Согласно рождественским преданиям, вскоре после рождения Иисуса к нему в Вифлеем пришли таинственные гости. Их называют «тремя волхвами», «тремя мудрецами с востока» или «тремя царями». Но что же говорится о них в Библии? Давайте разберемся, кто они, откуда пришли, сколько их было и зачем они шли за загадочной Вифлеемской звездой.
Кто такие «волхвы» из Евангелия
В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как после рождения Иисуса Христа в Вифлееме к нему пришли волхвы с востока. В греческом оригинале Евангелия для обозначения этих людей используется слово маги. Это слово происходит от названия одного из мидийских племен, которое славилось своими знаниями астрономии и умением толковать сны.
Таким образом, «волхвами» или «магами» в Евангелии названы люди, которые занимались оккультными практиками – астрологией, гаданиями, толкованием сновидений. Это подтверждает тот факт, что они увидели звезду, которая возвестила им о рождении «царя Иудейского», и последовали за ней в Иерусалим, а затем в Вифлеем.
Интересно, что в Библии не упоминаются ни их имена, ни их количество. Предание о трех волхвах по имени Мельхиор, Каспар и Бальтазар возникло значительно позже, в средневековой Европе. В Евангелии же они предстают просто как некие «маги с востока», которые пришли поклониться младенцу Иисусу, принеся ему символические дары - золото, ладан и смирну.
Сколько волхвов пришло к Иисусу
В Евангелии от Матфея не указано точное количество волхвов, пришедших поклониться младенцу Иисусу. Это число не названо напрямую. Однако некоторые косвенные детали позволяют сделать предположения.
- Во-первых, упоминается, что волхвы принесли три дара: золото, ладан и смирну. Исходя из этого, традиционно считается, что их было трое. Хотя, конечно, даров могло быть и больше.
- Во-вторых, в Евангелии говорится о волхвах во множественном числе. Это означает, что их было не меньше двух. В единственном числе это слово нигде не употребляется.
Некоторые другие источники называют разное количество волхвов. Например, в восточной церковной традиции говорится о 12 магах. А апокрифические евангелия упоминают о четвертом волхве по имени Артабан. Однако эти сведения выходят за рамки библейского канона.
Таким образом, согласно Евангелию от Матфея, волхвов было по меньшей мере двое, но скорее всего их было трое или больше. Это косвенно подтверждается упоминанием о трех дарах. Но точное число не названо, поэтому можно лишь предполагать исходя из контекста.
Были ли волхвы царями
В Евангелии от Матфея нет упоминаний о том, что волхвы, пришедшие поклониться Иисусу, были царями или правителями каких-либо государств. Это позднейшее предание не подтверждается библейским текстом. Матфей называет пришедших к Иисусу просто волхвами с востока, используя греческое слово маги. Это означает, что они были астрологами, магами, занимавшимися оккультными практиками. Но никак не царями.
Косвенным подтверждением того, что волхвы не были правителями, служат следующие детали:
- Они пришли в Иерусалим и расспрашивали о родившемся «царе Иудейском». Если бы сами были царями, вряд ли стали бы так поступать.
- Царь Ирод приказал им разузнать о месте рождения младенца Иисуса и доложить ему. Вряд ли бы он так обращался с равными себе правителями других государств.
- Волхвы подчинились приказу Ирода, а затем тайно удалились по указанию ангела. Так вряд ли бы поступили гордые цари.
Таким образом, предание о волхвах как о царях возникло значительно позже написания канонических Евангелий. В самом тексте нет никаких упоминаний об их царском статусе. Скорее всего, это были простые «маги с востока» - астрологи или жрецы, которые увидели знамение на небе и последовали за ним, чтобы поклониться родившемуся мессии.
Что привело волхвов в Вифлеем
В Библии говорится, что волхвы - астрологи с Востока - пришли в Иерусалим и спросили: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Однако в Вифлеем их направил не знак на небе, а царь Ирод. Узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского, Ирод захотел устранить соперника и выяснил, что Мессия должен родиться в Вифлееме. Тогда Ирод послал туда волхвов с указанием разыскать младенца и вернуться к нему.
Только после встречи с Иродом волхвы отправились в Вифлеем, и звезда, которую они видели прежде, пошла перед ними и остановилась над местом, где был младенец Иисус. Из этого видно, что звезда не была знамением от Бога, направлявшим волхвов, а появилась по их просьбе, возможно, с помощью демонических сил, которыми пользовались астрологи.
События, последовавшие за появлением звезды, не могли исходить от Бога: гнев Ирода, избиение младенцев в Вифлееме, опасность для жизни новорожденного Иисуса. Бог предупредил волхвов во сне не возвращаться к Ироду. Таким образом, звезда привела в Вифлеем не Божье провидение, а коварство царя Ирода.
Подводя итог, в Библии нет указаний, что волхвов направляла какая-то особая звезда или знамение от Бога. Скорее наоборот, события, начавшиеся с появления звезды, шли вразрез с Божьим замыслом и поставили под угрозу жизнь Спасителя.