Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, в своей работе "Психология масс и анализ человеческого "Я"" исследовал влияние толпы на поведение отдельного человека. Почему в группе люди ведут себя иначе, чем поодиночке? Давайте разберемся!
История создания работы Фрейда
Книга "Психология масс и анализ человеческого "Я"" была написана Зигмундом Фрейдом в 1920-1921 годах. Изначально работа шла трудно, с перерывами, о чем свидетельствует отрывок из письма Фрейда Эрнесту Джонсу:
Я привез с собой материал для «Психологии масс и анализа Я», но моя голова упорно сопротивляется и не проявляет интереса к этой глубокой проблеме.
Под "материалом" Фрейд подразумевал работы других авторов, которые он проанализировал в своей книге:
- "Психология народов и масс" Гюстава Лебона
- "Групповой разум" Уильяма Мак-Дугалла
- "Инстинкт орды в условиях войны и мира" Вильфреда Троттера
В октябре 1920 года в Берлине Фрейд представил наброски своей работы ученикам, а в 1921 году внес последние правки. В письме к Джонсу он назвал свой труд "книжечкой о психологии масс".
Описание психологии масс по Гюставу Лебону
В своей работе Фрейд опирается на идеи французского врача Гюстава Лебона, изложенные в книге "Психология народов и масс". Приведем цитату из этой книги:
Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе (psychologische Masse), следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души...
Лебон утверждает, что в толпе у людей "стираются" индивидуальные качества и проявляется "коллективная душа". Фрейд в целом соглашается с этими идеями. Он считает, что в массе берут верх бессознательные инстинкты и становится заметно "расовое бессознательное", общее для всех людей.
Однако Фрейд расходится с Лебоном в трактовке понятия "бессознательного". Для Лебона это в первую очередь глубинные черты "расовой души". А Фрейд выделяет еще и "вытесненное бессознательное" - то, что когда-то осознавалось, но было подавлено.
По мнению Лебона, на человека в толпе влияют три основных фактора:
- Ощущение силы от численности толпы
- "Заражение" чувствами других людей
- Повышенная внушаемость
Рассмотрим их подробнее в следующих разделах.
Изменения в поведении человека в толпе
Почему же характер и поступки человека в толпе сильно отличаются от его обычного поведения? Гюстав Лебон выделяет три причины этих изменений личности.
Первая - ощущение непреодолимой силы от численности толпы. Чувство принадлежности к могущественной общности позволяет человеку "поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один", пишет Лебон.
Фрейд соглашается с этой идеей. Он считает, что в массе снимается вытеснение бессознательных влечений, которые обычно подавляются разумом и моральными нормами. На первый план выходит темная сторона человеческой психики.
Вторая причина по Лебону - эффект заражения чувствами. Любое переживание становится крайне "заразительным" для толпы. Фрейд отмечает по этому поводу:
Эта фраза послужит впоследствии основанием для одного важного предположения.
Третьим важнейшим фактором Лебон называет повышенную внушаемость людей в толпе. Ей мы посвятим отдельный раздел.
Внушаемость и заразительность в толпе
Итак, почему же люди в толпе становятся такими внушаемыми? Лебон объясняет это влиянием бессознательных инстинктов. Когда сознание как бы "отключается", человек теряет рациональный контроль и критическое мышление.
Фрейд связывает повышенную внушаемость толпы с гипнотическими феноменами:
Лебон относит заразу к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем.
Действительно, в гипнотическом трансе человек также становится крайне внушаемым и не критично воспринимает информацию. Похожий эффект возникает и при сильном эмоциональном возбуждении, в том числе коллективном.
Яркий пример - массовые психозы в истории, такие как "охота на ведьм" или "танцы чумы". Здравомыслящие люди начинали вести себя иррационально, поддаваясь всеобщему безумию. Причина - заразительность сильных эмоций в толпе при ослаблении контроля сознания.
Кроме внушаемости, в массе людей объединяет еще один важный психологический феномен - идентификация. Рассмотрим его подробнее.
Роль идентификации по Фрейду
Под идентификацией понимается отождествление себя с кем-то, перенос чувств с одного человека на другого. Этот феномен лежит в основе сплочения толпы, считает Фрейд.
Он проводит параллели между идентификацией в массе и такими состояниями:
- Влюбленность
- Гипнотический транс
При влюбленности человек как бы "растворяется" в объекте любви, частично теряя свою идентичность. В гипнозе также возникает сильная связь и внушаемость гипнотизером.
Фрейд цитирует из собственной работы мысль о том, что при влюбленности:
Большая часть нарциссического либидо перемещается на объект.
"Нарциссическое либидо" - это часть психической энергии человека, направленная на самого себя. При идентификации с кем-то другим это либидо как бы "перетекает" на этого человека или группу.
Так Фрейд объясняет механизм сплочения массы - за счет общей идентификации ее участников друг с другом. Эта идея получила развитие в трудах последователей Фрейда.
Роль идентификации по Фрейду
Идея Фрейда о механизмах идентификации в массе получила дальнейшее развитие в трудах его последователей.
Так, Карл Юнг расширил это понятие, включив в него не только идентификацию человека с другими людьми, но и с героями мифов, богами, душами предков. По Юнгу, такая идентификация лежит в основе религиозных ритуалов и церемоний, которые также представляют собой проявления коллективной психологии.
Идентификация на разных уровнях
Другой последователь Фрейда, Рене Шпиц, выделил жестовую идентификацию, которая формируется в раннем детстве. По его мнению, ребенок начинает отождествлять себя с близкими людьми через подражание их жестам и мимике.
Таким образом, идентификация может происходить на разных уровнях:
- Сознательном
- Бессознательном
- На уровне поведения и жестов
В зависимости от уровня она по-разному влияет на человека и группы людей.
Дискуссия вокруг понятия "либидо"
Описывая роль идентификации, Фрейд использует термин "либидо" - психоэнергетический заряд человека. Однако его ученик Карл Юнг расходился с ним в трактовке этого понятия.
Если для Фрейда либидо носило отчетливо сексуальный характер, то Юнг трактовал это шире - как общую "душевную энергию", которая может принимать самые разные формы.
Этот спор отражал принципиальные различия во взглядах Фрейда и Юнга на природу бессознательного и в целом на человеческую психику.
Значение идей Фрейда для культуры
Многие идеи Фрейда, в том числе касающиеся психологии масс, оказали глубокое влияние на культуру XX века.
Отголоски его концепций можно найти в произведениях литературы и кинематографа. Например, в фильме Кристофера Нолана "Начало" герои используют уровни сна и подсознания, чтобы внедрять идеи в сознание целых групп людей.
В 2013 году на Первом канале вышел сериал "Метод Фрейда" о психологе, который с помощью психоанализа расследует преступления и анализирует поступки подозреваемых.
Практическое применение идей Фрейда
Кроме влияния на культуру, идеи Фрейда о психологии масс нашли и конкретное практическое применение. Например, в политических технологиях активно используются методы воздействия на бессознательные установки целых социальных групп.
Понимание механизмов "заражения" настроениями в массе помогает как конструктивно использовать этот феномен (например, в общественных движениях), так и нейтрализовать его разрушительные проявления.