Проблема соотношения понятий "культура" и "цивилизация"

Соотношение понятий "культура" и "цивилизация" - один из важных вопросов в философии и культурологии. Эта проблема восходит еще к И.Канту, различавшему духовное понятие культуры и материальное - цивилизации. В дальнейшем многие мыслители развивали эти идеи.

Существуют разные подходы к соотнесению культуры и цивилизации - от отождествления до противопоставления. Но в целом принято считать, что они тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Культура связана с духовным развитием, цивилизация - с материальным прогрессом.

Взгляды философов на культуру и цивилизацию

Различие между понятиями «культура» и «цивилизация» впервые встречается в работах немецкого философа Иммануила Канта. Он полагал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек вежлив и следует общепринятым нормам. Культура же предполагает определенную степень нравственности - культурный человек руководствуется «золотым правилом» этики.

Другой немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» выдвинул идею о том, что цивилизация - это завершающая стадия развития культуры. На этой стадии преобладают наука, техника, городская культура, искусство и литература приходят в упадок. По мнению Шпенглера, цивилизация «подавляет личность», в то время как культура создает условия для ее расцвета.

Британский историк Арнольд Тойнби, напротив, считал цивилизацию и культуру синонимами. Он изучал цивилизации как этапы развития культуры, уделяя особое внимание духовной сфере.

Француз Фернан Бродель, представитель школы «Анналов», полагал, что цивилизация - фундамент культуры в целом. Его интересовала прежде всего цивилизация, которую он анализировал через духовные феномены, главный из которых - ментальность.

Таким образом, взгляды философов на соотношение культуры и цивилизации можно разделить на три подхода: отождествление этих понятий, выделение в них общего и особенного и полное противопоставление культуры и цивилизации.

Эти подходы отражают многогранность и сложность соотношения рассматриваемых феноменов.

Культура как творчество, цивилизация как техника

соотношение понятий культура и цивилизация

Многие мыслители подчеркивали творческую природу культуры. Так, по мнению русского философа П.А. Флоренского, культура представляет собой творческую деятельность человека. Она направлена на освоение мира и преобразование его согласно идеалам и ценностям. В этом смысле культура противостоит дикой природе, приручает и гуманизирует ее.

Если культура связана с внутренним миром человека, его духовным развитием, то цивилизация относится преимущественно к внешней стороне общественной жизни. Она представляет собой совокупность материальных и технических достижений, способов производства и обмена. Как отмечал Н.А. Бердяев, цивилизация - это в основном техника, способ организации внешней жизни.

Такой подход восходит к идеям немецкого социолога М. Вебера, который противопоставлял культуру и цивилизацию. По его мнению, культура связана с ценностями, идеалами, духовными смыслами. Цивилизация же представляет собой внешние формы организации жизни - экономику, политику, право, города. М. Вебер считал, что цивилизация подавляет культурные ценности, превращает все в технические средства достижения внешних целей.

Таким образом, в данном подходе цивилизация понимается как внешняя, техническая сторона организации общества, в то время как культура относится к внутреннему миру человека, к области смыслов и ценностей. Цивилизация создает лишь внешние условия для развития культуры, но сама по себе лишена творческого, духовного начала. Она может даже разрушать культуру, подавляя творческую личность формальными правилами и технологиями.

Для предотвращения таких негативных последствий необходим баланс между цивилизацией и культурой. Цивилизация должна создавать благоприятную среду для расцвета культуры, не подавляя при этом свободу творчества. Культура, в свою очередь, призвана наполнять цивилизационные формы гуманистическими смыслами и высокими духовными целями. Только так можно избежать как культурного застоя, так и бездуховного техницизма цивилизации.

Цивилизация создает условия для культуры

Несмотря на различия, многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь культуры и цивилизации. Цивилизация создает необходимые материальные, экономические, политические, правовые условия для развития культуры общества.

Так, по мнению русского историка Н.Я. Данилевского, каждая культурно-историческая цивилизация проходит ряд этапов - от первобытного состояния до расцвета культуры. На ранних стадиях складывается цивилизационная основа в виде хозяйственных форм, социально-политических институтов, правовых норм. Это создает предпосылки для появления высокой культуры - литературы, искусства, науки, философии.

Английский историк А. Тойнби писал, что цивилизация отвечает за материальную сторону общественной жизни, создавая благоприятную среду для духовного и культурного развития народа. По его мнению, культура использует достижения цивилизации, чтобы воплотиться в конкретных формах - произведениях искусства, научных трудах, нравственных нормах.

Таким образом, цивилизация задает общие рамки культурного процесса - язык, этнические традиции, мировоззрение, технические возможности эпохи. Но конкретное содержание культуры определяется творческой деятельностью людей. Культура использует цивилизационные достижения, чтобы воплотить духовные ценности и идеалы общества.

