Основные черты характера человека: классификация и влияние на личность

Характер человека - это комплекс устойчивых черт, которые определяют отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру. Понимание собственного характера, его сильных и слабых сторон, помогает принимать верные решения, строить гармоничные отношения с людьми, добиваться успеха в профессиональной и личной жизни.

1. Понятие характера в психологии

В психологии характер определяют как устойчивую систему отношений человека к действительности, проявляющуюся в его поступках и действиях. Характер отражает то, как человек воспринимает мир, что для него важно, к чему он стремится.

Отличительными чертами характера являются:

  • Устойчивость во времени
  • Проявление в разных жизненных ситуациях
  • Влияние на поведение и поступки человека

Например, дружелюбный и общительный человек, скорее всего, будет вести себя соответствующим образом на работе, дома и в незнакомой компании.

Характер тесно связан с темпераментом человека, который зависит от особенностей нервной системы и является врожденным. В отличие от темперамента, характер формируется в течение жизни под влиянием воспитания, социального окружения, жизненного опыта.

2. Факторы, влияющие на формирование характера

На развитие характера человека оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы.

К биологическим относятся:

  • Особенности нервной системы
  • Генетическая предрасположенность
  • Состояние здоровья

Они задают общие рамки и потенциальные возможности развития личности.

Однако ключевую роль играет социальное окружение:

  • Семья и ближайшее окружение
  • Школа, институт
  • Референтная группа (друзья, коллеги)
  • Культура, идеология, СМИ

Именно социальная среда, через передачу норм, ценностей и моделей поведения, формирует основные черты характера.

Важнейшие периоды:

  1. Раннее детство (0-3 года) - эмоциональная основа личности
  2. Дошкольное детство (3-6 лет) - первичная социализация
  3. Младший школьный возраст (6-11 лет) - развитие самосознания
  4. Подростковый возраст (11-16 лет) - бурный рост самосознания и выработка ценностных ориентиров

3. Классификация черт характера

В психологии выделяют положительные и отрицательные черты характера. К положительным относят такие качества, как доброта, порядочность, трудолюбие, дисциплинированность. К отрицательным - лень, раздражительность, лживость, эгоизм.

Однако некоторые черты могут приобретать как положительную, так и отрицательную направленность. К примеру, упорство в достижении цели может быть проявлением целеустремленности, но в случае чрезмерности превращается в упрямство.

Психолог Гордон Олпорт выделял типичные и индивидуальные черты характера. Типичные черты позволяют достаточно легко оценить личность в целом, предсказать возможные варианты поведения. Они формируют ядро характера. Но для полноценного понимания личности нужно учитывать и индивидуальные черты, отражающие уникальность каждого человека.

К наиболее распространенным чертам характера относят:

  • Доброжелательность
  • Общительность
  • Отзывчивость
  • Терпеливость
  • Настойчивость
  • Аккуратность
  • Скромность
    Одинокий мальчик идет по туманному лесу осенью, задумавшись

4. Три группы характеристик, формирующих основу характера

В структуре характера психологи выделяют три основные группы взаимосвязанных характеристик:

  1. Отношение человека к себе
  2. Отношение к другим людям
  3. Отношение к труду

Эти сферы тесно взаимодействуют - уважение к себе порождает уважение к другим, а добросовестное отношение к работе основано на развитом чувстве ответственности.

Рассмотрим подробнее каждую из этих сфер.

Отношение человека к самому себе может включать такие характеристики как:

  • Самоуважение
  • Адекватная самооценка
  • Рефлексия
  • Скромность
  • Гордыня
  • Завышенная самооценка

Отношение к другим проявляется в:

  • Эмпатии
  • Альтруизме
  • Коммуникабельности
  • Конфликтности
  • Индивидуализме

Отношение к труду выражается в таких качествах как:

  • Трудолюбие
  • Дисциплинированность
  • Ответственность
  • Инициативность
  • Лень
  • Безответственность

Эти три сферы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Например, заниженная самооценка может мешать построению гармоничных отношений с другими людьми, а недостаточная мотивация будет порождать безответственное отношение к работе.

По этим трем направлениям можно достаточно подробно оценить структуру характера конкретного человека, выявить его сильные и слабые стороны. А значит - лучше его понять и выстроить эффективное взаимодействие.

5. Различные типы характеров

В психологии существует несколько подходов к классификации типов характеров. Одна из наиболее известных принадлежит Александру Лоуэну.

Он выделял следующие основные типы:

  • Шизоидный
  • Оральный
  • Психопатический
  • Мазохистский
  • Ригидный

Для каждого из этих типов характерно сочетание определенных черт. Так, шизоиды обычно замкнуты, склонны к философствованию, тяготеют к одиночеству. А психопатический тип отличается импульсивностью, склонностью к риску и манипулированию окружающими.

Другой распространенный подход - деление характеров на гипертимный, дистимный, циклотимный и др. Гипертимность проявляется в повышенном фоне настроения и активности, дистимность - в их снижении.

Однако каждый человек уникален и обладает своим собственным набором основных черт характера.

6. Влияние характера на отношения с людьми

Характер человека проявляется и оказывает влияние на стиль общения с другими людьми.

Открытый экстраверт будет более коммуникабельным и инициативным в налаживании новых контактов, нежели замкнутый интроверт. Добрый и отзывчивый человек скорее придет на помощь в трудной ситуации.

Знание основных черт характера позволяет делать определенные прогнозы относительно поведения тех или иных лиц. К примеру, пунктуальный и ответственный сотрудник скорее всего своевременно выполнит порученное ему задание. А недобросовестный коллега с высокой вероятностью его подведет.

