Для жителей многоквартирных домов в Москве обязательна установка счетчиков на воду. Своевременная передача их показаний важна для корректного начисления платы за коммунальные услуги.
В статье подробно рассмотрены различные способы подачи показаний счетчиков воды: онлайн, по телефону, СМС, лично. Указаны оптимальные сроки для передачи данных.
Необходимость установки счетчиков
В соответствии с законодательством, все собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны установить индивидуальные или общие (квартирные) счетчики холодной и горячей воды. Это необходимо для точного учета потребления коммунальных ресурсов и правильного расчета оплаты.
Счетчики на газ устанавливаются в случае, если расход газа превышает 2 кубометра в час (при наличии газовой колонки).
Также следует устанавливать индивидуальные или общие приборы учета электроэнергии и тепла. Их показания используются для корректного расчета платы за эти коммунальные услуги.
Способы передачи показаний
Существует несколько способов передачи показаний счетчиков воды, электроэнергии, газа и тепла:
- Через личный кабинет на портале mos.ru или в мобильных приложениях «Госуслуги Москвы», «Моя Москва»;
- В личном кабинете на сайте Мосэнергосбыта при передаче показаний электроэнергии;
- Через сайт или мобильное приложение «Электронный дом Москва»;
- По телефону единой сервисной службы или горячей линии ресурсоснабжающей организации;
- Путем СМС-сообщения на специальный номер;
- Воспользовавшись инфоматами и терминалами, установленными в центрах госуслуг, клиентских офисах, ОДС.
- Лично в управляющей организации или ресурсоснабжающей компании, если заключен прямой договор.
Также в последнее время в Москве активно внедряются интеллектуальные системы дистанционного снятия показаний - так называемые «умные счетчики». В этом случае передавать «куда передавать показания счетчика воды» самостоятельно не требуется.
Чаще всего показания принимают в электронном виде через личный кабинет или мобильное приложение. Это удобный способ, позволяющий передать данные в любое время, не выходя из дома.
Однако традиционные офлайн каналы тоже актуальны - например, для пожилых людей или тех, у кого нет доступа к интернету. Поэтому многие управляющие организации до сих пор принимают показания лично.
Сроки подачи показаний по воде
Передавать текущие показания счетчиков холодного и горячего водоснабжения необходимо ежемесячно с 15-го числа текущего месяца по 3-е число следующего месяца. Эти данные используются для расчета размера платы за коммунальную услугу в следующем месяце.
То есть, к примеру, чтобы оплатить реальное потребление за март, нужно передать показания с 15 марта по 3 апреля. Именно на этот период приходится активная кампания по сбору показаний водосчетчиков, так как ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям необходимо получить актуальные данные.
Многие компании отправляют жителям напоминания о необходимости передачи показаний по воде в указанный период, но даже если такого оповещения не последовало, гражданам стоит помнить о подаче данных вовремя, чтобы «куда передавать показания счетчика воды» было понятно.
Периодичность снятия показаний у счетчиков газа несколько иная - с 1 по 20 число текущего месяца. Это связано с особенностями расчета потребления газа.
Что касается электричества и тепла, здесь конкретные сроки могут варьироваться. Обычно данные по электроэнергии принимаются с 15 по 26 число, а по теплу - либо до 25 января за предыдущий год, либо ежемесячно в зависимости от применяемой схемы расчета. Нюансы лучше уточнять в обслуживающей организации.
Что будет при непередаче показаний
Если в течение трех месяцев не передавать показания счетчиков воды и тепла, временно блокируется возможность дистанционной подачи данных. Начисление производится по нормативам или средним показателям за аналогичные периоды.
При этом для восстановления удаленных способов передачи потребуется обратиться в обслуживающую организацию и составить акт с контрольными показаниями приборов учета. Только после этого можно будет понять, «куда передавать показания счетчика воды» дистанционно.
В случае с электроэнергией и газом при непредоставлении данных вовремя начисление платы также ведется по среднестатистическим показателям. Перерасчет произойдет только после отправки текущих показаний.
Таким образом, хотя непередача показаний и не влечет штрафных санкций, это может привести к некорректному расчету оплаты коммунальных услуг. Поэтому рекомендуется регулярно фиксировать данные приборов учета и отправлять их в управляющие организации в установленные сроки.
