ожидает их безучастно и равнодушно
  • Держится в стороне от всех
  • Хочет страдать в одиночестве

Такая позиция еще больше подогревает ненависть каторжан. Они видят в нем черствого и бессердечного человека.

Контраст с добротой Сони Мармеладовой

На этом мрачном фоне выделяется добрая и отзывчивая Соня Мармеладова, последовавшая за Раскольниковым на каторгу. Ее душевная чистота и готовность помогать другим вызывает любовь и уважение каторжан.

Этот контраст между холодным эгоизмом Раскольникова и самоотверженностью Сони еще отчетливее показывает причины ненависти каторжан к главному герою.

Почему Раскольникова ненавидят каторжане? Потому что его гордыня и высокомерие не вызывают ничего, кроме презрения.

Вид сибирской каторги зимним утром

Внутренние изменения Раскольникова

Со временем в душе Раскольникова начинают происходить перемены. Особенно сильное влияние на него оказывает Соня Мармеладова.

Когда Соня заболевает и на некоторое время оставляет Раскольникова одного, он испытывает муки одиночества и тоски. Это заставляет его по-новому взглянуть на свое отношение к Соне.

Он просил у нее прощения за свое прежнее холодное и тяжелое обхождение с нею, за свою грубость

Постепенно под влиянием Сони Раскольников находит в себе силы раскаяться в содеянном. Происходит переломный момент в его душе.

Оттепель в отношениях с каторжанами

Почему каторге не любили Раскольникова? Ситуация начинает меняться после духовного перерождения Раскольникова.

Каторжане замечают, что он стал добрее и терпимее. Постепенно их ненависть к нему ослабевает. Под конец срока каторги многие уже надеются, что Раскольников исправится.

Окончательное примирение

В конце романа Раскольников окончательно раскаивается в содеянном и обретает веру в будущее. Вместе с Соней они покидают место ссылки, чтобы начать новую жизнь.

Теперь уже ничто не мешает полному примирению Раскольникова с каторжанами, которые из ненавистников становятся единомышленниками героя.

Дальнейшая судьба Раскольникова

После освобождения с каторги Раскольников вместе с Соней покидает Сибирь. Они решают поселиться в каком-нибудь отдаленном уголке России и начать все сначала.

Раскольников мечтает применить полученные страдания на благо людей. Он хочет послужить обществу и искупить свою вину добрыми делами.

Мечта его теперь - уйти в какой-нибудь угол, поглуше да подешевле, а там своим трудом добывать себе пропитание.

Возможное отношение каторжан к будущему Раскольникова

Как теперь каторжане могут относиться к будущей жизни своего бывшего сокамерника?

С одной стороны, у многих может остаться настороженность и недоверие после всего случившегося.

Но те, кто увидел в Раскольникове потенциал к исправлению, верят, что он и дальше будет меняться к лучшему. Они могут искренне ему сочувствовать и желать успехов.

Исторические параллели

Судьба Раскольникова отчасти напоминает реальные истории каторжан в России.

К примеру, революционеры и диссиденты также часто подвергались остракизму от простых уголовников за свои непонятные для них идеи и цели.

Однако и среди политзаключенных случались духовные перерождения, после которых они обретали общий язык с другими узниками.

Таким образом, судьба Раскольникова во многом типична для российской действительности того времени.

Роль второстепенных персонажей

Помимо Сони, на Раскольникова повлияли и другие второстепенные герои, в частности следователь Порфирий.

Благодаря его стараниям Раскольников получил минимально возможный срок. Косвенно Порфирий также подтолкнул его к признанию и раскаянию.

Это еще один пример того, как другие персонажи помогают раскрыть сложный внутренний мир главного героя романа.

Роль религиозных мотивов

Важную роль в преображении Раскольникова играют религиозные мотивы. Соня постоянно читает ему Евангелие, призывая покаяться и обратиться к Богу.

Прочти, вот отмеченное место; я часто читала. Как Лазаря воскресил из мертвых Христос... веруешь ли, что это правда? - спрашивала Соня

Изначально Раскольников относится к этому скептически. Но постепенно слова Евангелия находят отклик в его измученной душе и побуждают к перерождению.

Символика сновидений

В романе несколько раз упоминаются кошмарные сны Раскольникова. Они отражают метания его души и внутреннюю борьбу.

После духовного перелома смысл сновидений меняется. Теперь Раскольников видит образы возрождения и обновления. Это символизирует перерождение героя.

Трансформация интересов

Параллельно внутренним изменениям Раскольникова меняются и его интересы в жизни. Если раньше его поглощала абстрактная философская теория, то теперь на первый план выходит забота о близких.

Главное, дорогая Соня, - сказал он, - что теперь успокоились страсти и не мучают, как прежде, а с ними, надеюсь, исчезнут и миражи.

Так Раскольников окончательно избавляется от гордыни ради любви и сострадания к другим.

Финальное преображение

К концу романа Раскольников полностью перерождается духовно. Из высокомерного теоретика, презирающего людей, он превращается в скромного и доброго человека, готового к самопожертвованию.

Эта внутренняя трансформация героя - кульминация философской концепции Достоевского о роли страданий в очищении человеческой души.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.