С другой стороны, понимание черт характера необходимо для выстраивания гармоничных отношений с разными людьми, для корректной коммуникации с ними, разрешения конфликтов.

7. Понятие социального характера

Социальный характер отражает типичные черты, присущие большим группам людей, живущим в одинаковых социально-экономических и культурных условиях.

Например, определенное сочетание таких качеств как трудолюбие, бережливость, сдержанность в проявлении эмоций было характерно для типичного советского человека.

Эрих Фромм выделял плодотворный (гуманистический) и неплодотворные типы социального характера. Первый ориентирован на развитие своих возможностей и помощь другим людям. А неплодотворные формируют склонность полагаться только на внешние обстоятельства.

8. Взаимосвязь характера и способностей

Характер тесно взаимосвязан со способностями человека. Способности подразделяют на общие (креативность, гибкость мышления) и специальные (музыкальные, математические).

Определенные черты характера могут либо способствовать развитию и реализации способностей человека, либо препятствовать этому.

Так, работоспособность и дисциплинированность помогут трудолюбивому студенту полностью реализовать свой творческий потенциал. А излишняя ранимость и тревожность могут этому помешать.

Целеустремленность позволяет человеку полностью раскрыть и развить свои способности в выбранной профессиональной сфере. А безволие приведет к их нереализованности.

9. Другие факторы психологического портрета личности

Помимо черт характера, в психологическом портрете личности учитывается целый ряд других параметров:

  • Темперамент
  • Интеллект
  • Эмоциональность
  • Коммуникативные навыки
  • Самооценка
  • Стрессоустойчивость

Эти характеристики также оказывают существенное влияние на особенности поведения человека, его взаимодействие с миром.

Например, неуравновешенный эмоциональный человек с заниженной самооценкой будет по-разному строить отношения и принимать решения, нежели спокойный и уверенный в себе индивид.

Все перечисленные черты и качества в комплексе формируют неповторимую, целостную личность каждого конкретного человека.

Выпускница колледжа радостно подбрасывает шапочку

10. Корректировка черт характера

Хотя многие черты закладываются в детстве и относительно стабильны во взрослой жизни, характер поддается целенаправленному развитию и корректировке.

В подростковом и юношеском возрасте активно формируются мировоззрение, жизненные принципы, что позволяет заложить новые полезные привычки.

Даже в более зрелом возрасте человек способен работать над своим характером - сглаживать нежелательные проявления, усиливать конструктивные стороны.

Для успешной корректировки важно осознание своих слабых и сильных сторон, постановка конкретных целей саморазвития, регулярные тренировки нужных качеств.

11. Значение понимания своего характера

Понимание особенностей собственного характера важно по многим причинам:

  • Помогает принимать осознанные решения с учетом своих сильных и слабых сторон
  • Облегчает выбор подходящей профессии
  • Позволяет выстраивать гармоничные отношения с людьми на основе знания их характеров и своего собственного

Так, стеснительному и малообщительному человеку имеет смысл выбирать не связанную с активным общением профессию программиста или бухгалтера.

А общительному экстраверту подойдет работа менеджера по продажам или PR-специалиста. Понимание своего характера облегчает жизнь!

12. Диагностика характера и темперамента

Для определения характера и темперамента человека используются специальные психодиагностические методики:

  • Опросники (MMPI, 16PF и др.)
  • Проективные тесты
  • Тестью ситуационные задачи
  • Наблюдение поведения в моделируемых ситуациях

Эти инструменты позволяют достаточно подробно исследовать личностные особенности, выявить акцентуации характера и тип темперамента.

Однако важно помнить, что любые тесты имеют ограничения, поэтому их результаты следует интерпретировать осторожно, соотнося с реальным поведением обследуемого.

13. Примеры знаменитых людей с ярко выраженными чертами характера

Яркие исторические примеры помогают лучше понять, как характер человека влияет на его судьбу, взаимоотношения с людьми и место в истории.

Так, Александр Македонский обладал неукротимым честолюбием, отвагой и харизмой - что во многом предопределило его выдающиеся завоевания и объединение огромной державы.

Моцарт отличался поразительным трудолюбием, невероятной работоспособностью и самоотдачей. Креативность и талант в сочетании с этими качествами позволили ему в столь раннем возрасте достичь высочайшего расцвета как композитор.

А чрезмерное честолюбие и авантюризм Наполеона в конечном итоге привели к его краху после блистательных побед.

14. Развитие положительных черт характера с детства

Успешное и гармоничное формирование личности ребенка во многом зависит от того, насколько родители и педагоги сумеют развить в нем конструктивные черты характера.

Важно с ранних лет прививать такие качества как доброжелательность, порядочность, трудолюбие. Не менее важно научить ребенка справляться со стрессом, контролировать негативные эмоции, проявлять упорство в достижении целей.

Развитию этих важных черт способствуют: личный пример родителей, поощрение нужных форм поведения, объяснение последствий тех или иных поступков для окружающих.

15. Коррекция нежелательных черт характера

Наряду с развитием позитивных качеств, не менее важно сглаживать в характере ребенка те черты, которые могут негативно сказаться на его жизни.

Такие проявления как чрезмерная агрессивность, тревожность, неуправляемость требуют бережной, но настойчивой коррекции со стороны взрослых.

Для успеха необходим индивидуальный подход, учет личностных особенностей и причин такого поведения. Коррекция должна опираться не на подавление, а на постепенное замещение нежелательных форм конструктивными.

Последовательность, терпение и любовь к ребенку помогут родителям и педагогам добиться желаемых результатов в формировании зрелой гармоничной личности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.