Налоги и сборы являются важным инструментом формирования доходов бюджетной системы любого государства. Рассмотрим подробно функции фискальных платежей и их роль в наполняемости казны.
Сущность и определение налогов и сборов
Согласно Налоговому кодексу РФ, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Таким образом, налоги и сборы представляют собой инструмент принудительного изъятия части доходов организаций и граждан в пользу публично-правовых образований.
Фискальная функция налогов и сборов
Основное назначение налогов и сборов заключается в формировании финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государства и муниципалитетов. Это выражается в реализации фискальной функции.
На современном этапе в России налоговые доходы составляют около 80% от общего объема доходов консолидированного бюджета. Это свидетельствует о чрезвычайно высокой роли фискальной функции в процессе наполнения казны.
Для обеспечения фискальной роли налогообложения государство использует следующие методы:
- Установление обязательности уплаты законодательно закрепленных налогов и сборов
- Введение юридической ответственности за нарушение налогового законодательства
- Создание контролирующих органов и наделение их соответствующими полномочиями по обеспечению полноты и своевременности платежей
Ослабление фискальной роли налогов чревато снижением уровня собираемости обязательных платежей и, как следствие, сокращением доходной части бюджета. Это, в свою очередь, не позволит государству в полном объеме выполнять свои расходные обязательства.
Распределительная функция налогов и сборов
Распределительная функция налогообложения заключается в перераспределении ВВП и национального дохода посредством налоговой системы.
С помощью данной функции происходит изъятие части средств у одних экономических агентов и направление полученных сумм на финансирование общественных потребностей.
Так, посредством налогообложения состоятельные слои населения участвуют в финансировании социальных программ, инфраструктурных проектов, науки и образования. Это выражается в поддержке малоимущих групп граждан, повышении качества жизни в регионах, развитии человеческого капитала.
Распределительная функция налогов и сборов
Для реализации распределительного эффекта государство активно использует следующие инструменты:
- Прогрессивная шкала подоходного налогообложения. При ее применении более высокие ставки устанавливаются для лиц с большим уровнем дохода.
- Налоговые льготы и освобождения. Они позволяют снизить налоговую нагрузку на отдельные социально незащищенные или общественно значимые категории налогоплательщиков.
- Целевые налоговые отчисления. Например, часть НДФЛ может направляться в региональные дорожные фонды, на благоустройство территорий и так далее.
Ярким примером проявления распределительной функции в российской практике является применение пониженных тарифов страховых взносов для IT-компаний, организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность.
Регулирующая функция налогов и сборов
Регулирующая функция налогообложения направлена на корректировку экономических процессов в нужном для государства направлении.
Для этого используются такие методы, как:
- Дифференциация ставок по отдельным видам деятельности или группам налогоплательщиков
- Введение налоговых каникул для вновь создаваемых организаций
- Установление повышенных ставок налогов на вредные или нежелательные виды деятельности
Наиболее ярким примером проявления регулирующей роли налогов и сборов в России является акцизная политика государства в отношении алкогольной и табачной продукции. Постоянное повышение акцизов в данном сегменте приводит к росту розничных цен и снижению потребления.
Контрольная функция налогов и сборов
Благодаря контрольной функции государство получает информацию о финансовом положении хозяйствующих субъектов, уровне и динамике их доходов и расходов.
Данная функция реализуется посредством:
- Сбора и анализа налоговых деклараций
- Проведения камеральных и выездных налоговых проверок
- Мониторинга расчетных счетов в банковских организациях
- Инвентаризаций имущества организаций и физических лиц
В России в настоящее время контрольная функция реализуется недостаточно эффективно. Уровень налоговой нагрузки остается высоким, при этом масштабы уклонения от уплаты налогов тоже велики.
Перспективы развития контрольной функции в РФ
Для повышения результативности контрольной функции налогообложения в России необходимо:
- Расширить практику автоматического обмена налоговой информацией с зарубежными юрисдикциями для пресечения уклонения от налогов с использованием офшорных схем
- Ужесточить санкции за сокрытие объектов налогообложения
- Увеличить штатную численность налоговых органов для усиления контрольной работы
Кроме того, в перспективе планируется запуск системы налогового мониторинга для крупнейших налогоплательщиков, что позволит налоговым органам получать доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности организаций в режиме реального времени.
Взаимосвязь функций налогов и сборов
Все основные функции налогообложения тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Так, ослабление фискальной роли приводит к сокращению доходов бюджета и ограничивает возможности государства по реализации распределительной и регулирующей функций.
Чрезмерное усиление контрольных мероприятий налоговых органов негативно сказывается на стимулирующей роли налогообложения, сдерживает деловую активность.
Приоритетные направления совершенствования функций налогов и сборов в РФ
С учетом текущей экономической ситуации приоритетными направлениями развития системы налогообложения в России должны стать:
- Повышение собираемости налогов для роста доходов бюджета
- Стимулирование инвестиционной активности организаций
- Поддержка IT-отрасли и высокотехнологичных производств
Реализация данных направлений позволит укрепить фискальную базу и одновременно задействовать регулирующий потенциал налоговой системы для устойчивого экономического роста.
Зарубежные подходы к реализации функций налогообложения
Рассмотрим особенности подходов к функциям налогообложения на примере отдельных развитых и развивающихся стран.