В свою очередь, культура оказывает гуманизирующее, одухотворяющее влияние на цивилизацию. Она вносит в технический прогресс нравственные ориентиры, заставляет задуматься о его целях и смысле с точки зрения человеческого развития. Благодаря культуре внешние достижения цивилизации обретают высокий духовный смысл.

Таким образом, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны. Цивилизация создает внешние материальные и технические условия для развития культуры. Культура наполняет цивилизационные формы конкретным духовным содержанием. Это позволяет гармонично развивать как внешний, так и внутренний мир человека и общества.

соотношение понятий культура и цивилизация

Антикультура как антипод культуры

Хотя цивилизация и культура тесно взаимосвязаны, в рамках цивилизации существуют и антикультурные явления. Это прежде всего войны, насилие, эксплуатация, которые разрушают гуманистические ценности культуры. Такие антикультурные тенденции можно обозначить понятием «антикультура».

По мнению русского религиозного философа Н.А. Бердяева, в основе антикультуры лежит бездуховность, потеря высоких смыслов и идеалов. Цивилизация в ее техническом аспекте способна порождать антикультуру, когда человек становится рабом машин и механизмов.

Немецкий философ О. Шпенглер также указывал на антикультурные тенденции современной цивилизации Запада. По его мнению, они выражаются в превращении культуры в средство для достижения власти и обогащения, в упадке искусства и морали.

Другой немецкий мыслитель Т. Адорно ввел понятие «культуриндустрии», которая превращает культуру в развлечение, в средство манипулирования массовым сознанием. Это также можно рассматривать как проявление антикультуры в рамках современной цивилизации.

В целом антикультурные тенденции проявляются там, где цивилизация теряет гуманистические ориентиры и подавляет творческое начало в человеке. К антикультуре можно отнести пропаганду насилия в СМИ, разрушение природы, потребительское отношение к искусству.

Для противодействия антикультуре необходимо усилить гуманитарную составляющую образования и воспитания, а также общественную роль учреждений культуры. Важно нацелить цивилизационное развитие на благо человека, а не на удовлетворение искусственно навязанных потребностей. Только так можно избежать превращения цивилизации в антикультуру.

Выводы о соотношении культуры и цивилизации

Подводя итог, можно сделать следующие выводы о соотношении понятий «культура» и «цивилизация».

Во-первых, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, оказывают значительное влияние друг на друга, что не позволяет рассматривать их как полностью независимые и противоположные явления.

Во-вторых, культура относится преимущественно к духовной сфере - ценностям, мировоззрению, формам творческой самореализации человека. Цивилизация связана с материально-техническими достижениями общества, внешней организацией социальных отношений.

В-третьих, цивилизация создает необходимые внешние условия и средства для развития культуры - язык, этнические традиции, технологии, городскую среду и т.д. Но конкретное культурное наполнение этой цивилизационной основы определяется духовной деятельностью людей.

В-четвертых, культура оказывает гуманизирующее воздействие на цивилизацию, задает нравственные ориентиры научно-технического и социального прогресса, придает ему осмысленность с точки зрения развития человеческой личности.

В-пятых, в рамках цивилизации могут возникать антикультурные тенденции, связанные с утратой высоких гуманистических ценностей и смыслов, сведением культуры к развлечению или средству манипуляции. Для предотвращения этого необходимо усиление роли подлинной культуры в жизни общества.

Таким образом, оптимальной моделью представляется гармоничное взаимодействие цивилизации и культуры, при котором они дополняют друг друга в интересах всестороннего развития человека и общества. Необходим баланс между техническим прогрессом и духовным совершенствованием, материальным производством и культурным творчеством.

Культурология должна изучать оба феномена

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что культурология как научная дисциплина должна изучать в комплексе как феномен культуры, так и феномен цивилизации. Нельзя свести предмет культурологии только к культуре, игнорируя цивилизационный аспект.

Культурология изучает закономерности развития культуры в их исторической динамике и взаимосвязи с материальными, социальными, психологическими факторами. А это предполагает рассмотрение широкого цивилизационного контекста существования культуры.

Культуролог должен анализировать как собственно культурные формы творческой деятельности человека в разных сферах (искусство, религия, наука и т.д.), так и их взаимосвязь с материально-техническими и социально-экономическими условиями конкретных цивилизаций.

Необходимо выявлять влияние цивилизационных факторов на характер и направленность культурного развития, а также обратное воздействие культуры на цивилизационные процессы. Следует изучать как позитивные стороны этого взаимовлияния, так и возможные негативные последствия.

В задачи культурологии входит моделирование оптимальных путей развития культуры в рамках современной цивилизации с учетом глобальных вызовов и противоречий. Для этого нужен междисциплинарный синтез гуманитарных, социальных и технических знаний.

Таким образом, изучение культуры и цивилизации в их взаимосвязи и взаимовлиянии позволит культурологии глубже понять закономерности культурного развития в широком историческом и социальном контексте. Это даст возможность выработать стратегию оптимальной культурной политики в условиях современных цивилизационных процессов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.