За рулем автомобиля вы чувствуете, как машина начинает дергаться при движении на малых оборотах? Это опасный сигнал, указывающий на серьезные неполадки в работе двигателя. В нашей статье разберем основные причины дергания автомобиля на холостом ходу и способы их устранения своими руками или в автосервисе.
Причины дергания автомобиля на малых оборотах
Существует несколько распространенных причин, по которым автомобиль может дергаться при движении на малой скорости или на холостых оборотах:
- Неисправности в топливной системе - засоренные форсунки, фильтры, негерметичность магистралей приводят к нарушению подачи топлива в двигатель.
- Проблемы в системе зажигания - дефектные свечи, провода, катушки, датчики влияют на своевременность искры, из-за чего мотор не может уверенно работать на малых оборотах.
- Поломки трансмиссии или сцепления также дают рывки и посторонние шумы в момент трогания с места.
- Низкое качество топлива не обеспечивает нормального сгорания в цилиндрах и стабильной работы мотора на холостом ходу.
- Неверные настройки электронных блоков управления двигателем.
"Почему же машина дергается на малых оборотах? На то может быть несколько причин:" - говорят опытные автомастера.
Давайте разберем их более подробно.
1. Неисправности топливной системы
Топливная система современных инжекторных двигателей довольно сложна. Она состоит из нескольких контуров:
- Подача топлива из бака к фильтру и далее к насосу высокого давления.
- Распыление бензина форсунками во впускной коллектор.
- Система обратной связи с датчиками расхода воздуха и кислорода для регулировки подачи топлива.
Любая негерметичность в этих контурах приведет к попаданию в цилиндры неправильной топливной смеси. А это значит, что на холостом ходу двигатель будет работать неравномерно и дергаться.
Давайте перечислим основные дефекты топливной системы, из-за которые дергается машина на малых оборотах при движении:
- Засорение топливного фильтра. Как правило это происходит после 30-40 тысяч километров пробега. Фильтр забивается частичками грязи и продуктов износа топливной системы. Топливо перестает поступать в достаточном объеме, особенно на холостых оборотах.
- Загрязненные форсунки. Их сопла забиваются сажей и продуктами сгорания. Это приводит к неравномерному впрыску бензина во впускной коллектор. Наиболее ярко такая неисправность проявляется при попытке заведения машины на малых оборотах.
- Утечки в топливопроводах. Нарушение герметичности топливных магистралей возникает со временем из-за воздействия бензина и нагрева. Это может заметить появлением характерного запаха бензина в салоне автомобиля.
Если в вашем автомобиле карбюраторный двигатель, обратите внимание на состояние воздушного и топливного фильтров карбюратора, работу бензонасоса и топливных каналов самого карбюратора.
2. Неполадки системы зажигания
Современные системы зажигания автомобилей включают в себя:
- Катушку зажигания
- Свечи
- Высоковольтные провода
- Распределитель зажигания
- Датчики и электронные блоки управления
Любая неисправность здесь может стать причиной, почему при езде на малых оборотах машина дергается. Например:
- Повреждения высоковольтного провода. Из-за микротрещин искра на свечах становится слабой или вообще пропадает. На холостом ходу это проявляется рывками и глоханием мотора.
- Замасливание или нагар на изоляторе свечей зажигания. Они начинают давать пробой, искра не возникает в нужный момент или вообще отсутствует.
- Отказ датчиков положения коленчатого вала или датчика фаз. Бортовой компьютер не может точно определить угол поворота коленчатого вала и дает команду на зажигание с опозданием. На оборотах холостого хода это проявляется рывками и вибрацией.
Диагностика причины дергания автомобиля
Чтобы точно определить, почему при езде на малых оборотах машина дергается, можно использовать несколько методов диагностики:
1. По внешним признакам
Опытный водитель может заподозрить конкретную неисправность по таким симптомам:
Признак | Возможная причина |
Запах бензина в салоне | Течь в топливопроводах |
Глохнет на холостом ходу | Неисправность системы зажигания |
Стук или шум из-под капота | Проблема в трансмиссии |
Однако точный диагноз таким способом поставить сложно. Необходима компьютерная диагностика.
2. Компьютерная диагностика
Современные автомобили оснащаются бортовыми компьютерами и множеством датчиков. Любая неполадка отображается в виде кода ошибки на приборной панели или считывается с помощью диагностического сканера в автосервисе.
Например:
- P0018 - сбой в работе датчика положения распределительного вала
- P0301 - пропуск зажигания в 1ом цилиндре
- P0455 - утечка паров бензина из топливной системы
По таким кодам можно достаточно точно локализовать место неисправности в двигателе.
3. Проверка отдельных узлов
Даже с диагностическим сканером бывает сложно выявить причину дефекта. В таком случае механики разбирают и проверяют отдельные узлы двигателя:
- Проверить компрессию в цилиндрах, зазоры в клапанном механизме
- Измерить давление топлива, проверить форсунки
- Проверить искрообразование на свечах
- Оценить работоспособность датчиков по показаниям тестера
Такой подход позволяет выявить даже самые сложные и редкие неисправности, из-за которых дергается машина на малых оборотах при движении.
Как устранить дергание на холостом ходу
Когда причина дергания автомобиля на малых оборотах установлена, можно приступать к ее устранению. Рассмотрим основные способы, как избавиться от этой неисправности.
1. Устранение неполадок топливной системы
Если диагностика показала проблемы с подачей топлива, рекомендуется:
- Заменить топливный фильтр в соответствии с регламентом, указанным производителем автомобиля (как правило раз в 20-30 тысяч километров).
- Прочистить или заменить форсунки. Эта процедура также строго регламентирована для каждой модели автомобиля.
- Проверить герметичность всех топливопроводов и магистралей, устранить имеющиеся утечки. Как правило для этого требуется частичная или полная замена топливной рампы.
2. Ремонт системы зажигания
При проблемах с искрообразованием на холостом ходу необходимо:
- Заменить изношенные свечи зажигания. Рекомендуется ставить свечи, рекомендованные производителем двигателя.
- Проверить и при необходимости заменить модуль зажигания или отдельные его компоненты - катушки, высоковольтные провода, датчики.
- Сбросить коды ошибок и адаптировать блок управления двигателем (в автосервисе).
3. Замена деталей трансмиссии
При поломке трансмиссии, как правило, требуется разборка коробки передач и замена вышедших из строя деталей - дисков сцепления, подшипников, валов и так далее.
Это сложная операция, которая должна выполняться в условиях автосервиса.
4. Профилактические меры
Чтобы меньше сталкиваться с проблемами дергания на холостом ходу, рекомендуется:
- Соблюдать периодичность всех регламентных работ по техническому обслуживанию автомобиля.
- Следить за качеством и своевременной заменой масел, технических жидкостей, фильтров.
- Использовать топливо только из проверенных источников, избегать некачественного бензина.
- Аккуратно эксплуатировать автомобиль, не допускать перегрева двигателя. двигателя на холостом ходу.