Бичи - уникальное и многозначное слово, характеризующее особую социальную категорию людей в СССР. Это слово отражало сложные процессы, происходившие в советском обществе, где одновременно существовал строгий контроль государства и элементы свободы и стихийности в поведении отдельных людей.
Трагическая судьба бичей, с одной стороны, вызывала сочувствие и сострадание, с другой - их рассматривали как людей на обочине нормальной советской жизни, не сумевших адаптироваться к ее правилам.
Определение понятия "бич"
Слово «бич» в русском языке имеет несколько значений. Во-первых, это плеть, кнут, орудие наказания. Во-вторых, переносное значение - то, что сильно вредит, мучит, доставляет страдания. Наконец, в советское время так называли определенную категорию людей.
Что касается последнего значения, то под «бичами» понимали людей, которые по тем или иным причинам оказались вне общества - бездомных, безработных, опустившихся.
Это были люди, которые перебивались случайными заработками, часто тяжелым физическим трудом.
Таким образом, «бич» в советское время - это человек, выбитый из колеи жизни, опустившийся и вынужденный существовать на обочине общества. Это слово имело уничижительный, пренебрежительный оттенок.
Какие категории людей называли "бичами"
В разное время «бичами» называли различные категории людей, которые по тем или иным причинам оказались вне общества. Рассмотрим основные из них.
«Бичами» в местах лишения свободы называли заключенных из числа представителей интеллигенции - ученых, писателей, деятелей искусства. Это были люди, морально и физически не готовые к суровым условиям лагерной жизни. Они быстро теряли человеческий облик, переставали следить за собой, ели все подряд. «Бичи» в лагерях относились к самому низу заключенных.
В послевоенное время «бичами» стали называть сезонных работников, которые брались за любую подработку - на рыбных промыслах, лесоповалах, стройках. Это были люди, потерявшие постоянную работу и жилье, вынужденные кочевать в поисках заработка. Их называли еще «шабашниками».
Отдельную категорию «бичей» составляли матросы, уволенные с флота за провинности или по сокращению штатов. Не имея профессии на берегу, они скитались по портовым городам в поисках случайных заработков, часто опускались.
Многие «бичи» появились в результате хрущевской оттепели, когда из лагерей хлынул поток бывших заключенных. Не имея ни работы, ни жилья, они становились бродягами и попрошайками.
Особую группу составляли «бичи» на Дальнем Востоке и в Сибири, где в 1970-80-е годы велось активное освоение природных богатств. Это были бывшие заключенные, не нашедшие себе места в обществе и перебивавшиеся случайными заработками на стройках, лесоповалах, золотых приисках.
Таким образом, «бичами» в советское время называли самые разные категории людей, потерявших связь с обществом. Это были люди, выброшенные на обочину жизни и вынужденные влачить жалкое существование.
Причины появления "бичей" в советском обществе
Появление феномена «бичей» в советском обществе было обусловлено рядом исторических, социальных и экономических факторов.
Во-первых, репрессии 1930-1940-х годов. Многие диссиденты оказались в совершенно неприспособленными к суровым условиям лагерей. После освобождения они уже не могли вернуться к нормальной жизни.
Во-вторых, социальные потрясения. Некоторые крестьяне лишились средств к существованию и были вынуждены бродяжничать в поисках работы и еды.
В-третьих, урбанизация и миграция населения в города. Сельские жители, не имея навыков городской жизни и профессии, часто не могли найти работу и жилье, опускались.
В-четвертых, хрущевская оттепель привела к массовому освобождению заключенных. Но вернуться к нормальной жизни могли далеко не все.
Таким образом, причины появления «бичей» носили комплексный характер.
Отношение к "бичам" в советском обществе: особенности и противоречия
Отношение к «бичам» в советском обществе было неоднозначным и противоречивым.
С одной стороны, «бичи» подвергались осуждению как «тунеядцы» и «бродяги». Их пытались «перевоспитать» через принудительный труд. За тунеядство полагались административные наказания.
В советской прессе «бичи» часто изображались как люди с аморальным и паразитическим образом жизни.
Вместе с тем, на бытовом уровне к «бичам» проявляли и сочувствие как к жертвам обстоятельств. Простые люди нередко подавали милостыню «бичам», предлагали им подработки, ночлег, еду. Хотя многие все же сторонились их как «опустившихся».
Особенно сложным было отношение к «бичам», которые были диссидентами, - то есть, к тем, кто ранее имел образование, профессию, социальный статус, а затем из-за политических взглядов попал в немилость, отсидел в тюрьме и был вынужден скитаться. К ним обычно проявляли сочувствие.
Таким образом, на официальном уровне «бичи» подвергались порицанию как «тунеядцы». Но простые люди зачастую видели в них жертв обстоятельств, нуждающихся в помощи и сострадании.