Соотношение понятий "культура" и "цивилизация" - один из важных вопросов в философии и культурологии. Эта проблема восходит еще к И.Канту, различавшему духовное понятие культуры и материальное - цивилизации. В дальнейшем многие мыслители развивали эти идеи.
Существуют разные подходы к соотнесению культуры и цивилизации - от отождествления до противопоставления. Но в целом принято считать, что они тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Культура связана с духовным развитием, цивилизация - с материальным прогрессом.
Взгляды философов на культуру и цивилизацию
Различие между понятиями «культура» и «цивилизация» впервые встречается в работах немецкого философа Иммануила Канта. Он полагал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек вежлив и следует общепринятым нормам. Культура же предполагает определенную степень нравственности - культурный человек руководствуется «золотым правилом» этики.
Другой немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» выдвинул идею о том, что цивилизация - это завершающая стадия развития культуры. На этой стадии преобладают наука, техника, городская культура, искусство и литература приходят в упадок. По мнению Шпенглера, цивилизация «подавляет личность», в то время как культура создает условия для ее расцвета.
Британский историк Арнольд Тойнби, напротив, считал цивилизацию и культуру синонимами. Он изучал цивилизации как этапы развития культуры, уделяя особое внимание духовной сфере.
Француз Фернан Бродель, представитель школы «Анналов», полагал, что цивилизация - фундамент культуры в целом. Его интересовала прежде всего цивилизация, которую он анализировал через духовные феномены, главный из которых - ментальность.
Таким образом, взгляды философов на соотношение культуры и цивилизации можно разделить на три подхода: отождествление этих понятий, выделение в них общего и особенного и полное противопоставление культуры и цивилизации.
Эти подходы отражают многогранность и сложность соотношения рассматриваемых феноменов.
Культура как творчество, цивилизация как техника
Многие мыслители подчеркивали творческую природу культуры. Так, по мнению русского философа П.А. Флоренского, культура представляет собой творческую деятельность человека. Она направлена на освоение мира и преобразование его согласно идеалам и ценностям. В этом смысле культура противостоит дикой природе, приручает и гуманизирует ее.
Если культура связана с внутренним миром человека, его духовным развитием, то цивилизация относится преимущественно к внешней стороне общественной жизни. Она представляет собой совокупность материальных и технических достижений, способов производства и обмена. Как отмечал Н.А. Бердяев, цивилизация - это в основном техника, способ организации внешней жизни.
Такой подход восходит к идеям немецкого социолога М. Вебера, который противопоставлял культуру и цивилизацию. По его мнению, культура связана с ценностями, идеалами, духовными смыслами. Цивилизация же представляет собой внешние формы организации жизни - экономику, политику, право, города. М. Вебер считал, что цивилизация подавляет культурные ценности, превращает все в технические средства достижения внешних целей.
Таким образом, в данном подходе цивилизация понимается как внешняя, техническая сторона организации общества, в то время как культура относится к внутреннему миру человека, к области смыслов и ценностей. Цивилизация создает лишь внешние условия для развития культуры, но сама по себе лишена творческого, духовного начала. Она может даже разрушать культуру, подавляя творческую личность формальными правилами и технологиями.
Для предотвращения таких негативных последствий необходим баланс между цивилизацией и культурой. Цивилизация должна создавать благоприятную среду для расцвета культуры, не подавляя при этом свободу творчества. Культура, в свою очередь, призвана наполнять цивилизационные формы гуманистическими смыслами и высокими духовными целями. Только так можно избежать как культурного застоя, так и бездуховного техницизма цивилизации.
Цивилизация создает условия для культуры
Несмотря на различия, многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь культуры и цивилизации. Цивилизация создает необходимые материальные, экономические, политические, правовые условия для развития культуры общества.
Так, по мнению русского историка Н.Я. Данилевского, каждая культурно-историческая цивилизация проходит ряд этапов - от первобытного состояния до расцвета культуры. На ранних стадиях складывается цивилизационная основа в виде хозяйственных форм, социально-политических институтов, правовых норм. Это создает предпосылки для появления высокой культуры - литературы, искусства, науки, философии.
Английский историк А. Тойнби писал, что цивилизация отвечает за материальную сторону общественной жизни, создавая благоприятную среду для духовного и культурного развития народа. По его мнению, культура использует достижения цивилизации, чтобы воплотиться в конкретных формах - произведениях искусства, научных трудах, нравственных нормах.
Таким образом, цивилизация задает общие рамки культурного процесса - язык, этнические традиции, мировоззрение, технические возможности эпохи. Но конкретное содержание культуры определяется творческой деятельностью людей. Культура использует цивилизационные достижения, чтобы воплотить духовные ценности и идеалы общества.