Особенности подачи показаний газа
В отличие от воды, электричества и тепла, передача показаний газовых счетчиков имеет свою специфику. Это связано с тем, что поставкой газа в Москве занимается единый оператор - АО «Мосгаз».
Поэтому «куда передавать показания счетчика» в данном случае понятно - нужно использовать каналы приема данных именно этой компании:
- Личный кабинет на сайте Mosoblgaze.ru;
- Мобильное приложение «Газпром межрегионгаз Москва»;
- Абонентские отделы компании в округах.
Передача показаний газовых счетчиков производится с 1 по 20 число текущего месяца. Этот период может немного варьироваться для разных категорий потребителей. Точные даты можно уточнить в договоре поставки газа.
Еще одна особенность заключается в том, что при отсутствии переданных показаний оплата будет производиться не по средним значениям, как для других ресурсов, а исходя из нормативов потребления, зависящих от площади жилья и количества зарегистрированных.
Порядок передачи показаний электросчетчиков
В Москве электроснабжением занимается компания ПАО «Мосэнергосбыт». Поэтому показания индивидуальных электросчетчиков нужно передавать именно этой организации.
Делать это можно несколькими способами:
- В личном кабинете на сайте Мосэнергосбыта;
- Через мобильное приложение компании;
- С помощью Личного кабинета на Портале mos.ru;
- По телефону единого контакт-центра или в IVR;
- Воспользовавшись терминалами в центрах госуслуг.
Таким образом, «куда передавать показания счетчика» электроэнергии должно быть понятно - в Мосэнергосбыт через доступные каналы связи. Обычно это происходит с 15 по 26 число текущего месяца.
Сроки могут меняться для отдельных групп потребителей. Рекомендуется уточнить информацию в личном кабинете или обратившись в службу поддержки компании по электроснабжению.
Подача показаний счетчиков тепла
В отличие от других коммунальных ресурсов, учет теплоэнергии может вестись централизованно на уровне многоквартирного дома. Поэтому бывает непонятно, «куда передавать показания счетчика» тепла.
Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, отвечает за его обслуживание и сбор данных управляющая организация или ТСЖ. Сюда и следует обращаться с показаниями индивидуальных теплосчетчиков.
Если общедомового узла учета нет, теплоснабжением занимается специализированная организация в соответствии с заключенным прямым договором. При наличии индивидуального теплового счетчика именно туда необходимо передавать его данные.
Последствия непередачи показаний тепла
Несвоевременная передача показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии может привести к негативным последствиям для жителей многоквартирных домов. В частности, при отсутствии актуальных данных о потреблении тепла в квартире в течение 3 месяцев расчет платы будет производиться не по реальному потреблению, а по усредненным показаниям за предыдущий период.
Если показания по теплу не предоставлялись более 3 месяцев, собственник квартиры лишается возможности подавать данные удаленно - через официальные электронные сервисы. В такой ситуации для возобновления онлайн-отправки потребуется обращение в управляющую компанию и составление акта с фактическими показаниями счетчиков.
При отсутствии показаний более 4 месяцев расчет платы за отопление будет вестись только по данным общедомовых приборов учета тепловой энергии. Это приведет к некорректному начислению оплаты, не соответствующей реальному потреблению тепла в квартире.
Таким образом, своевременная подача показаний индивидуальных счетчиков тепла важна для корректного расчета платежей за отопление. Передача данных в установленные сроки позволит избежать перерасчетов и дополнительных сложностей с определением фактического потребления тепловой энергии.
Напомним, что согласно действующему порядку показания индивидуальных приборов учета тепла необходимо передавать ежемесячно с 15 числа прошлого месяца по 3 число текущего месяца в период действия отопительного сезона.
Сроки передачи показаний по теплу | Последствия несвоевременной передачи |
1-3 месяца после установленного срока | Расчет по усредненным значениям |
Более 3 месяцев | Невозможность передачи показаний онлайн |
Более 4 месяцев | Расчет только по общедомовым приборам учета |
Часто задаваемые вопросы по теме
Передача показаний счетчиков - важная обязанность жителей многоквартирных домов. В связи с этим у граждан часто возникает ряд вопросов.
- Куда и в какие сроки нужно передавать показания счетчиков?
- Показания счетчиков воды следует передавать с 15-го числа текущего месяца по 3-е число месяца, следующего за отчетным в Единый информационно-расчетный центр.
