Современные мамы начинают заниматься развитием малыша чуть ли не сразу после его выписки из роддома. Безусловно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок как минимум соответствовал нормам из календаря развития, а еще лучше – их опережал. Список того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, невелик. Однако стоит его изучить и внимательно присмотреться к новорожденному, чтобы предупредить возможные патологии.
Физиологические особенности новорожденного
Появившись на свет, ребенок начинает в экстренном режиме приспосабливаться к жизни вне материнской утробы. Это происходит благодаря некоторым врожденным рефлексам и познанию окружающего мира в короткие промежутки времени между сном и приемом пищи.
В физическом плане кардинально меняется система кровообращения новорожденного. При рождении прекращается плацентарное поступление крови, в то время как собственная кровь начинает поступать из правого желудочка сердца для обогащения кислородом. После чего она идет по малому кругу кровотока.
Кроме того, новорожденный теряет основные фетальные коммуникации – закрывается артериальный и венозные протоки, начинает в полной мере функционировать большой и малый круги кровообращения. Помимо этого, иммунитет ребенка начинает знакомиться с новыми бактериями и микроорганизмами, адаптируется пищеварительная система и налаживается работа эндокринной системы.
Рост и развитие ребенка в 1 месяц
О том, что должен уметь ребенок в 1 месяц, можно говорить сугубо ориентировочно. Некоторые дети развиваются и растут быстрее, некоторые медленнее. По нормам новорожденный к концу первого месяца жизни должен набрать не менее 600 грамм веса и 2 см роста. Кроме того, увеличивается охват головы и грудной клетки. Однако движения новорожденного к концу первого месяца остаются хаотичными. Координация приходит только на третьем месяце жизни, именно поэтому до этого возраста детей рекомендуют пеленать.
В период бодрствования ребенок понемногу изучает окружающий мир. Под действием огромного количества информации, которую новорожденному еще только предстоит усвоить, развивается нервная система и функции головного мозга. Поскольку обучение происходит не так стремительно, не стоит ждать от ребенка особых навыков.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц?
Когда врачи говорят о навыках новорожденных, они подразумевают наличие врожденных рефлексов, которые свойственны всем детям первого месяца жизни. Они проверяются при плановом осмотре и не требуют от ребенка какой-то умственной или психологической нагрузки. Все, что должен уметь ребенок в 1 месяц – безусловные рефлексы, данные ему от природы.
Список безусловных рефлексов новорожденного включает следующие навыки:
- сосательный;
- хватательный;
- поисковой;
- защитный;
- ползание;
- ходьба;
- рефлекс Бабинского.
Сосательный и поисковой рефлексы
Первый рефлекс, необходимый для выживания вне материнской утробы, – сосательный. Он нужен, чтобы ребенок смог получать питательные вещества не через пуповину, а через грудное молоко, которое еще нужно добыть. Этот рефлекс развивается еще в период вынашивания ребенка. Поэтому на УЗИ можно отчетливо рассмотреть, как ребенок, находясь в животе матери, сосет пальчик. Чтобы проверить наличие данного рефлекса, необходимо кончиком пальца провести вокруг рта ребенка.
Еще один рефлекс, направленный на добычу пищи, – рефлекс поиска. Если слегка прикоснуться к щеке или уголку рта ребенка, он должен повернуть голову в сторону раздражителя. Но только при условии, что это прикосновение будет нежным и осторожным. Распознавать грубость и дискомфорт позволяет развитие ребенка в 1 месяц. Что должен уметь новорожденный, так это тянуться к хорошему и сторониться опасного. Поэтому при неосторожном прикосновении ребенок может отвернуть голову в противоположную сторону.
Хватательный и защитный
Большую часть времени ладони новорожденного находятся в сжатом состоянии. И если вложить в открытую ручку палец или другой предмет, ребенок крепко его схватит. Причем сила сжатия окажется удивительной для такого хрупкого создания. Аналогичную реакцию можно увидеть при раздражении стопы – ребенок должен разжать пальцы наподобие веера. Этот рефлекс также относится к хватательному, однако он носит имя французского невропатолога Жозефа Бабинского.
Многие родители боятся укладывать ребенка спать на живот. А зря. Благодаря защитному рефлексу ребенок, если лежит на животе, всегда поворачивает голову набок. Поэтому у здорового малыша отсутствует риск задохнуться во время сна.
