Жанр фильм-нуар зародился в Голливуде в период Второй мировой войны и первых послевоенных лет. Нуар отразил циничные настроения того времени, разочарование людей в прежних идеалах. В отличие от оптимистичных героев довоенного кино, в нуаре появляются мрачные персонажи, детективы, гангстеры, роковые женщины.
В статье мы разберем подробно историю возникновения и эволюцию стиля нуар, рассмотрим его отличительные черты, а также самые известные фильмы этого направления.
Истоки жанра нуар
Жанр нуар зародился в Голливуде в 1940-х годах. На его формирование повлияли немецкий экспрессионизм, французский поэтический реализм, «крутые» детективные романы, а также возвращение послевоенного кинематографа в студийные экстерьеры ради экономии средств.
Жанр нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива», заимствуя сюжеты у таких авторов, как Р. Чандлер, Д. Хэммет, Д. М. Кейн. В сценариях участвовали и более интеллектуальные писатели вроде Э. Хемингуэя, К. Одетса, Т. Уайлдера.
Психологической подоплекой стала депрессивная атмосфера Второй мировой войны, а затем трудности адаптации ветеранов. На формирование жанра повлиял и возросший интерес кинематографистов к психоанализу и итальянскому неореализму.
Характерные черты стиля нуар
Для нуара характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма. Стирается граница между героем и антигероем. Действие относительно реалистично, часто происходит ночью при темном освещении.
Женщины в нуаре обычно лживы и ненадежны, но именно они мотивируют главных мужских персонажей. Сюжет запутан, как "кошмар или речь пьяницы". Герой соглашается на сомнительное задание, и вскоре оказывается в опасности, его преследуют, избивают.
Для визуального стиля нуара характерно использование следующих приемов:
- съемка ночью, минимум освещения, тени на лицах персонажей и в кадре
- контрастное освещение, игра светотени
- искаженные ракурсы и нестандартные точки съемки
- дымка, туман в кадре
Нуар часто определяют как особый кинематографический стиль, субжанр драмы. Но есть и другие мнения. Некоторые считают нуар явлением внежанровым: среди таких фильмов встречаются не только детективы и драмы, но даже вестерны и комедии.
К нуару можно отнести и некоторые работы Альфреда Хичкока, хотя его творчество шире этого направления. Элементы стиля прослеживаются в разных жанрах, включая блокбастеры, артхаус и даже аниме.
Тематика и сюжеты фильмов-нуар
Для фильмов-нуар характерны следующие сюжетные линии и темы:
- расследование преступления частным детективом или полицейским
- поиски пропавшего человека
- шантаж, вымогательство, мошенничество
- любовный треугольник с фатальной женщиной
Главный герой, чаще мужчина, берется за опасное и туманное дело, которое затягивает его в водоворот событий. Его подстерегают ловушки, покушения, избиения. Это история, полная подозрений, обмана и предательства.
Женщины играют в нуаре особую роль роковых красавиц. Они могут быть сообщницами преступников или самостоятельными интриганками. Их цель - использовать мужчин в своих интересах, нажиться на их чувствах, вовлечь в преступление.
Типичная для нуара тематика - посттравматический синдром у ветеранов войны, трудности адаптации к мирной жизни. Это находит отражение в пессимизме, цинизме и нигилизме персонажей.
Выдающиеся режиссеры нуара
На создании фильмов-нуар специализировались такие режиссеры, как Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг. Свой вклад внесли крупные мастера Стенли Кубрик, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер, Николас Рэй, Альфред Хичкок.
Фильм Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941) считается первым «чистым» образцом жанра нуар. Этот фильм ввел в кино тип циничного мужского персонажа и образ коварной фатальной женщины.
Билли Уайлдер в фильме «Двойная страховка» (1944) довел до предела цинизм и пессимизм сюжета для того времени. Этот фильм также закрепил статус нуара как полноправного голливудского жанра.
Нуар во многом обязан своим появлением немецким режиссерам-эмигрантам (Ф. Ланг, О. Премингер, Р. Сьодмак), которые привнесли эстетику немецкого экспрессионизма. Многие из них до Голливуда работали в немецком и французском кино.
