Полезные советы по бухучету в сельском хозяйстве

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве - важнейший инструмент для эффективного ведения агробизнеса. В отличие от других отраслей, здесь есть масса особенностей: сезонность, биологические циклы производства, использование земли как главного средства труда. В этой статье мы подробно разберем специфику аграрного учета и дадим ценные практические советы по его оптимизации. Читайте дальше, если хотите максимизировать прибыль своего сельхозпредприятия!

1. Основы бухучета в сельском хозяйстве

Для начала давайте определимся с основами: какие законы и стандарты регулируют бухучет в сельском хозяйстве, в чем заключаются общие принципы учета для агрокомпаний и какие существуют формы первичной документации.

Итак, среди ключевых документов, регулирующих аграрный учет, можно выделить:

  • Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. No 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Приказ Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. No 654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и другие стандарты;
  • Методические рекомендации по бухучету затрат и выхода продукции в сельском хозяйстве.

Общая схема учета в агрокомпаниях, ведущих как растениеводство, так и животноводство, включает следующие элементы:

  1. Учет земельных угодий, основных средств и нематериальных активов
  2. Учет материальных запасов (семян, кормов, удобрений, ГСМ и пр.)
  3. Учет затрат на производство продукции растениеводства и животноводства
  4. Учет выхода готовой продукции и ее реализации
  5. Распределение косвенных расходов и формирование полной себестоимости
  6. Учет финансового результата по видам деятельности

Бухучет в сельском хозяйстве имеет свои отраслевые особенности, которые мы подробно рассмотрим далее, однако общие принципы соответствуют общепринятым стандартам ведения учета.

Что касается первичной документации, то для бухучета в сельском хозяйстве применяются как стандартные унифицированные формы (накладные, акты о приемке МПЗ и т.д.), так и специализированные отраслевые формы документов, например:

  • Акт на оприходование приплода животных (ф. No СП-34)
  • Акт на списание падежа сельскохозяйственных животных (No СП-35)
  • Ведомость учета продуктивности молочного/мясного скота
  • Акт учета плодородия почв и проч.

Такие формы утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами - в частности, Минсельхозом РФ.

2. Особенности учета земельных участков

Одно из главных отличий агробизнеса от других отраслей - использование земли в качестве ключевого средства производства. Учет земельных ресурсов имеет целый ряд особенностей. Давайте разберемся в них подробнее.

Для начала рассмотрим вопрос оприходования земельных участков. Основанием для их постановки на баланс служат следующие первичные документы:

  • Договор купли-продажи участка;
  • Свидетельство о праве собственности на землю;
  • Акт о приеме-передаче госземель и др.

На основании этих документов заполняется специальная форма No 401-АПК «Оприходование земельных участков».

Оценка земли может производиться различными способами:

  1. По рыночной стоимости на дату принятия к учету;
  2. По кадастровой стоимости согласно данным Росреестра;
  3. По нормативной цене земли исходя из ее потенциального дохода.

Напомним, что с 1 января 2022 года вступил в силу новый Федеральный стандарт бухучета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". Теперь при безвозмездном получении земельного участка организация должна признать доход в размере справедливой стоимости полученного актива.

Что касается налогообложения, то для земель сельхозназначения ставка земельного налога не может превышать 0,3% (пп.1 п.1 ст. 394 НК РФ). Это значительно ниже, чем для других категорий угодий.

3. Учет основных средств и нематериальных активов

Бухучет основных средств в сельском хозяйстве и НМА во многом схож с учетом в других отраслях, однако есть и своя специфика. Давайте разберем некоторые ключевые моменты.

Основные средства в агрокомпании, как правило, поступают по договорам купли-продажи. Для оформления их приемки используется типовая форма ОС-1.

При этом списание ОС происходит с учетом физического и морального износа, поэтому возникает необходимость в их амортизации. С 2022 года порядок начисления амортизации ОС у сельхозпроизводителей претерпел изменения.

Ранее амортизация по сезонно используемым ОС должна была начисляться в течение периода их эксплуатации (действие п. 19 ПБУ 6/01). Однако новый ФСБУ 6/2020 "Основные средства" такого требования не содержит. Теперь каждая организация вправе сама выбрать наиболее подходящий вариант начисления амортизации.

