Моторное масло - важнейший компонент, от которого зависит работоспособность и ресурс автомобильного двигателя. Однако нередко возникает ситуация, когда расход масла заметно превышает норму. Давайте разберемся, почему может возникать повышенный расход моторного масла и как с этим бороться.
Причины повышенного расхода моторного масла
Существует множество факторов, которые могут спровоцировать увеличенный расход масла. Рассмотрим основные из них.
Конструктивные особенности двигателя
Некоторые двигатели изначально склонны к повышенному расходу масла. Это может быть связано с особенностями формы и материала поршней, колец, системы вентиляции картера.
Особую проблему представляет выход из строя сальников распределительного и/или коленчатого валов. Понять о том что сальники пора менять не сложно при обычном осмотре двигателя.
Износ деталей двигателя
С увеличением пробега автомобиля неизбежно возрастает износ деталей двигателя, что приводит к прорыву масла:
- износ поршневых колец и цилиндров
- износ маслоотражательных колпачков
- износ сальников коленвала
Нарушения в системах двигателя
Неполадки в различных системах двигателя также могут стать причиной повышенного расхода масла:
- Неисправности системы вентиляции картера
- Нарушения в работе термостата или охлаждения
- Пробой прокладки головки блока цилиндров
- Неисправности топливной системы
Например, при засорении системы вентиляции картера повышается давление газов, что приводит к прорыву масла через уплотнения.
Неправильная эксплуатация
Особенности эксплуатации автомобиля также оказывают влияние на расход масла. К примеру:
- Езда на короткие расстояния без прогрева
- Частые поездки на высоких оборотах двигателя
- Применение неподходящего моторного масла
Все эти факторы ускоряют износ деталей двигателя и способствуют увеличенным потерям масла.
Как определить повышенный расход моторного масла
Для выявления отклонений в расходе масла автовладельцу в первую очередь необходимо знать нормы, а также регулярно проверять уровень масла в двигателе.
Нормы расхода моторного масла
Тип двигателя | Норма расхода масла |
Бензиновый (легковой) | 0,5-1 л на 5000 км |
Дизельный (легковой) | до 2 литров на 10 000 км |
Превышение этих норм свидетельствует о повышенном расходе масла.
Проверка уровня масла
Уровень масла рекомендуют проверять каждые 500 км пробега или перед дальней поездкой. Правила проверки:
- Убедиться что двигатель холодный
- Автомобиль стоит на ровной поверхности
- Извлечь и протереть щуп насухо
- Полностью вставить щуп обратно
- Повторно извлечь и оценить уровень - он должен быть между метками min и max
Если приходится часто доливать или уровень оказывается ниже нормы - это сигнал о повышенном расходе моторного масла.
Как бороться с повышенным расходом масла
Чтобы снизить расход масла в двигателе, можно предпринять следующие меры:
- Применить масло более вязкое или с увеличенным сроком смены
- Использовать специальные присадки-загустители
- Провести очистку и промывку систем двигателя
- Отремонтировать изношенные узлы (кольца, сальники)
- Изменить стиль вождения, дать двигателю прогреваться
Комплекс таких мер позволяет не только снизить расход масла, но и увеличить ресурс двигателя.
Однако в ряде случаев причиной повышенного расхода масла становится сильный износ двигателя. Тогда требуется капитальный ремонт или замена изношенных деталей цилиндро-поршневой группы.
Выбор моторного масла для экономии расхода
Правильный выбор моторного масла - это один из ключевых моментов в борьбе с повышенным расходом. Давайте рассмотрим основные критерии выбора:
- Вязкость - более вязкие масла лучше удерживают масляную пленку на стенках
- Состав - синтетические и полусинтетические масла менее расходные
- Присадки - ингибиторы окисления и загустители снижают угар
- Спецификация - выбрать подходящую для данного типа двигателя
Ориентируясь на эти параметры, можно подобрать оптимальное моторное масло, которое будет в меньшей степени расходоваться при эксплуатации.
