Хлестаков в комедии Гоголя "Ревизор" - один из самых загадочных персонажей. Его бесконечные фантазии и невероятные байки завораживают читателя. Но что же на самом деле стоит за странным поведением Хлестакова? Попробуем разобраться.
Причины лжи Хлестакова
В тексте комедии есть цитата, которая как нельзя лучше характеризует способ мышления Хлестакова: " К сколько-нибудь связному мышлению он совершенно неспособен; у него, по собственному выражению, «замечательная легкость в мыслях»: мысль его беспрестанно перелетает с предмета на предмет, так что он сам забывает, о чем говорил только что ". Иными словами, Хлестаков не способен сосредоточиться и логически мыслить. Его сознание как будто парит в облаках, перескакивая с одной фантазии на другую.
В таком состоянии Хлестакову важно произвести впечатление на окружающих, покрасоваться. Как сказано в тексте, " Высшее наслаждение его заключается в том, чтобы пощеголять на гулянье в модном костюме, порисоваться, особенно перед дамами ". Ради этого удовольствия он и прибегает к самой наглой лжи. Например, Хлестаков заявляет, что " Департаментом управляет ", что " Во дворец ездит ", что " С посланниками в карты играет ".
Здесь видно, что основной мотивацией лжи для Хлестакова является тщеславие, желание выглядеть в глазах окружающих важной персоной. При этом в его вранье нет корысти или расчета. Он врет ради самого процесса, ради получения удовольствия от собственной значимости в глазах слушателей.
Вера окружающих в его ложь
Почему же чиновники и жители уездного городка так легко верят хвастовству Хлестакова?
- Из-за слухов о приезде ревизора инкогнито все находились в состоянии повышенного внимания и готовности узнать в каждом приезжем проверяющего.
- Боязнь ревизии заставляла чиновников с подозрением относиться к любому незнакомцу.
- Желание произвести хорошее впечатление на ревизора толкало их на лесть и угодничество.
Вот показательный диалог Хлестакова с чиновниками:
‐ Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!». А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать.
Из этого видно, что Хлестаков даже и не скрывает своего реального положения мелкого служащего. Однако чиновники настолько поглощены желанием ему угодить, что готовы поверить в любую чушь.
Эволюция лжи Хлестакова
По ходу развития сюжета можно проследить, как ложь Хлестакова обретает все более грандиозные масштабы. Сначала это сравнительно безобидные хвастовства вроде " Хотели было даже меня коллежским асессором сделать ", а после уже совершеннейший бред: " Моих, впрочем, много есть сочинений: „Женитьба Фигаро”, „Роберт-Дьявол”, „Норма” ".
Что же так вдохновляет Хлестакова на все более витиеватые фантазии? Безусловно, атмосфера всеобщего внимания и лести. Чем больше ему льстят и угождают, тем сильнее разыгрывается его фантазия. Если сначала хотя бы изредка он вспоминает о своем реальном положении мелкого служащего, то после уже совершенно упивается самообманом. Сравнить можно его раннее высказывание: " Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой " и позднее хвастовство: " У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича ". Пропасть между этими заявлениями наглядно демонстрирует, как сильно развилась его склонность к самообману.
Далее я рассмотрю, что все же движет Хлестаковым - иллюзия собственной значимости или хитрый расчет.
Иллюзия или расчет?
Итак, что же движет Хлестаковым в его поведении - искренняя вера в собственные фантазии или хитрый расчет? Есть аргументы в пользу обеих версий.
С одной стороны, в некоторые моменты кажется, что Хлестаков и сам почему врет - из чистого удовольствия игры воображения. Он действительно способен так увлечься самообманом, что начинает верить в собственную ложь. В пользу этой версии говорит тот факт, что Хлестаков не преследует никакой конкретной выгоды от своих фантазий. Ему просто приятен сам процесс вранья.
Роль тщеславия
В то же время нельзя отрицать и того, что Хлестаков не лишен расчетливости. В конце концов, его поведение объясняется во многом почему Хлестаков лжет - ради удовлетворения собственного тщеславия. Он явно наслаждается всеобщим вниманием, почетом, угодничеством окружающих. Так что доля циничного расчета в его действиях, несомненно, присутствует.
Финал комедии
О мотивах Хлестакова можно судить и по финалу комедии. Зачем он вдруг решает сбежать из города? Возможно, банально испугавшись разоблачения с приездом настоящего ревизора. Но, с другой стороны, этот поступок вполне в духе его импульсивной натуры - просто захотелось развлечься и почему Хлестаков стал так вдохновенно врать на новом месте.
Степень осознанности
Итак, однозначно оценить степень осознанности или бессознательности вранья Хлестакова сложно. С одной стороны, он явно получает удовольствие от процесса и от реакции окружающих. Значит, почему врет - ради этих ощущений. Но с другой стороны, сам он врет настолько увлеченно, что порой и сам он лжет себе, веря в собственные фантазии.
Актуальность образа
Несмотря на комичность, образ Хлестакова и сегодня не утратил актуальности. Он олицетворяет вечное стремление человека врать ради произведения впечатления. И в наше время немало "хлестаковых", для которых важнее вдохновенно разыгрывать спектакль, чем быть искренним. Поэтому изобличение пустословия и лицемерия по-прежнему важная задача.