Почему при езде на малых оборотах машина дергается: в чем причина и как исправить

За рулем автомобиля вы чувствуете, как машина начинает дергаться при движении на малых оборотах? Это опасный сигнал, указывающий на серьезные неполадки в работе двигателя. В нашей статье разберем основные причины дергания автомобиля на холостом ходу и способы их устранения своими руками или в автосервисе.

Причины дергания автомобиля на малых оборотах

Существует несколько распространенных причин, по которым автомобиль может дергаться при движении на малой скорости или на холостых оборотах:

  • Неисправности в топливной системе - засоренные форсунки, фильтры, негерметичность магистралей приводят к нарушению подачи топлива в двигатель.
  • Проблемы в системе зажигания - дефектные свечи, провода, катушки, датчики влияют на своевременность искры, из-за чего мотор не может уверенно работать на малых оборотах.
  • Поломки трансмиссии или сцепления также дают рывки и посторонние шумы в момент трогания с места.
  • Низкое качество топлива не обеспечивает нормального сгорания в цилиндрах и стабильной работы мотора на холостом ходу.
  • Неверные настройки электронных блоков управления двигателем.

"Почему же машина дергается на малых оборотах? На то может быть несколько причин:" - говорят опытные автомастера.

Давайте разберем их более подробно.

Обеспокоенный водитель за рулем автомобиля

1. Неисправности топливной системы

Топливная система современных инжекторных двигателей довольно сложна. Она состоит из нескольких контуров:

  1. Подача топлива из бака к фильтру и далее к насосу высокого давления.
  2. Распыление бензина форсунками во впускной коллектор.
  3. Система обратной связи с датчиками расхода воздуха и кислорода для регулировки подачи топлива.

Любая негерметичность в этих контурах приведет к попаданию в цилиндры неправильной топливной смеси. А это значит, что на холостом ходу двигатель будет работать неравномерно и дергаться.

Давайте перечислим основные дефекты топливной системы, из-за которые дергается машина на малых оборотах при движении:

  • Засорение топливного фильтра. Как правило это происходит после 30-40 тысяч километров пробега. Фильтр забивается частичками грязи и продуктов износа топливной системы. Топливо перестает поступать в достаточном объеме, особенно на холостых оборотах.
  • Загрязненные форсунки. Их сопла забиваются сажей и продуктами сгорания. Это приводит к неравномерному впрыску бензина во впускной коллектор. Наиболее ярко такая неисправность проявляется при попытке заведения машины на малых оборотах.
  • Утечки в топливопроводах. Нарушение герметичности топливных магистралей возникает со временем из-за воздействия бензина и нагрева. Это может заметить появлением характерного запаха бензина в салоне автомобиля.

Если в вашем автомобиле карбюраторный двигатель, обратите внимание на состояние воздушного и топливного фильтров карбюратора, работу бензонасоса и топливных каналов самого карбюратора.

Грязная, засоренная форсунка топливной системы автомобиля

2. Неполадки системы зажигания

Современные системы зажигания автомобилей включают в себя:

  • Катушку зажигания
  • Свечи
  • Высоковольтные провода
  • Распределитель зажигания
  • Датчики и электронные блоки управления

Любая неисправность здесь может стать причиной, почему при езде на малых оборотах машина дергается. Например:

  • Повреждения высоковольтного провода. Из-за микротрещин искра на свечах становится слабой или вообще пропадает. На холостом ходу это проявляется рывками и глоханием мотора.
  • Замасливание или нагар на изоляторе свечей зажигания. Они начинают давать пробой, искра не возникает в нужный момент или вообще отсутствует.
  • Отказ датчиков положения коленчатого вала или датчика фаз. Бортовой компьютер не может точно определить угол поворота коленчатого вала и дает команду на зажигание с опозданием. На оборотах холостого хода это проявляется рывками и вибрацией.

Диагностика причины дергания автомобиля

Чтобы точно определить, почему при езде на малых оборотах машина дергается, можно использовать несколько методов диагностики:

1. По внешним признакам

Опытный водитель может заподозрить конкретную неисправность по таким симптомам:

Признак Возможная причина
Запах бензина в салоне Течь в топливопроводах
Глохнет на холостом ходу Неисправность системы зажигания
Стук или шум из-под капота Проблема в трансмиссии

Однако точный диагноз таким способом поставить сложно. Необходима компьютерная диагностика.

2. Компьютерная диагностика

Современные автомобили оснащаются бортовыми компьютерами и множеством датчиков. Любая неполадка отображается в виде кода ошибки на приборной панели или считывается с помощью диагностического сканера в автосервисе.

Например:

  • P0018 - сбой в работе датчика положения распределительного вала
  • P0301 - пропуск зажигания в 1ом цилиндре
  • P0455 - утечка паров бензина из топливной системы

По таким кодам можно достаточно точно локализовать место неисправности в двигателе.

3. Проверка отдельных узлов

Даже с диагностическим сканером бывает сложно выявить причину дефекта. В таком случае механики разбирают и проверяют отдельные узлы двигателя:

  • Проверить компрессию в цилиндрах, зазоры в клапанном механизме
  • Измерить давление топлива, проверить форсунки
  • Проверить искрообразование на свечах
  • Оценить работоспособность датчиков по показаниям тестера

Такой подход позволяет выявить даже самые сложные и редкие неисправности, из-за которых дергается машина на малых оборотах при движении.

Как устранить дергание на холостом ходу

Когда причина дергания автомобиля на малых оборотах установлена, можно приступать к ее устранению. Рассмотрим основные способы, как избавиться от этой неисправности.

1. Устранение неполадок топливной системы

Если диагностика показала проблемы с подачей топлива, рекомендуется:

  • Заменить топливный фильтр в соответствии с регламентом, указанным производителем автомобиля (как правило раз в 20-30 тысяч километров).
  • Прочистить или заменить форсунки. Эта процедура также строго регламентирована для каждой модели автомобиля.
  • Проверить герметичность всех топливопроводов и магистралей, устранить имеющиеся утечки. Как правило для этого требуется частичная или полная замена топливной рампы.

2. Ремонт системы зажигания

При проблемах с искрообразованием на холостом ходу необходимо:

  • Заменить изношенные свечи зажигания. Рекомендуется ставить свечи, рекомендованные производителем двигателя.
  • Проверить и при необходимости заменить модуль зажигания или отдельные его компоненты - катушки, высоковольтные провода, датчики.
  • Сбросить коды ошибок и адаптировать блок управления двигателем (в автосервисе).

3. Замена деталей трансмиссии

При поломке трансмиссии, как правило, требуется разборка коробки передач и замена вышедших из строя деталей - дисков сцепления, подшипников, валов и так далее.

Это сложная операция, которая должна выполняться в условиях автосервиса.

4. Профилактические меры

Чтобы меньше сталкиваться с проблемами дергания на холостом ходу, рекомендуется:

  • Соблюдать периодичность всех регламентных работ по техническому обслуживанию автомобиля.
  • Следить за качеством и своевременной заменой масел, технических жидкостей, фильтров.
  • Использовать топливо только из проверенных источников, избегать некачественного бензина.
  • Аккуратно эксплуатировать автомобиль, не допускать перегрева двигателя. двигателя на холостом ходу.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.