Влияние манеры вождения на расход масла
Как уже отмечалось ранее, особенности эксплуатации автомобиля напрямую воздействуют на интенсивность угара моторного масла. Давайте выделим ключевые моменты:
- Частые "холодные" пуски и поездки на непрогретом двигателе
- Резкие разгоны и торможения
- Длительная работа на высоких оборотах
- Езда с чрезмерной нагрузкой - с прицепом, на пределе возможностей
Все эти режимы ускоряют износ деталей двигателя, что ведет к повышенным потерям масла. Поэтому, чтобы не задаваться вопросом, почему жрет масло двигатель - нужно менять привычки за рулем.
Профилактика для снижения расхода масла
Для уменьшения угара моторного масла большое значение имеют регулярные профилактические мероприятия: замена масла, фильтров, использование промывочных присадок. Рассмотрим их подробнее.
Своевременная замена масла и фильтров
Соблюдение периодичности замены масла и масляного фильтра - один из ключевых моментов, позволяющих держать под контролем вопрос, почему жрет масло автомобиль. Рекомендованная периодичность для большинства легковых автомобилей - 1 раз в 5-10 тысяч километров.
Использование очистительных присадок
Специальные присадки для очистки и "омоложения" двигателя позволяют удалить отложения с внутренних поверхностей, тем самым уменьшая возможности для утечек масла. Такие присадки особенно актуальны для двигателей с большим пробегом.
Почему теряется герметичность системы смазки
Потеря герметичности - одна из ключевых причин, почему жрет масло двигатель. Это может быть связано с банальным износом резиновых уплотнений или некачественной сборкой при ремонте двигателя. Также на герметичность влияет качество и вязкость применяемого масла. Его подбором можно компенсировать незначительную утечку.
Что делать при сильном расходе моторного масла
Если, несмотря на все предпринимаемые меры, машина ест масло в больших количествах, то не обойтись без ремонта двигателя и замены изношенных узлов - поршневых колец, сальников, прокладки головки блока.
- Для выявления конкретного места утечки может понадобиться диагностика в сервисном центре
- При необходимости проводят капитальный ремонт двигателя или отдельных его узлов
- В ряде случаев выгоднее менять двигатель на подержанный - это дешевле полноценного восстановления
Капитальный ремонт двигателя: основные этапы
Если износ двигателя зашел слишком далеко, и он жрет масло в огромных количествах, то не обойтись без капитального ремонта. Что это включает?
- Полная разборка двигателя, оценка состояния всех деталей и узлов
- Замена всех изношенных деталей - колец, вкладышей, сальников, прокладок
- Притирка и доводка цилиндров до необходимого размера
- Сборка двигателя с новыми комплектующими и регулировка зазоров
- Обкатка и тестирование после ремонта
Полноценный капремонт позволяет не только устранить причины повышенного расхода масла, но и существенно продлить ресурс двигателя.
Подержанный двигатель как альтернатива ремонту
Если текущее техническое состояние двигателя неудовлетворительное, а стоимость капремонта сопоставима со стоимостью подержанного двигателя, имеет смысл рассмотреть второй вариант:
- Меньшие затраты по сравнению с ремонтом
- Более быстрая замена - 1-2 дня против 1-2 недель
- Получение двигателя в исправном "коробочном" состоянии
Однако здесь тоже есть свои подводные камни в виде скрытых дефектов и необходимости подбора по различным параметрам.
Профилактика после ремонта двигателя
Чтобы избежать повторного ремонта и вопроса "почему машина ест масло", после восстановления двигателя нужно:
- Выдержать правильную обкатку
- Регулярно менять масло, не нарушать периодичности
- Использовать рекомендованное масло вязкости и состава
- Избегать перегрузок двигателя, особенно на первых порах
Соблюдение этих несложных правил позволит надолго забыть о проблеме повышенного расхода моторного масла.