Энергосбережение - актуальная тема для всех, особенно для образовательных учреждений. Давайте разберемся, как проводить мероприятия по энергосбережению в школах, чтобы сэкономить бюджетные средства и при этом не навредить образовательному процессу.
Цели и задачи мероприятий по энергосбережению в школах
Основными целями мероприятий по энергосбережению в школах являются:
- Снижение издержек на коммунальные платежи
- Сохранение окружающей среды
- Формирование бережного отношения к ресурсам у учащихся
- Повышение энергоэффективности школьных зданий и оборудования
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- Анализ текущего потребления энергоресурсов и выявление возможностей экономии
- Разработка комплексного плана мероприятий по энергосбережению
- Проведение организационных и технических мероприятий
- Обучение и мотивация сотрудников и учащихся бережному отношению к ресурсам
- Контроль и анализ результатов реализации мероприятий
Таким образом, проводя целенаправленную работу по всем этим направлениям, школа может добиться существенной экономии энергоресурсов без ущерба для учебного процесса.
Нормативно-правовая база энергосбережения в школах
Проведение мероприятий по энергосбережению в школах регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ
- Постановления Правительства РФ, устанавливающие требования к программам энергосбережения бюджетных учреждений и порядок их разработки
- Региональные и муниципальные нормативные акты по энергосбережению
- Внутренние приказы и положения об энергосбережении в конкретных школах
Руководители школ при планировании и проведении мероприятий должны опираться на эти документы, учитывать установленные требования и сроки.
Диагностика текущего состояния
Перед началом разработки комплекса мероприятий необходимо провести диагностику текущего состояния:
- Проанализировать объемы потребления основных видов энергоресурсов (тепло, электроэнергия, вода) за последние 3 года.
- Оценить техническое состояние инженерных систем школы.
- Выявить проблемные зоны с наибольшими потерями энергии.
- Провести опрос среди сотрудников и учащихся, выяснить их отношение к вопросам энергосбережения.
- Выполнить SWOT-анализ сильных и слабых сторон школы в области энергоэффективности.
По результатам диагностики можно будет понять исходное состояние школы и наметить дальнейшие шаги по оптимизации энергопотребления.
Разработка комплекса мероприятий
На основе проведенного анализа разрабатывается план комплексных мероприятий по энергосбережению в школе. Он может включать:
- Организационные меры - внедрение режимов энергопотребления, графиков освещения, теплоснабжения, инструктажи персонала.
- Модернизация инженерных систем - установка приборов автоматического регулирования, тепловой изоляции, оборудования учета.
- Просветительская работа - проведение тематических уроков и мероприятий для детей и сотрудников.
- Экономия воды, электроэнергии, тепла - реализация конкретных мероприятий по энергосбережению в школе 4 раза.
Конкретный набор мер определяется в зависимости от выводов, сделанных на этапе диагностики текущего состояния школы.
Внедрение и контроль исполнения
После утверждения плана мероприятий необходимо приступить к его реализации:
- Разработать конкретный график внедрения мероприятий с указанием сроков и ответственных.
- Довести план до всех участников образовательного процесса.
- Обеспечить необходимые условия для выполнения запланированных мероприятий.
- Проводить регулярный мониторинг потребления ресурсов с помощью приборов учета.
- Своевременно корректировать план по результатам контроля.
Важно обеспечить заинтересованность всех участников процесса с помощью информационной и мотивационной работы.
Анализ экономической эффективности
После реализации запланированных мероприятий в течение определенного периода (как правило, года) необходимо проанализировать их экономическую эффективность:
- Сопоставить текущие и базовые показатели потребления ресурсов в натуральном и денежном выражении.
- Рассчитать величину экономии в абсолютных и относительных показателях.
- Определить сроки окупаемости мероприятий, потребовавших инвестиций.
- Оценить влияние на общий бюджет расходов школы.
- Выработать предложения по дальнейшей оптимизации.
Такой анализ позволит оценить результативность проведенной работы и скорректировать дальнейшую стратегию энергосбережения.
Итоги и рекомендации для школ
Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:
- Энергосбережение в школах возможно и экономически эффективно при системном подходе.
- Необходима диагностика текущего состояния перед началом работ.
- Требуется комплекс технических, организационных и образовательных мероприятий по энергосбережению в школе 4 раза.
- Важны контроль исполнения и корректировка планов.
Для успешного внедрения системы энергосбережения рекомендуется:
- Получить поддержку руководства школы.
- Назначить ответственного за реализацию программы.
- Использовать современные энергоэффективные технологии.
- Проводить обучение и стимулирование всех участников процесса.
Поэтапное внедрение системы энергоменеджмента
Для постепенного внедрения системы энергоменеджмента рекомендуется следующая поэтапная схема:
- Подготовительный этап - формирование рабочей группы, обучение, разработка положения о системе энергоменеджмента.
- Диагностический этап - сбор и анализ информации о потреблении энергоресурсов.
- Организационный этап - разработка целевой программы по энергосбережению, распределение обязанностей.
- Технический этап - реализация мероприятий по модернизации оборудования и систем энергопотребления.
- Контрольный этап - мониторинг эффективности программы, корректировка мероприятий.
Такая поэтапность позволит системно подойти к внедрению энергоменеджмента в школе.
Международный опыт энергосбережения в школах
Полезно изучить и использовать передовой международный опыт внедрения систем энергоменеджмента в школах. Например:
- В Германии реализуют программу "Энергоэффективная школа", предусматривающую комплексную модернизацию зданий и инженерных систем.
- В США используют систему рейтингования энергоэффективности школьных зданий LEED.
- В Китае стимулируют использование возобновляемых источников энергии для нужд школ.
Адаптация лучших практик к российским реалиям может существенно повысить эффективность программ энергосбережения.
Информационное обеспечение системы энергоменеджмента
Для эффективного функционирования системы энергоменеджмента в школе важно организовать соответствующее информационное обеспечение:
- Создание единой базы данных по энергопотреблению.
- Организация сбора и анализа данных от приборов учета.
- Доведение информации до всех участников образовательного процесса.
- Публикация результатов и отчетности по энергоэффективности.
Это позволит обеспечить прозрачность и доступность данных, а также заинтересованность в энергосбережении всех участников процесса.