Картина В. Сурикова "Боярыня Морозова": описание картины и история создания шедевра живописи

Знаменитая картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», написанная в 1887 году, по праву считается одним из высших достижений русской реалистической живописи XIX века.

На огромном полотне запечатлен драматичный момент в истории России - арест и отправка в ссылку боярыни Феодосии Морозовой, старообрядки, не пожелавшей отрекаться от «старой веры».

Откуда появился замысел картины «Боярыня Морозова»

Идея создания картины «Боярыня Морозова» зародилась у Василия Сурикова еще в юности. Будущий великий русский художник родился в сибирском городе Красноярске в 1848 году. В Сибири в то время проживало много старообрядцев, отправленных туда в ссылку за верность «старой вере». Суриков с детства слышал рассказы о гонениях на старообрядцев и истории их мученичества.

Особое впечатление на будущего художника произвела «Повесть о боярыне Морозовой» - произведение древнерусской агиографической литературы о судьбе боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой. Согласно преданию, с этой повестью юного Василия познакомила его крестная мать. Трагическая история мученичества Морозовой, ее твердость в отстаивании веры произвели на Сурикова огромное впечатление.

Впоследствии, уже будучи студентом Академии художеств в Петербурге, Суриков задумал написать на сюжет жизни Морозовой большое историческое полотно. Идея эта не оставляла художника на протяжении многих лет, пока, наконец, в 1884 году он не приступил к работе над картиной «Боярыня Морозова», которая впоследствии принесла ему славу одного из величайших русских живописцев.

Таким образом, замысел полотна «Боярыня Морозова» зародился у Сурикова под влиянием древнерусских сказаний о старообрядцах, которые были широко распространены в Сибири, на родине художника. Личность Морозовой и ее трагическая судьба произвели на Сурикова неизгладимое впечатление еще в детстве и юности, и впоследствии вдохновили его на создание одной из самых известных его картин.

Как проходила работа Сурикова над полотном

Работа над полотном «Боярыня Морозова» заняла у Сурикова три года - с 1884 по 1887 год. Это был довольно длительный период, учитывая, что многие свои работы Суриков писал гораздо быстрее.

Первоначально художник планировал создать небольшую картину. Однако в процессе работы Суриков понял, что задуманный им сюжет не умещается на холсте малого формата. Поэтому было принято решение писать полотно большого размера - 304 на 587 сантиметров.

Для того чтобы как можно точнее передать атмосферу описываемых событий, Суриков тщательно изучал исторические источники XVII века - летописи, старообрядческую литературу. Художник делал многочисленные зарисовки костюмов, утвари, архитектурных деталей той эпохи.

Огромное внимание Суриков уделил проработке образов персонажей картины. По разным данным, он создал от 80 до 200 этюдов и набросков. В поисках прототипов Суриков обращался к своим родственникам, знакомым, случайным прохожим на улице. Образ самой боярыни Морозовой сложился под впечатлением от встречи с неизвестной старообрядкой у Рогожского кладбища в Москве. Черты лица Морозовой Суриков позаимствовал у своей тетки Авдотьи Торгошиной.

Помимо тщательной проработки персонажей, Суриков уделял большое внимание композиции картины. Сохранились эскизы, демонстрирующие, что изначально художник планировал изобразить только фигуру Морозовой в санях. Но в окончательном варианте Суриков добавил множество персонажей, создав сложную, многоплановую композицию.

Таким образом, над полотном «Боярыня Морозова» Суриков работал очень долго и кропотливо. Художник тщательно продумывал все детали, добивался максимального реализма в передаче исторической эпохи. Именно поэтому «Боярыня Морозова» производит настолько сильное впечатление и считается одним из выдающихся произведений русской живописи.

Описание персонажей картины «Боярыня Морозова»

Картина Сурикова

Картина «Боярыня Морозова» изобилует яркими, запоминающимися персонажами. Рассмотрим подробнее основные образы полотна.

Центральной фигурой картины является сама боярыня Морозова. Она изображена сидящей в простых деревянных санях, покрытых соломой - так возили осужденных. Несмотря на то, что Морозовой на момент изображенных событий было всего 43 года, на картине она выглядит старухой - худой, изможденной, с глубокими морщинами. Это подчеркивает все тяготы и лишения, выпавшие на ее долю.

Лицо Морозовой решительно и сурово. Она с вызовом смотрит на провожающую ее толпу, демонстрируя несломленность духа и приверженность своим убеждениям. Ее рука сложена в традиционный старообрядческий жест двуперстия, означающий верность «старой вере». Образ Морозовой полон внутренней силы и достоинства.

Персонажи картины

Рядом с Морозовой в санях сидит ее сестра княгиня Евдокия Урусова, тоже арестованная как старообрядка. В отличие от Морозовой, ее образ лишен характерных черт и яркости. Это дань исторической достоверности - о Евдокии Урусовой известно гораздо меньше, чем о ее знаменитой сестре.

Одним из ключевых персонажей картины является юродивый, сидящий прямо на снегу у саней. Это один из немногих, кто осмеливается открыто выразить свое сочувствие Морозовой - он повторяет ее жест двуперстия. Юродивый играет роль своеобразного «гласа народа», олицетворяя собой простых людей, тайно восхищающихся подвигом Морозовой.

Еще один примечательный персонаж - мужчина в красном колпаке, идущий рядом с санями. Его лицо выражает злорадную насмешку и презрение. В его образе воплощается официальная власть, радующаяся аресту и гибели старообрядки.