В свою очередь, культура оказывает гуманизирующее, одухотворяющее влияние на цивилизацию. Она вносит в технический прогресс нравственные ориентиры, заставляет задуматься о его целях и смысле с точки зрения человеческого развития. Благодаря культуре внешние достижения цивилизации обретают высокий духовный смысл.
Таким образом, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны. Цивилизация создает внешние материальные и технические условия для развития культуры. Культура наполняет цивилизационные формы конкретным духовным содержанием. Это позволяет гармонично развивать как внешний, так и внутренний мир человека и общества.
Антикультура как антипод культуры
Хотя цивилизация и культура тесно взаимосвязаны, в рамках цивилизации существуют и антикультурные явления. Это прежде всего войны, насилие, эксплуатация, которые разрушают гуманистические ценности культуры. Такие антикультурные тенденции можно обозначить понятием «антикультура».
По мнению русского религиозного философа Н.А. Бердяева, в основе антикультуры лежит бездуховность, потеря высоких смыслов и идеалов. Цивилизация в ее техническом аспекте способна порождать антикультуру, когда человек становится рабом машин и механизмов.
Немецкий философ О. Шпенглер также указывал на антикультурные тенденции современной цивилизации Запада. По его мнению, они выражаются в превращении культуры в средство для достижения власти и обогащения, в упадке искусства и морали.
Другой немецкий мыслитель Т. Адорно ввел понятие «культуриндустрии», которая превращает культуру в развлечение, в средство манипулирования массовым сознанием. Это также можно рассматривать как проявление антикультуры в рамках современной цивилизации.
В целом антикультурные тенденции проявляются там, где цивилизация теряет гуманистические ориентиры и подавляет творческое начало в человеке. К антикультуре можно отнести пропаганду насилия в СМИ, разрушение природы, потребительское отношение к искусству.
Для противодействия антикультуре необходимо усилить гуманитарную составляющую образования и воспитания, а также общественную роль учреждений культуры. Важно нацелить цивилизационное развитие на благо человека, а не на удовлетворение искусственно навязанных потребностей. Только так можно избежать превращения цивилизации в антикультуру.
Выводы о соотношении культуры и цивилизации
Подводя итог, можно сделать следующие выводы о соотношении понятий «культура» и «цивилизация».
Во-первых, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, оказывают значительное влияние друг на друга, что не позволяет рассматривать их как полностью независимые и противоположные явления.
Во-вторых, культура относится преимущественно к духовной сфере - ценностям, мировоззрению, формам творческой самореализации человека. Цивилизация связана с материально-техническими достижениями общества, внешней организацией социальных отношений.
В-третьих, цивилизация создает необходимые внешние условия и средства для развития культуры - язык, этнические традиции, технологии, городскую среду и т.д. Но конкретное культурное наполнение этой цивилизационной основы определяется духовной деятельностью людей.
В-четвертых, культура оказывает гуманизирующее воздействие на цивилизацию, задает нравственные ориентиры научно-технического и социального прогресса, придает ему осмысленность с точки зрения развития человеческой личности.
В-пятых, в рамках цивилизации могут возникать антикультурные тенденции, связанные с утратой высоких гуманистических ценностей и смыслов, сведением культуры к развлечению или средству манипуляции. Для предотвращения этого необходимо усиление роли подлинной культуры в жизни общества.
Таким образом, оптимальной моделью представляется гармоничное взаимодействие цивилизации и культуры, при котором они дополняют друг друга в интересах всестороннего развития человека и общества. Необходим баланс между техническим прогрессом и духовным совершенствованием, материальным производством и культурным творчеством.
Культурология должна изучать оба феномена
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что культурология как научная дисциплина должна изучать в комплексе как феномен культуры, так и феномен цивилизации. Нельзя свести предмет культурологии только к культуре, игнорируя цивилизационный аспект.
Культурология изучает закономерности развития культуры в их исторической динамике и взаимосвязи с материальными, социальными, психологическими факторами. А это предполагает рассмотрение широкого цивилизационного контекста существования культуры.
Культуролог должен анализировать как собственно культурные формы творческой деятельности человека в разных сферах (искусство, религия, наука и т.д.), так и их взаимосвязь с материально-техническими и социально-экономическими условиями конкретных цивилизаций.
Необходимо выявлять влияние цивилизационных факторов на характер и направленность культурного развития, а также обратное воздействие культуры на цивилизационные процессы. Следует изучать как позитивные стороны этого взаимовлияния, так и возможные негативные последствия.
В задачи культурологии входит моделирование оптимальных путей развития культуры в рамках современной цивилизации с учетом глобальных вызовов и противоречий. Для этого нужен междисциплинарный синтез гуманитарных, социальных и технических знаний.
Таким образом, изучение культуры и цивилизации в их взаимосвязи и взаимовлиянии позволит культурологии глубже понять закономерности культурного развития в широком историческом и социальном контексте. Это даст возможность выработать стратегию оптимальной культурной политики в условиях современных цивилизационных процессов.