На формирование стиля повлияли фильмы Орсона Уэллса, особенно «Гражданин Кейн» (1940). Хичкок также внес большой вклад, хотя его творчество не ограничивается жанром нуар.
Создатели малобюджетных «b-movies» Э. Г. Ульмер, Э. Дмитрик, Ж. Дассен вывели нуар за пределы дорогостоящих голливудских декораций, приблизив его к реальности и неореализму.
Звезды жанра: актеры и актрисы
Культовые образы мужских персонажей в нуаре создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. Они играли циничных детективов и мрачных антигероев.
Нуар помог раскрыться многим голливудским дивам в амплуа роковых женщин. Среди них Рита Хейворт, Ингрид Бергман, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик, Ава Гарднер, Джин Тирни.
Хамфри Богарт сыграл первого героя-нуар в фильме «Мальтийский сокол» (1941). Позже последовали роли в таких классических фильмах нуар, как «Кий» (1946), «Глубокий сон» (1946).
Рита Хейворт блеснула в «Гильде» (1946) образом обольстительной и коварной роковой женщины. Позже появилась в фильмах «Дама из Шанхая» (1947) и «Они живут по ночам» (1948).
В конце 40-х - начале 50-х в нуаре выделялись мощные образы Берта Ланкастера - в «Убийцах» (1946), «Из прошлого» (1947), а затем - Кирка Дугласа и Роберта Митчема.
В качестве режиссеров нуар также отметились Эдвард Г. Робинсон («Женщина на пирсе 13», 1949) и Ида Лупино («Попутчик», 1953).
Эволюция стиля: неонуар и современность
Интерес к нуару в Голливуде сходит на нет после 1955 года. Его вытесняют другие популярные жанры. Но мода на нуар (что это - читайте выше) возвращается в 1990-е годы в виде неонуара.
Неонуар заимствует эстетику классического нуара, но действие происходит в современности. Примеры - «Подозрительные лица» (1995), «Л.А. Конфиденциально» (1997), «Малгольм Икс» (1992).
Считается, что одним из первых неонуаров был «Китайский квартал» (1974) Романа Полански. Некоторые новые нуары помещают действие в 1940-50-е годы, как «Секреты Лос-Анджелеса» (1997).
В современном кино нуаровая стилистика прослеживается в самых разных жанрах: вестернах, комедиях, боевиках, артхаусе. Это "Старикам тут не место" братьев Коэн, "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, "Город грехов" Роберта Родригеса.
Нуар повлиял и на аниме. Пример - сериал "Ковбой Бибоп" (1998). Главные герои - охотники за головами в духе нуара. Действие происходит в мрачном будущем на фоне джазовой музыки в стиле нуар.
Таким образом, стилистика нуара и его эстетика продолжают влиять на киноиндустрию по сей день. Это доказывает уникальность и популярность данного кинематографического феномена.
Влияние нуара на мировое кино
Хотя зародился нуар в Голливуде, со временем он повлиял на кинематограф других стран. Элементы нуара прослеживаются в фильмах Великобритании, Франции, Мексики, Японии.
Британский нуар представлен такими фильмами, как «Я был незнакомцем» (1947) и «Одержимая» (1947) Хичкока, «Третий человек» (1949) Кэрола Рида, «Ночной портье» (1952) Стэнли Кубрика.
Во французском кино под влиянием голливудского нуара появился свой стиль - «чернуха». Его представляют фильмы «Рифифи» (1955) Жюля Дассена и «На последнем дыхании» (1960) Жан-Люка Годара.
В мексиканском кино 1950-х годов сложился оригинальный жанр «кино о хулиганах», впитавший черты нуара. Яркий пример - «Забытая» (1950) Роберто Гавальдона.
В японском послевоенном кино под влиянием голливудских нуаров сложилось течение «тайко эйга» (фильмы о бандитском мире теневой экономики). К нему относится фильм Акиры Куросавы «Пьяный ангел» (1948).