- Это можно сделать удаленно через мобильные приложения «Госуслуги Москвы», «Моя Москва», чат-бот «Телеграм» или официальный портал Мэра Москвы, а также по телефону и лично в центрах госуслуг.
- При наличии интеллектуальных счетчиков передавать показания не требуется.
- Что делать, если пропустил срок передачи показаний?
- Если срок непредставления показаний составляет менее 3 месяцев, расчет будет производиться по усредненным данным. После передачи текущих показаний будет произведен перерасчет.
- При большем сроке возможность онлайн-передачи блокируется. Для ее возобновления следует обратиться в свою управляющую компанию.
- Как быть, если нет технической возможности для установки счетчика?
- В таком случае организация, обслуживающая ваш дом, должна предоставить акт об отсутствии технической возможности установки прибора учета, после чего оплата будет рассчитываться без учета повышающего коэффициента.
Если у вас остались вопросы о порядке передачи потребления, обратитесь в свою управляющую организацию или ресурсоснабжающую компанию. Их контакты можно найти на портале «Дома Москвы» или в едином платежном документе.
Полезные советы по работе со счетчиками
Куда передавать показания счетчика воды? Для корректной работы приборов учета и своевременной передачи их показаний, собственникам квартир рекомендуется придерживаться следующих советов.
- При эксплуатации счетчиков
- Регулярно наблюдайте за показаниями счетчиков и их работоспособностью.
- Периодически очищайте счетчики от загрязнений для корректной работы.
- Защищайте приборы от мороза и перепадов напряжения.
- При передаче показаний
- Сверяйте передаваемые показания с данными на самом счетчике во избежание ошибок.
- Фиксируйте и сохраняйте переданные показания для контроля расчетов оплаты.
- Пользуйтесь напоминаниями о сроках предоставления показаний.
- При обнаружении неисправностей
- Проверьте наличие электропитания и работоспособность геркона сигнализатора.
- Позвоните или напишите в управляющую компанию для оперативного устранения неполадок.
- В случае выхода прибора учета из строя, незамедлительно сообщите об этом для организации его замены.
Обзор нормативных документов
Порядок установки и эксплуатации приборов учета, а также передачи их показаний регулируется следующими нормативными правовыми актами.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 13 Федерального закона No 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить такие помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета электрической энергии, холодной и горячей воды, тепловой энергии.
Законом также определено, что показания таких приборов учета используются для определения объемов (количества) потребления соответствующего коммунального ресурса каждым потребителем и расчетов за оказываемые им услуги по их обслуживанию и потреблению (куда передавать показания счетчика воды).
Кроме того, обязанность оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов закреплена в Жилищном кодексе Российской Федерации, в статье 13.
- Документы по порядку передачи показаний
- Совместный приказ Минрегиона России и Минэкономразвития No 44/Б1 от 02.03.2022 устанавливает сроки предоставления потребителями показаний приборов учета ресурсов - с 15-го по 26-е число текущего месяца.
- Порядок передачи, обработки и хранения показаний приборов учета определяется приказом Минстроя No 937/пр от 29.12.2022.
- Регламент взаимодействия участников расчетов за коммунальные услуги в части обмена данными утверждается приказом Минцифры России No 86 от 21.02.2022.
Таким образом, процедура передачи потребления регламентирована на законодательном уровне с целью корректного расчета оплаты услуг ЖКХ.
Куда обращаться по возникающим вопросам
При возникновении вопросов в части передачи показаний приборов учета, порядка расчетов и начислений жители могут обращаться в следующие инстанции:
- По общим вопросам
- В управляющую организацию, обслуживающую многоквартирный дом. Контакты можно найти на портале «Дома Москвы» или в квитанциях.
- В Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы для получения разъяснений и помощи по вопросам ЖКХ.
- По конкретным видам услуг
- В Мосводоканал для уточнения порядка передачи показаний по водоснабжению и водоотведению. Телефон +7(495)608-30-00.
- В МОЭК для вопросов по теплоснабжению и подаче показаний теплосчетчиков. Телефоны +7(499)684-89-89 и +7(495)276-27-27.
- В Мосэнергосбыт по вопросам передачи показаний электросчетчиков и расчетов за электроэнергию. Телефон +7(499) 550-95-50.
Также можно воспользоваться горячими линиями и чатами на официальных сайтах организаций коммунального комплекса или позвонить на единый номер 122 для получения консультации.