Это важное нововведение 2022 года, о котором нужно помнить специалистам по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве.

Еще одна распространенная операция с ОС - их переоценка. Согласно п. 15 ФСБУ 6/2020 она может проводиться по текущей (восстановительной) стоимости не чаще одного раза в год. Прирост стоимости в результате дооценки отражается записью:

Дт 01 "Основные средства" Кт 83 "Добавочный капитал"

Аналогичным образом списывается сумма уценки объекта ОС.

Нематериальные активы учитываются по правилам ФСБУ 14/2007. Для сельскохозяйственных предприятий к ним могут относиться лицензии, товарные знаки, ноу-хау и прочие результаты интеллектуальной деятельности.

Морда коровы крупным планом

4. Учет материально-производственных запасов

Еще один важный объект учета в бухучете в сельском хозяйстве - это, конечно же, материально-производственные запасы.

К ним относятся:

  • Семена и посадочный материал
  • Удобрения и ядохимикаты
  • Корма и ветпрепараты
  • Запасные части и другие материалы

Оприходование МПЗ на склады сельхозпредприятия оформляется при помощи типовых первичных учетных документов - накладных, актов о приемке, счетов-фактур.

Далее ТМЦ принимаются к бухгалтерскому учету, что подразумевает записи как на счетах синтетического учета (10 "Материалы"), так и в разрезе субсчетов и аналитики.

Например:

  • 10.1 «Сырье и материалы»
  • 10.2 «Покупные полуфабрикаты»
  • 10.6 «Прочие материалы»
  • 10.8 «Товары»
  • 10.9 «Инвентарь и хозпринадлежности» и др.

При выбытии материальных ценностей со склада могут использоваться различные методы оценки, например метод ФИФО или по средней стоимости.

Метод оценки запасов Краткая характеристика
ФИФО Оценка по первоначальной стоимости
первых по времени приобретений
Средних оценок Расчет средневзвешенной или скользящей оценки за период

Учет материальных запасов в агрокомпаниях во многом схож с аналогичными процессами в других отраслях, однако есть и своя специфика - связанная, например, с наличием таких "особых" видов ТМЦ как корма, ветпрепараты, семена и т.п.

5. Учет затрат на производство продукции

Еще один важнейший аспект бухучета в сельском хозяйстве - это учет издержек, формирование и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

Общая схема учета затрат выглядит следующим образом:

  1. Накопление прямых расходов на счете 20 "Основное производство"
  2. Сбор косвенных (накладных) расходов на счетах 25, 26
  3. Распределение косвенных расходов и формирование полной себестоимости

Особенностью при калькулировании себестоимости в растениеводстве является группировка затрат "по полям севооборотов".

При выращивании животных и птицы прямые издержки формируются обычно в разрезе отдельных групп и видов стада. Например, затраты на:

  • выращивание телят;
  • откорм крупного рогатого скота;
  • производство молока и т.д.

Потери от падежа и гибели животных также являются частью себестоимости продукции животноводства. Порядок их списания регулируется отраслевыми инструкциями.

6. Учет готовой продукции и ее реализации

Еще один блок вопросов, который необходимо осветить в статье о бухучете в сельском хозяйстве - это учет выпуска готовой продукции и ее продаж.

Готовая продукция в агрокомпаниях оценивается по одному из вариантов:

  • Фактической производственной себестоимости
  • Нормативной (плановой) себестоимости
  • Прямым статьям затрат

Синтетический учет ведется на счете 43 "Готовая продукция".

При отгрузке продукции покупателям составляются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры. Выручка от продаж также имеет свои особенности учета.

Например, часто бывают ситуации, когда оплата поступает авансом или откладывается во времени. В таких случаях применяются счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 76.АВ "Расчеты по имущественному страхованию" соответственно.

7. Формирование финансовых результатов

На предприятиях АПК могут осуществляться различные виды деятельности, поэтому важно правильно определить финансовый результат по каждому из них.

