Мероприятия по энергосбережению в школе: цели и задачи

Энергосбережение - актуальная тема для всех, особенно для образовательных учреждений. Давайте разберемся, как проводить мероприятия по энергосбережению в школах, чтобы сэкономить бюджетные средства и при этом не навредить образовательному процессу.

Цели и задачи мероприятий по энергосбережению в школах

Основными целями мероприятий по энергосбережению в школах являются:

  • Снижение издержек на коммунальные платежи
  • Сохранение окружающей среды
  • Формирование бережного отношения к ресурсам у учащихся
  • Повышение энергоэффективности школьных зданий и оборудования

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ текущего потребления энергоресурсов и выявление возможностей экономии
  2. Разработка комплексного плана мероприятий по энергосбережению
  3. Проведение организационных и технических мероприятий
  4. Обучение и мотивация сотрудников и учащихся бережному отношению к ресурсам
  5. Контроль и анализ результатов реализации мероприятий

Таким образом, проводя целенаправленную работу по всем этим направлениям, школа может добиться существенной экономии энергоресурсов без ущерба для учебного процесса.

Нормативно-правовая база энергосбережения в школах

Проведение мероприятий по энергосбережению в школах регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ
  • Постановления Правительства РФ, устанавливающие требования к программам энергосбережения бюджетных учреждений и порядок их разработки
  • Региональные и муниципальные нормативные акты по энергосбережению
  • Внутренние приказы и положения об энергосбережении в конкретных школах

Руководители школ при планировании и проведении мероприятий должны опираться на эти документы, учитывать установленные требования и сроки.

Школьный двор осенью в тумане.

Диагностика текущего состояния

Перед началом разработки комплекса мероприятий необходимо провести диагностику текущего состояния:

  1. Проанализировать объемы потребления основных видов энергоресурсов (тепло, электроэнергия, вода) за последние 3 года.
  2. Оценить техническое состояние инженерных систем школы.
  3. Выявить проблемные зоны с наибольшими потерями энергии.
  4. Провести опрос среди сотрудников и учащихся, выяснить их отношение к вопросам энергосбережения.
  5. Выполнить SWOT-анализ сильных и слабых сторон школы в области энергоэффективности.

По результатам диагностики можно будет понять исходное состояние школы и наметить дальнейшие шаги по оптимизации энергопотребления.

Разработка комплекса мероприятий

На основе проведенного анализа разрабатывается план комплексных мероприятий по энергосбережению в школе. Он может включать:

  • Организационные меры - внедрение режимов энергопотребления, графиков освещения, теплоснабжения, инструктажи персонала.
  • Модернизация инженерных систем - установка приборов автоматического регулирования, тепловой изоляции, оборудования учета.
  • Просветительская работа - проведение тематических уроков и мероприятий для детей и сотрудников.
  • Экономия воды, электроэнергии, тепла - реализация конкретных мероприятий по энергосбережению в школе 4 раза.

Конкретный набор мер определяется в зависимости от выводов, сделанных на этапе диагностики текущего состояния школы.

Подробная панель управления электроэнергией.

Внедрение и контроль исполнения

После утверждения плана мероприятий необходимо приступить к его реализации:

  • Разработать конкретный график внедрения мероприятий с указанием сроков и ответственных.
  • Довести план до всех участников образовательного процесса.
  • Обеспечить необходимые условия для выполнения запланированных мероприятий.
  • Проводить регулярный мониторинг потребления ресурсов с помощью приборов учета.
  • Своевременно корректировать план по результатам контроля.

Важно обеспечить заинтересованность всех участников процесса с помощью информационной и мотивационной работы.

Анализ экономической эффективности

После реализации запланированных мероприятий в течение определенного периода (как правило, года) необходимо проанализировать их экономическую эффективность:

  • Сопоставить текущие и базовые показатели потребления ресурсов в натуральном и денежном выражении.
  • Рассчитать величину экономии в абсолютных и относительных показателях.
  • Определить сроки окупаемости мероприятий, потребовавших инвестиций.
  • Оценить влияние на общий бюджет расходов школы.
  • Выработать предложения по дальнейшей оптимизации.

Такой анализ позволит оценить результативность проведенной работы и скорректировать дальнейшую стратегию энергосбережения.

Итоги и рекомендации для школ

Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:

  • Энергосбережение в школах возможно и экономически эффективно при системном подходе.
  • Необходима диагностика текущего состояния перед началом работ.
  • Требуется комплекс технических, организационных и образовательных мероприятий по энергосбережению в школе 4 раза.
  • Важны контроль исполнения и корректировка планов.

Для успешного внедрения системы энергосбережения рекомендуется:

  1. Получить поддержку руководства школы.
  2. Назначить ответственного за реализацию программы.
  3. Использовать современные энергоэффективные технологии.
  4. Проводить обучение и стимулирование всех участников процесса.

Поэтапное внедрение системы энергоменеджмента

Для постепенного внедрения системы энергоменеджмента рекомендуется следующая поэтапная схема:

  1. Подготовительный этап - формирование рабочей группы, обучение, разработка положения о системе энергоменеджмента.
  2. Диагностический этап - сбор и анализ информации о потреблении энергоресурсов.
  3. Организационный этап - разработка целевой программы по энергосбережению, распределение обязанностей.
  4. Технический этап - реализация мероприятий по модернизации оборудования и систем энергопотребления.
  5. Контрольный этап - мониторинг эффективности программы, корректировка мероприятий.

Такая поэтапность позволит системно подойти к внедрению энергоменеджмента в школе.

Международный опыт энергосбережения в школах

Полезно изучить и использовать передовой международный опыт внедрения систем энергоменеджмента в школах. Например:

  • В Германии реализуют программу "Энергоэффективная школа", предусматривающую комплексную модернизацию зданий и инженерных систем.
  • В США используют систему рейтингования энергоэффективности школьных зданий LEED.
  • В Китае стимулируют использование возобновляемых источников энергии для нужд школ.

Адаптация лучших практик к российским реалиям может существенно повысить эффективность программ энергосбережения.

Информационное обеспечение системы энергоменеджмента

Для эффективного функционирования системы энергоменеджмента в школе важно организовать соответствующее информационное обеспечение:

  • Создание единой базы данных по энергопотреблению.
  • Организация сбора и анализа данных от приборов учета.
  • Доведение информации до всех участников образовательного процесса.
  • Публикация результатов и отчетности по энергоэффективности.

Это позволит обеспечить прозрачность и доступность данных, а также заинтересованность в энергосбережении всех участников процесса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.