Любовь - величайшее чувство, вдохновлявшее философов на проникновенные размышления. Их высказывания о любви не теряют актуальности и сегодня. В этой статье мы собрали самые мудрые высказывания о любви от древних времен до наших дней.
1. Философия любви в Древней Греции и Древнем Риме
Древнегреческие философы одними из первых попытались осмыслить феномен любви. В своих трудах Платон, Аристотель, Диотима и другие мыслители высказали глубокие идеи, актуальные и по сей день.
Платон о любви
Великий древнегреческий философ Платон посвятил теме любви несколько своих диалогов, в частности "Пир" и "Федр". В них он рассматривал любовь как восхождение души к прекрасному и истинному бытию. Вот одно из знаменитых высказываний Платона о любви:
Каждая душа человеческая по своей природе прозревает сущее, иначе она не пришла бы в этот живой мир. Однако способность эта у душ затушевывается ― по причине соития с телом и других зол, ― и видит она сущее через морок как бы во сне.
По Платону, любовь помогает душе преодолеть заблуждения чувственного мира и приблизиться к миру идей и истинного знания. Любимый человек для влюбленного выступает как напоминание об идеальном мире.
Аристотель о любви
Ученик Платона Аристотель в трактате "Никомахова этика" также уделяет большое внимание любви, рассматривая ее как важнейшую добродетель:
Дружба и справедливость очень близки к добродетели, ибо и то, и другое относится к ближнему. А быть влюбленным есть нечто божественное.
По мысли Аристотеля, любовь возвышает человека, приближает его к божественному началу. Любовь раскрывает лучшие качества души.
Диотима о восхождении души через любовь
Одно из самых поэтичных высказываний про любовь в античности принадлежит Диотиме - вымышленному персонажу из платоновского диалога "Пир". Диотима описывает любовь как восхождение души от любви к конкретному телу к любви к красоте вообще и, наконец, к созерцанию вечных идей:
Кто же до конца в таинствах любви посвящен, тот, приближаясь к совершенству, вдруг узрит нечто поистине дивное по красоте, то самое, Сократ, ради чего и были все предшествующие труды, ― нечто вечное, не знающее увядания, не подверженное убыли и возрастанию, непричастное безобразию.
Это высказывание Диотимы до сих пор вдохновляет поэтов и художников своим возвышенным взглядом на любовь.
Любовная лирика Катулла
Древнеримский поэт Катулл в своих стихах ярко и эмоционально выразил переживания влюбленного. Его любовная лирика полна острых метафор, например:
Солнце мое нынче закатилось,
Солнце мое угасло навсегда. Ночь моя беспросветна, безутешна, Навсегда мою душу объяла тьма.
В этих строках Катулл сравнивает любимую с солнцем, а разлуку с ней - с наступлением бесконечной ночи. Такие смелые поэтические образы передают силу чувств влюбленного.
Размышления Цицерона и Сенеки о любви
Любовь как высокое чувство вдохновляла не только поэтов, но и философов Древнего Рима. Цицерон писал о любви:
Любовь к отечеству в корне всех добродетелей.
А Сенека размышлял о любви к ближним:
Если ты хочешь, чтобы тебя любили, люби сам.
Эти мысли не потеряли актуальности и в наши дни.
Таким образом, древнегреческие и древнеримские философы заложили основы философского осмысления любви, выдвинув идеи, которые получили развитие в последующие эпохи.
2. Любовь в философии Средневековья и Возрождения
В эпоху Средневековья и Возрождения представления о любви претерпели существенные изменения. Христианские философы трактовали любовь сквозь призму религиозного учения, а гуманисты эпохи Возрождения вернули любви земное, человеческое измерение.
Христианский взгляд на любовь
Христианские богословы развивали идею любви как пути к Богу и средства нравственного совершенствования. Аврелий Августин писал:
Люби, и делай, что хочешь.
А Фома Аквинский утверждал:
Три вещи нужны для полной любви: вера, надежда и любовь. Вера в то, что любимый человек отвечает взаимностью. Надежда, что он всегда будет любить. И любовь, которая позволяет прощать ошибки.
В Средние века любовь рассматривалась как путь к Богу, а любовные переживания трактовались в религиозном ключе.
"Песнь песней" и ее толкования
"Песнь песней" из Библии, повествующая о любви Суламиты и царя Соломона, вдохновляла средневековых комментаторов на мистические трактовки. Например, Бернар Клервоский видел в ней аллегорию любви Христа и Церкви. А известная цитата:
Любовь крепка, как смерть, а ревность ее нестерпима, как преисподняя.
Указывала для средневековых мыслителей на силу божественной любви.
"Лестница любви" Марсилио Фичино
В эпоху Возрождения итальянский философ Марсилио Фичино в трактате "Лестница любви" описал путь души к совершенству через созерцание красоты и платоническую любовь:
Красота телесная, увиденная глазами, порождает любовь чувственную. Красота душевная, созерцаемая умом, рождает любовь разумную. А красота божественная, постигаемая разумом, зажигает любовь божественную.
Фичино вернул платоновские идеи о возвышающей роли любви.
Петрарка о любви
Итальянский поэт Франческо Петрарка в своих знаменитых сонетах, посвященных Лауре, выразил светлые и возвышенные переживания влюбленного. Например:
Когда настанет день, что от земли отринет Она прекрасное, что заключила в ней, Возьмет мою любовь душа ее с собой, И стану я тогда навеки счастлив ей.
Петрарка верил, что его любовь продлится вечно.
Любовь в "Декамероне" Боккаччо
В отличие от возвышенных сонетов Петрарки, Джованни Боккаччо в сборнике новелл "Декамерон" показал и земную, плотскую сторону любви. Одна из героинь книги говорит:
Любовные утехи длятся короткий миг, а раскаяние и стыд от них остаются надолго.
Это одна из первых попыток реалистически изобразить человеческие чувства.
Таким образом, философия Средневековья и Возрождения открыла новые грани любви, дополнив античные представления христианскими и гуманистическими идеями.