Остальные персонажи картины - представители народа - изображены довольно типизированно, в основном они выражают любопытство, сочувствие или осуждение. Но каждый из них вносит свой штрих в общую картину настроений той исторической эпохи.

Какие символы использовал Суриков в картине «Боярыня Морозова»

В картине «Боярыня Морозова» Суриков активно использует символику - знаки и образы, имеющие скрытый, метафорический смысл.

Одним из важнейших символов картины являются простые крестьянские сани, в которых везут арестованную боярыню Морозову. Несмотря на свое аристократическое происхождение, она уподобляется простолюдинке, едущей на родину. Это символизирует смирение Морозовой перед лицом грядущих испытаний.

Еще один важный символ - солома, которой укрыты сани. Обычно на соломе возили осужденных преступников. Так Суриков намекает, что в глазах властей Морозова - преступница и еретичка.

Изображение Морозовой

Жест двуперстия, который демонстрируют Морозова и юродивый, - традиционный символ старообрядцев. Этот жест выражает верность старым обрядам и готовность страдать за веру.

Одеяние Морозовой - темное, лишенное каких-либо украшений или знаков знатности - тоже является символом. Оно подчеркивает, что перед лицом веры для Морозовой не имеет значения ее аристократическое происхождение.

Наконец, в образе самой Морозовой заложен важный символ - символ мученичества и самопожертвования ради веры. Ее худая, изможденная фигура, решительный взгляд - это воплощение силы духа человека, готового на подвиг.

Как картина «Боярыня Морозова» была принята публикой и критикой

Народ на картине

Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова впервые была представлена публике в 1887 году на 15-й выставке Товарищества передвижников в Москве. Это полотно сразу привлекло к себе пристальное внимание зрителей и вызвало неоднозначную реакцию.

С одной стороны, многие посетители выставки были поражены мастерством Сурикова в передаче исторического события и драматизма происходящего. Яркие краски, выразительные лица персонажей, динамика композиции производили сильное впечатление. Картина словно оживляла кусок истории России XVII века.

С другой стороны, некоторые критики упрекали Сурикова в искажении исторической правды. Например, искусствовед Владимир Стасов отмечал неточность в изображении костюмов того времени. Однако большинство все же восхищались талантом художника.

Особенно много споров вызывал образ самой боярыни Морозовой. Многим казалось странным изображение богатой и знатной женщины в таком плачевном состоянии. Тем не менее, Суриков точно передал ее решимость и силу духа, несломленность перед лицом грозящих пыток.

В итоге успех картины оказался настолько велик, что ее приобрел сам император Александр III для Эрмитажа. Это стало знаком признания выдающихся достоинств полотна. Также оно получило почетный отзыв на Мюнхенской выставке.

Таким образом, несмотря на некоторую критику, картина «Боярыня Морозова» произвела настоящий фурор в художественных кругах и ознаменовала новый этап в творчестве Сурикова. Ее драматизм, реалистичность, мастерство исполнения вызывают восхищение и по сей день.

Значение полотна «Боярыня Морозова» для русской живописи

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова», безусловно, имеет огромное значение для развития русской живописи второй половины XIX века. Это произведение стало новой вехой в творчестве художника и открыло путь к созданию монументальных полотен на историческую тематику.

  1. «Боярыня Морозова» продемонстрировала, что исторический жанр может быть по-настоящему захватывающим и динамичным. До Сурикова многие художники трактовали исторические события довольно сухо и официально в духе академизма. А здесь зритель словно оказывается внутри драматично разворачивающегося действа.
  2. Эта картина показала новые грани реализма в живописи. Детальная тщательность в передаче исторических костюмов, типажей, выражений лиц придает особую достоверность происходящему. При этом образ боярыни Морозовой полон скрытого символизма и метафор.
  3. Суриков вводит прием контраста, когда физическая хрупкость главной героини противопоставляется ее внутренней силе и решимости. Это придает особое напряжение всей композиции.
  4. Колорит картины отличается яркостью и сочностью. Художник мастерски сочетает теплые и холодные оттенки, передавая разнообразие красок русской зимы.

Наконец, «Боярыня Морозова» во многом предвосхитила те принципы монументального искусства, которые получат развитие в советскую эпоху – пафос, романтику революционного подвига, контраст героя и толпы.

Таким образом, значение этого произведения Сурикова для русской живописи трудно переоценить. Оно стало своеобразным мостом между академическими традициями прошлого и новым реалистическим искусством, которое стремилось к правдивому отражению истории. При этом «Боярыня Морозова» и сегодня поражает зрителя драматизмом, яркостью, метафоричностью образов.

Успех этой картины вдохновил Сурикова на создание таких выдающихся полотен, как «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком». Тема исторического прошлого России становится сквозной в его творчестве. А его монументальный стиль, соединивший в себе реализм, экспрессию и символику, оказал влияние на многих последующих художников.

Наверное, нет ни одного учебника по истории русского искусства, где бы не упоминалась знаменитая картина Сурикова. Действительно, «Боярыня Морозова» стала одним из символов национальной живописи, отразившей дух времени и глубинные черты русского характера. Это произведение по праву входит в золотой фонд отечественного изобразительного искусства.

"Боярыня Морозова" (описание картины) - яркий пример реалистической живописи конца XIX века, повлиявший на развитие исторического жанра. Картина стала новым словом для русских художников в изображении драматических событий прошлого.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.