Школьная медаль - почетный знак для лучших выпускников. Она вручается за отличные оценки и успехи в учебе. Но мало кто знает ее историю и правила получения. В этой статье мы подробно разберем все о школьных медалях: от первых наград в Российской империи до современных требований. Узнаете, какие бывают виды медалей, кто и по каким критериям их получает.
1. История школьных медалей в России
История школьных медалей в нашей стране насчитывает почти два века. Впервые такие награды появились в Российской империи в 1828 году с принятием «Устава гимназий и училищ уездных и приходских». Этот документ ввел в гимназиях правила награждения медалями за отличную успеваемость.
Первые медали чеканились из золота 990 пробы и серебра 925 пробы. Они вручались всем выпускникам гимназий, которые показали отличные знания по всем предметам.
После Октябрьской революции 1917 года практика награждения школьными медалями была прекращена почти на 30 лет. Возвращение золотых и серебряных медалей произошло только в 1945 году постановлением Совнаркома СССР.
- Золотые медали изготавливались из золота 583 пробы и весили 11 граммов.
- Было 16 вариантов медалей для союзных республик с надписями на национальных языках.
- В 1954 году понизили пробу золота в медалях до 375.
- С 1960 года стали использовать томпак и мельхиор без драгметаллов.
В 1977 году после принятия новой Конституции СССР на медалях изменились гербы союзных республик. А в 1985 году были возвращены серебряные медали, отмененные ранее в 1968 году.
2. Современные виды школьных медалей
В настоящее время существуют несколько разновидностей школьных медалей:
- Золотая медаль "За особые успехи в учении" I степени
- Серебряная медаль "За особые успехи в учении" II степени
- Медаль "За особые успехи в обучении" (московская)
Первые два вида - это общероссийские медали, которые присуждаются по единым федеральным требованиям. А московские медали являются региональной наградой с особыми критериями.
Золотая медаль | Высшая степень отличия, требует отметок "отлично" |
Серебряная медаль | Вторая степень отличия, допускает до 2-х "хорошо" |
Главное отличие общероссийских и региональных наград в разных критериях для их получения. Рассмотрим их подробнее далее.
3. Кто может получить золотую медаль
Чтобы получить золотую медаль "За особые успехи в учении", выпускник 11 класса должен соответствовать следующим критериям:
- Иметь итоговые отметки "отлично" по всем предметам в аттестате.
- Получить на ЕГЭ не менее 70 баллов по русскому языку и математике.
- Или сдать ГВЭ на 5 баллов по обязательным предметам.
Также существуют особые условия при смешанной сдаче ЕГЭ и ГВЭ. А в 2022-2023 учебном году для школьников ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей действуют упрощенные правила без учета результатов ЕГЭ.
По данным Рособрнадзора, в 2021 году золотые медали получили более 9000 выпускников школ Москвы. А всего по России их насчитывалось около 130 000.
Таким образом, получение "золота" требует стопроцентной успеваемости в школе и высоких баллов на экзаменах. Это по силам далеко не каждому выпускнику.
4. Кто может получить серебряную медаль
Критерии для серебряной медали "За особые успехи в учении" немного мягче:
- Итоговые отметки "отлично" и не более 2-х "хорошо".
- Результаты ЕГЭ от 60 баллов по обязательным предметам.
- Или ГВЭ на 5 баллов по обязательным предметам.
"Серебро" допускает наличие одной-двух четверок в аттестате. Это делает награду более доступной. В 2021 году серебряную медаль в Москве получили порядка 3000 человек. В целом по России их число составляет около 50 000 ежегодно.
Таким образом, мы рассмотрели историю школьных медалей, их современные виды и требования для получения золотой и серебряной награды. В следующих частях статьи подробно разберем правила получения медалей в Москве, преимущества для их обладателей и рекомендации по избежанию нарушений.
5. Как получить медаль в Москве
Рассмотрим теперь критерии получения региональной медали "За особые успехи в обучении" в Москве. Она присуждается при выполнении одного из следующих условий:
- Победа или призовое место на Всероссийской олимпиаде школьников;
- 100 баллов на ЕГЭ по одному предмету;
- 220 баллов ЕГЭ по трем предметам при итоговых "отлично".
Для детей-инвалидов действуют особые требования по количеству баллов ЕГЭ. Кроме того, претенденты не должны иметь нарушений на экзаменах. Список награжденных формирует Московский центр качества образования.
6. Преимущества обладателей школьных медалей
Главное преимущество школьных медалей сегодня - это дополнительные баллы при поступлении в вузы. Каждый университет сам определяет их количество, но не более 10 баллов суммарно за все индивидуальные достижения.
Например, в МГУ медалисты получают 6 бонусных баллов, в МГИМО - 4 балла, а в СПбГУ - 3 балла.
К сожалению, других официальных льгот для обладателей медалей сейчас не предусмотрено. Но существуют и другие способы поддержки талантливых школьников.
7. Как избежать нарушений при получении медалей
В 2017 году произошел громкий "медальный скандал", когда выяснилось, что некоторые школы необъективно оценивают учеников ради получения ими наград. После этого были ужесточены требования:
- Учет обязательных результатов ЕГЭ для присуждения медали.
- Проверка данных о баллах ЕГЭ на официальных сайтах.
- Общественный контроль за объективностью оценок.
Это позволило снизить количество нарушений. Родителям также стоит обращать внимание на репутацию школы и преподавателей.
8. Статистика получения медалей
Для наглядности давайте рассмотрим статистику по получению школьных медалей в последние годы. В 2021 году в Москве золотых медалей было вручено около 9000, серебряных - 3000. А в целом по России эти цифры составили 130 000 и 50 000 соответственно.
По данным Минпросвещения, в 2022 году количество золотых медалистов выросло до 150 000 человек. Эта тенденция сохраняется из года в год. Число награжденных зависит от демографии и успеваемости в конкретном регионе.
9. Региональные различия
Существуют значительные региональные различия в доле медалистов среди выпускников. Например, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель традиционно выше, чем в среднем по стране.
10. Динамика изменений
Интересно проследить динамику изменения числа медалистов за последние годы. В 1990-е годы их доля среди выпускников составляла 3-4%. К середине 2000-х годов этот показатель вырос до 10%.
Рост продолжился и в последнее десятилетие. С 2010 по 2022 год доля медалистов увеличилась с 11% до 16% от общего числа выпускников по стране.
11. Перспективы и прогнозы
Каковы перспективы дальнейшего развития системы школьных медалей в России? По прогнозам экспертов, в ближайшие годы число медалистов будет расти умеренными темпами. К 2025 году их доля может достичь 18-20% выпускников.
Однако в перспективе ожидается снижение значимости самих медалей при сохранении важности качественного образования. В фокусе окажутся другие инструменты поддержки талантливых школьников.
12. Итоги и перспективы развития школьных медалей
Подводя итог, можно сказать, что система школьных наград прошла долгий путь развития. С 2023 года планируется вернуть серебряные медали и пересмотреть критерии их получения. Эксперты предлагают ориентироваться на зарубежный опыт и искать альтернативы медалям для поддержки одаренных детей. Так что история школьных медалей в нашей стране еще продолжается.