Для этого все доходы и расходы в течение периода собираются на счете 90 "Продажи", а затем списываются на субсчета:

  • 90.1 "Выручка"
  • 90.2 "Себестоимость продаж"
  • 90.3 "Налог на добавленную стоимость"
  • 90.9 "Прибыль/убыток от продаж"

Это позволяет определить финансовый результат по каждому подразделению и виду деятельности - от растениеводства до молочного животноводства.

8. Распределение косвенных расходов

Помимо прямых затрат, на предприятиях АПК всегда присутствуют и косвенные (накладные) расходы. Их распределение - еще одна важная задача при формировании себестоимости.

К косвенным относятся такие статьи издержек как:

  • Общехозяйственные расходы
  • Общепроизводственные расходы
  • Потери от брака
  • Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования

Для их распределения между объектами калькуляции используются различные базы:

  • Прямые затраты
  • Оплата труда
  • Стоимость основных средств
  • Машино-часы

Выбор базы зависит от особенностей техпроцесса и структуры себестоимости конкретной продукции.

9. Бухучет субсидий и дотаций

Специфической чертой сельского хозяйства является широкое использование механизмов государственной поддержки в виде субсидий, дотаций и разного рода компенсаций.

Основные виды госпомощи агрокомпаниям:

  • Субсидии на возмещение % ставок по кредитам
  • Субсидии на поддержку экономически значимых программ
  • Гранты на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств

Порядок их получения и использования строго регламентирован. Бухучет также имеет свою специфику с применением отдельных субсчетов.

Зерна пшеницы, макро

10. Раздельный учет для целей налогообложения

В агрокомпаниях нередко возникает необходимость в организации раздельного учета - например, по НДС или для оптимизации налога на прибыль.

К типовым объектам раздельного учета относятся:

  • Реализация продукции, облагаемой/необлагаемой НДС
  • Оказание услуг, освобожденных от НДС
  • Расходы, уменьшающие/не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль

Для ведения такого раздельного учета могут использоваться разные методы - субсчета, аналитический учет, программные регистры в 1С и т.д.

11. Особенности автоматизации учета в АПК

На сегодняшний день процесс автоматизации бухучета активно протекает и в сельскохозяйственных организациях.

Основные преимущества внедрения 1С для агрокомпаний:

  • Возможность ведения раздельного учета для целей налогообложения
  • Формирование специализированных отраслевых отчетов
  • Интеграция с подсистемами управления

Также перспективным направлением является оснащение сельхозпредприятий системами GPS-мониторинга с интеграцией данных в 1С.

12. Формирование отчетности в АПК

Важным этапом организации бухучета является составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Рассмотрим особенности данного процесса применительно к сельскому хозяйству.

Бухгалтерская отчетность агрокомпаний формируется по общим правилам, изложенным в нормативных актах. Ее состав: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и др.

Что касается налоговой отчетности, то для сельхозпроизводителей предусмотрен ряд налоговых льгот и особых режимов. Соответственно, при составлении отчетов по налогам необходим их учет.

Кроме того, предприятия АПК обязаны сдавать данные в органы государственной статистики по специализированным формам, характеризующим состояние отрасли.

13. Аутсорсинг в сельском хозяйстве

Нередко агроорганизации прибегают к аутсорсингу бухгалтерии и прочих учетных функций - передаче их на обслуживание сторонним компаниям.

Основные причины аутсорсинга бухучета в сельском хозяйстве:

  • Нехватка штатных квалифицированных бухгалтеров
  • Отсутствие времени на ведение отчетности у руководителей
  • Потребность в экспертах по налоговой оптимизации

Передав бухгалтерию на аутсорсинг, важно правильно оценить надежность исполнителя, включить все необходимые пункты в договор и оставить за собой контрольные функции.

14. Оптимизация затрат на предприятиях АПК

В завершение статьи хотелось бы привести несколько советов по оптимизации издержек сельхозпроизводителей с помощью бухучета.

В их числе:

  • Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности
  • Нормирование расходов сырья, материалов, энергоресурсов
  • ABC-костинг для выявления драйверов затрат

Применение этих и других инструментов управленческого учета в комплексе позволит минимизировать издержки и повысить эффективность агрокомпаний.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.