Как определить переходность глагола? Практическое руководство

Переходность глагола - важная грамматическая категория в русском языке. От нее зависит правильное построение предложений и выбор нужных падежных форм. В статье подробно рассказано, как определить переходность глагола на практике в любом контексте.

Что такое переходность глагола и зачем это нужно знать

Переходность глагола - это его способность присоединять при себе слова в винительном падеже без предлога. Такие слова называются прямыми дополнениями. Например:

  • Я читаю (что?) книгу.
  • Мы купили (что?) мороженое.

Глаголы, которые могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже, называются переходными. Все остальные глаголы, не имеющие такой особенности, являются непереходными.

Переходность глагола как определить необходимо для правильного выбора падежных форм других слов и построения грамматически верных предложений. Например, с переходными глаголами часто используется винительный падеж, а с непереходными - другие косвенные падежи.

Ошибки в определении переходности могут привести к неправильному употреблению падежей и нарушениям грамматических норм. Например:

  • Неверно: Я интересую музыкой.
  • Правильно: Я интересуюсь музыкой. (непереходный глагол)
Женщина в очках сосредоточенно пишет в блокноте

Как на практике определить, переходный глагол или нет

Переходность глагола как определить на практике? Для этого есть несколько простых способов.

Признаки переходных глаголов:

  1. Могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога.
  2. Часто обозначают активное, целенаправленное действие (делать, создавать что-то).
  3. Имеют значение воздействия на кого-то или что-то.
  4. Отвечают на вопросы «что делать?», «кого видеть?» и т.д.

Например: писать письмо, ловить рыбу, увидеть друга.

Учебник русского языка на странице про переходные и непереходные глаголы

Признаки непереходных глаголов:

  1. Не могут иметь прямого дополнения в винительном падеже.
  2. Часто обозначают состояние или направление движения.
  3. Отвечают на вопросы «где?», «когда?», «как?» и др.

Например: сидеть в кресле, болеть два дня, быстро бежать.

Для тренировки можно подбирать к глаголам существительные в винительном падеже или задавать вопрос "что делать?". Если глагол не сочетается с такими существительными и на вопрос не отвечает, значит он непереходный.

Переходность глагола как определить: пошаговое руководство

  1. Найти в предложении глагол и определить его начальную форму.
  2. Попробовать задать от этого глагола вопрос «что делать?».
  3. Посмотреть, есть ли при глаголе существительное или местоимение в винительном падеже без предлога.
  4. Если есть такое дополнение, глагол переходный. Если нет - непереходный.

Этот алгоритм позволит безошибочно определять переходность любых глаголов в русском языке на практике.

Особенности употребления переходных и непереходных глаголов

Правильное определение переходности глагола помогает избежать ошибок при выборе падежных форм других слов в предложении.

Выбор падежей

С переходными глаголами чаще всего используется винительный падеж:

  • Я вижу (кого?) друга.
  • Он покупает (что?) машину.

С непереходными глаголами могут употребляться любые косвенные падежи с предлогами или без:

  • Я гуляю (где?) в парке.
  • Она мечтает (о чем?) о путешествии.

Сочетаемость с дополнениями

Переходные глаголы сочетаются с прямыми дополнениями, а непереходные - с косвенными или обстоятельствами:

  • Я пишу (что?) письмо (прямое дополнение).
  • Мы гуляем (где?) в парке (обстоятельство).

Построение предложений

В предложении с непереходным глаголом нет прямого дополнения, зато могут быть обстоятельства или косвенные дополнения:

  • Девочка улыбнулась прохожему.
  • Брат радуется хорошим оценкам.

Переходные каузативы и словообразование

В русском языке от непереходных глаголов можно образовывать переходные глаголы с помощью специальных суффиксов. Такие глаголы называются каузативами.

Образование каузативов

Например, от непереходного глагола "таять" с помощью суффикса -и- образуется переходный каузатив "растаять":

  • Снег тает на солнце.
  • Солнце растаивает снег.

То есть каузатив обозначает, что кто-то или что-то заставляет произойти действие, названное исходным глаголом.

Употребление каузативов

При использовании каузативов в речи нужно обращать внимание на их переходность и правильно употреблять падежи:

  • Мама накормила (кого?) ребенка.
  • Повар разморозил (что?) мясо.

Знание основ словообразования помогает лучше понимать значения переходных глаголов и избегать ошибок в их употреблении.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.