Почему в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" так актуальна тема воспитания (8 класс)?

Эта комедия до сих пор не теряет актуальности, так как проблема правильного воспитания подрастающего поколения всегда была и остается в центре внимания.

Исторический контекст написания комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 1781 году. Для понимания замысла этого произведения важно знать исторический контекст того времени.

В 1714 году Петр I издал указ об обязательном образовании дворян. Молодых дворян, не имевших свидетельства об образовании, называли «недорослями». Они не могли ни занимать государственные должности, ни вступать в брак.

«Недоросль» – так называли в XVIII веке представителя знатного рода, не достигшего совершеннолетия и не получившего достойного воспитания.

Сам Денис Фонвизин был сторонником идей Просвещения и придавал большое значение образованию. Он критически относился к тем дворянам, которые пренебрегали учебой. По его мнению, система образования в России нуждалась в срочных реформах.

Главные герои комедии и их отношение к воспитанию

В комедии «Недоросль» довольно четко прослеживается деление персонажей автором на положительных и отрицательных.

К положительным героям относятся:

  • Стародум,
  • Правдин,
  • Софья,
  • Милон.

Это люди образованные, разумные и добродетельные. Они выступают носителями передовых для того времени взглядов на воспитание и образование.

К отрицательным персонажам комедии относятся:

  • Митрофан,
  • Скотинин,
  • Супруги Простаковы.

Эти герои невежественны, консервативны и жестоки. Их взгляды и поступки показаны автором как отрицательный пример. Уже в начале пьесы читатель понимает отношение этих героев к образованию.

Так, госпожа Простакова заявляет по поводу грамотной Софьи:

Вот до чего дожили! К девушкам письма пишут! Девушки грамоте умеют!

А ее брат Скотинин добавляет:

Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Портрет недоросля 18 века

Тема воспитания главного героя Митрофана

Главный герой комедии Митрофан растет избалованным и невежественным юношей. Это результат воспитания, которое ему дают родители.

Простаковы нанимают учителей для сына лишь для вида, чтобы получить официальное подтверждение его образования. Сами они не придают этому никакого значения. Более того, мать Митрофана убеждает его, что учеба - пустая трата времени, а грамотность для дворянина даже вредна.

Особое влияние на Митрофана оказывает кучер, который учит его правилам светской жизни и советует держаться подальше от умных людей.

В итоге к шестнадцати годам Митрофан предстает перед читателем грубым, ограниченным и злобным юношей. Он с пренебрежением относится к наукам и даже к собственной матери. Таковы плоды неправильного воспитания.

Фонвизин показывает, что без достойного воспитания невозможно вырастить по-настоящему благородного человека. И это очень актуально для нашего времени.

Значение воспитания в мировоззрении положительных героев

В противовес семейству Простаковых автор выводит положительных героев, которые понимают истинную ценность воспитания и образования.

Так, Стародум говорит, что «главная цель всех знаний человеческих – благонравие». По его мнению, именно воспитание делает человека по-настоящему достойным.

Для Правдина и Софьи гораздо бóльшую ценность имеет хорошее воспитание, чем материальное богатство. Они считают, что именно его должны родители оставлять своим детям в наследство.

Таким образом, Фонвизин подчеркивает, что правильное воспитание и образование являются залогом нравственности и достойной жизни не только отдельного человека, но и всего общества.

А это по-прежнему актуально и сегодня, почему в комедии так актуальна тема воспитания недоросли в 8 классе.

Класс 18 века в России

Критика системы образования в России

Через пьесу «Недоросль» Фонвизин высказывает критику устаревшей системы образования в России.

Он показывает это на примере госпожи Простаковой, которая нанимает в учителя своему сыну авантюристов вроде Вральмана. Подобные «педагоги» были в то время нередки.

Я трактую именно по нынешнему времени, а не из баснословия старинного.

Так Стародум призывает судить о происходящем, основываясь на реалиях жизни, а не баснях. И эта сатирическая комедия как раз и показывает реальную картину образования того времени.

Недостатки системы воспитания дворянства

Почему автора волновала проблема воспитания дворянина в комедии «Недоросль»? Потому что Фонвизин видел в дворянах опору российского государства и считал, что от их образования и воспитания зависит будущее страны.

Однако система образования дворян была далека от идеала. Невежественные родители вроде Простаковых не понимали важности воспитания.

Они ставили своим детям в учителя случайных людей, не обращая внимания на результат. А те, в свою очередь, потакали всем капризам и прихотям барчука.

В итоге вырастал такой «недоросль» как Митрофан - эгоистичный и безнравственный.

Почему эта комедия не теряет актуальности?

Прошло более 200 лет, но комедия «Недоросль» почему до сих пор не теряет своей актуальности и интереса для читателей 8 класса.

Во-первых, Фонвизин затрагивает вечные темы:

  • важность воспитания для общества;
  • отношения отцов и детей;
  • брак неравных в воспитании людей.

Во-вторых, и по сей день мы сталкиваемся с последствиями плохого воспитания молодежи, как в семье, так и в школе.

Наконец, эта комедия учит нас смеяться над человеческим невежеством, которое, увы, тоже вечно.

Таким образом, тема воспитания недоросли у Фонвизина не просто актуальна, но по-настоящему актуальна.

Роль литературы в воспитании подрастающего поколения

Литература играет важную роль в формировании личности и воспитании молодежи. Комедия «Недоросль» - яркий тому пример.

Хотя с момента написания этого произведения прошло уже более 200 лет, оно не потеряло своей актуальности и сегодня читается в 8 классе.

Почему же в 8 классе читают эту комедию и почему она до сих пор популярна?

Во-первых, в ней поднимаются вечные вопросы воспитания, важные для каждого поколения.

Во-вторых, остроумный юмор и сатира Фонвизина близки подростковому возрасту.

Наконец, в образе Митрофана молодые люди видят отражение собственных недостатков, что побуждает их к самосовершенствованию.

Тема отцов и детей

Еще одна важная тема, затронутая в комедии «Недоросль» - это тема отношений отцов и детей.

К сожалению, в семье Простаковых между родителями и сыном царит полное непонимание.

Родители избаловали Митрофана, потакая его капризам и прихотям. Но стоило им лишиться денег, как сын тут же отвернулся от них.

Эта коллизия показывает, к чему может привести излишняя мягкость и вседозволенность в воспитании детей.

Почему комедии так актуальна: тема воспитания в "Недоросль" (8 класс)

Итак, мы видим, что почему комедии так актуальна тема воспитания ("Недоросль;, 8 класс). Это связано с вечными вопросами воспитания и образования, которые Фонвизин поднимает в своем произведении.

Кроме того, острота сатиры и юмора этой комедии продолжают привлекать читателей спустя века.

Наконец, образ Митрофана дает возможность юношам критически посмотреть на собственные недостатки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.