Знание издревле интересовало философов как уникальный феномен человеческого сознания. На протяжении веков они искали ответ на вопрос, что такое подлинное знание, в чем заключается его природа и каковы критерии истинности.
Истоки понятия знания в античной философии
У истоков философской традиции стоит противопоставление истинного знания (др.-греч. ἐπιστήμη - эпистеме) и ложного мнения (др.-греч. δόξα - докса). Это различение ввел Парменид, а затем развил Платон в своей знаменитой пещерной аллегории. Согласно Платону, подлинное знание - это адекватное отражение умопостигаемых идей, составляющих истинную реальность. Чувственный же опыт дает лишь иллюзорные тени, не способные передать подлинную сущность вещей.
Глубокое, полное и совпадающее с объектом знание противопоставляется иному – поверхностному, фрагментарному и отклоняющемуся от подлинной реальности знанию, фактически лишаемому позитивного статуса и объявляемому заблуждением.
В отличие от Платона, Аристотель связывал знание не столько с постижением трансцендентных сущностей, сколько с логическим обоснованием на основе опыта. По его мнению, всякое мнение или убеждение нуждается в процедуре обоснования, чтобы обрести позитивный познавательный статус.
Основные теории знания
В истории философии сложилось несколько подходов к пониманию природы знания.
-
Теория корреспонденции рассматривает знание как адекватное отражение объективной реальности. Согласно этой позиции, истинность знания определяется его соответствием существующим вещам.
-
Теория когеренции (согласованности) определяет знание через внутреннюю непротиворечивость системы убеждений, независимо от их отношения к реальности. Здесь критерием истинности выступает логическая связность знания.
-
Согласно конструктивизму, знание не отражает реальность, а активно конструируется сознанием на основе имеющегося опыта. Знание здесь рассматривается как «схема деятельности и общения».
Эти классические теории до сих пор определяют подходы мыслителей к анализу феномена знания.
Типы знания
Наряду с теоретическим осмыслением, в философии выработалась типология самого знания.
-
По способу получения выделяют чувственное и рациональное знание. Первое базируется на данных органов чувств, второе - на логических операциях разума.
-
По сфере применения различают теоретическое и практическое знание. Теоретическое знание нацелено на построение объяснительных моделей, практическое – на решение задач в разных видах деятельности.
-
По степени обоснованности выделяют эмпирическое и теоретическое знание. Эмпирическое знание фиксирует отдельные факты, теоретическое - раскрывает закономерные связи явлений.
-
Кроме научного существует также религиозное, художественное, мифологическое и другие типы вненаучного знания, выражающие специфические формы освоения мира в культуре.
Таким образом, знание многообразно как по формам выражения, так и по выполняемым функциям.
Тип знания | Функция |
Научное | Объяснение явлений |
Техническое | Управление процессами |
Философское | Осмысление бытия |
При этом границы между разными типами знания подвижны и размыты.
Функции знания
В жизни общества и отдельного человека знание выполняет ряд важнейших функций:
-
Ориентация в окружающей среде
-
Адаптация к меняющимся условиям существования
-
"Знание в философии" позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал и достичь более высокого уровня развития
-
Регуляция взаимоотношений в обществе
Без знаний невозможно полноценное функционирование ни культуры в целом, ни отдельной личности. В этом заключается его экзистенциальная значимость для человека.
Знание и опыт
Вопрос о соотношении знания и опыта является одним из центральных в теории познания. Традиционно противопоставлялись априорное (врожденное) и апостериорное (опытное) знание. Однако в настоящее время стало ясно, что полностью внеконтекстуального, внеопытного знания не существует.
Любые логические структуры, кажущиеся априорными, на самом деле являются результатом накопления индивидуального и коллективного опыта. И наоборот, даже элементарные ощущения имеют культурно обусловленный характер, содержат установки и стереотипы социальной группы.
Таким образом, различие эмпирического и теоретического носит относительный характер и обусловлено контекстом, в рамках которого функционирует то или иное знание.
Критерии оценки знания
Для выявления степени соответствия знания реальности используются различные критерии:
- Достоверность
- Объективность
- Полнота
- Непротиворечивость
- Практическая применимость
Однако абсолютного, универсального критерия истинности не существует. Поэтому оценка конкретных знаний всегда носит вероятностный, приблизительный характер.
Динамика развития знания
На протяжении истории наблюдается тенденция к нарастанию объема знаний, усложнению их структуры и дифференциации сфер применения. При этом старые формы знания не исчезают, а вступают во взаимодействие с новыми.
Так, в современном мире научное знание сосуществует с мифологическими и религиозными представлениями, художественными образами. Их соотношение меняется на разных этапах культурно-исторического развития.
Знание как основа культуры
Знание составляет фундамент любой культуры, поскольку именно оно позволяет человеку осваивать мир, накапливать и транслировать опыт. Без знаний были бы невозможны ни материальное, ни духовное производство.
В этом смысле знание выполняет творческую функцию, расширяя горизонт бытия человека и задавая новые стандарты развития личности и общества.
Проблема классификации знания
Многообразие форм и типов знания затрудняет его однозначную классификацию и определение. Всякая типология относительна и отражает специфику подхода. В этой связи была выдвинута идея "семейного сходства" как альтернатива традиционным классификациям знания.
Такой подход отказывается от жестких границ между научным, философским и иными типами знания. Вместо этого акцент делается на выявлении общих черт различных когнитивных феноменов. При этом сохраняется возможность учитывать специфику конкретных областей.
Структуры хранения знания
Важнейшей характеристикой знания являются формы его фиксации и хранения. Традиционно знания аккумулируются в текстах, однако в настоящее время все большую роль играют цифровые базы данных и искусственный интеллект.
Переход к электронным носителям позволяет накапливать гораздо большие объемы данных, устанавливать нетривиальные связи между элементами знания и оптимизировать доступ к информации. Однако остается открытым вопрос о критериях отбора релевантного знания.
Вызовы информационного общества
Развитие информационных технологий приводит к трансформации структуры и функций знания в современном мире. Ключевыми тенденциями являются рост объемов доступной информации, ускорение ее обновления, стирание границы между знанием эксперта и профана.
Это требует как переосмысления традиционных представлений о сущности знания, так и выработки новых критериев выявления значимых в когнитивном и практическом отношении знаний. Трансформируется и институциональная структура производства и распределения знания.
Знание и будущее человечества
Дальнейшая судьба цивилизации во многом будет определяться тем, какие знания и технологии их использования окажутся востребованы обществом. Возможный коллапс глобальной информационной системы чреват утратой значительной части накопленных знаний и деградацией культурного развития.
С другой стороны, прорывы в синтетической биологии и искусственном интеллекте сулят беспрецедентное расширение познавательных возможностей человечества. Таким образом, вопрос об общественной роли знаний сохранит свою актуальность и в обозримом будущем.