Рефлекс спонтанного ползания и автоматической ходьбы
При осмотре педиатр должен проверить еще несколько рефлексов, например спонтанного ползания. Конечно, ползание не входит в список того, что должен уметь ребенок в 1-2 месяца. Однако рефлекс, который напоминает такие попытки, обязательно должен присутствовать. Чтобы его проверить, нужно уложить ребенка на живот и подставить под стопы открытую ладонь в качестве упора, от которого он должен немного оттолкнуться.
Рефлекс автоматической опоры заметен, если попробовать поставить ребенка на ножки. Когда берут малыша в вертикальное положение и дают опереться на твердую поверхность, можно наблюдать первые попытки ходьбы новорожденного.
Прочие рефлексы
Рефлекс Бабкина, или ладонно-ротовой. Именно он относится к тому, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни. Чтобы проверить наличие данного рефлекса, нужно слегка надавить на участок ладони под большим пальцем руки. Если ребенок открыл рот и повернул голову в сторону, можно быть уверенным в наличии данного рефлекса.
На самом деле, перечень природных навыков, которыми обладают новорожденные, достаточно широк. Некоторые рефлексы, что должен уметь ребенок, в 1-3 месяца уже угасают, другие могут сохраняться до полугода. Однако для вердикта о состоянии здоровья малыша достаточно стандартных проверок, перечисленных выше.
Что еще должны уметь дети в 1 месяц?
Если внимательно следить за малышом в течение 4 первых недель жизни, можно заметить, насколько быстро он развивается. Да, разница с тем, что должен уметь ребенок в 1-5 месяцев, колоссальна, однако все равно не стоит воспринимать его достижения как должное.
К концу 1-го месяца жизни ребенок может:
- Сфокусировать взгляд на определенном предмете. Как правило, на большом и ярком (погремушке, картинке, игрушке).
- Приподнимать голову вверх из положения «лежа на животе».
- Активно реагировать на знакомые голоса (мамы и папы).
- Вздрагивать при резком громком звуке.
- Издавать звуки или «агукать».
- Провожать взглядом перемещающиеся предметы.
- Повторять за мимикой взрослых (улыбаться, хмуриться, показывать язык).
В некоторых случаях дети могут спокойно удерживать головку в вертикальном положении. Однако этот навык относится к тем, что должен уметь ребенок в 1-4 месяца. Так что если он отсутствует, не стоит паниковать.
Советы родителям
Несмотря на то что сегодня имеется литература, которая предназначена для развития детей в возрасте 0+, не стоит ею увлекаться. Познакомить новорожденного с новым миром можно и без методических материалов. Да и с желанием скорейшего умственного развития стоит повременить. В этом возрасте для родителей главное – создать максимально комфортную атмосферу в доме для малыша.
Советы:
- При возможности нужно обеспечить ребенка своим пространством, в которое не будут проникать посторонние звуки. Это может быть как родительская спальня, так и отдельная детская комната, изолированная от резких громких шумов. Они вызывают у новорожденного сильнейший стресс. А вот тихие монотонные звуки (белый шум), наоборот, действуют как снотворное на малыша.
- Чтобы не доставлять ребенку дискомфорта, он должен испытывать только нежные тактильные ощущения. Одежда, пеленки, постельное белье должны быть пошиты из мягкой, приятной на ощупь ткани. Также очень важно правильно прикасаться к ребенку. Руки взрослого должны быть теплыми, а движения осторожными.
- Для визуального восприятия информации можно показывать новорожденному разные картинки и предметы. Замечено, что если повесить в кроватке на уровне глаз однотонную цветную картинку, новорожденный будет долго и с интересом ее рассматривать. Когда картинка надоест, ее можно сменить на аналогичную, только другого цвета. И тогда интерес ребенка к ней возобновится.
- Развивать слух и речь можно с самого рождения. Для этого можно петь песенки, рассказывать стишки и потешки, читать сказки. Если ребенок реагирует на речь, нужно вступать с ним в диалог.
В первые месяцы жизни малыш очень тесно связан с матерью на уровне психоэмоционального состояния. Новорожденный интуитивно чувствует, когда мама злится, раздражается или грустит. Поэтому при взаимодействии с ним главное – хорошее настроение.