У выпускников средней школы очень тревожная пора. Делать жизнь с кого? На кого пойти учиться? Куда пойти? Кем быть? Как выбирать? Немало и таких ребят, которые просто не знают, чего они хотят. Родители знают… Они нередко объясняют: «пойдешь учиться туда, куда получится». Или:» учиться будешь там, где наших денег хватит». В большинстве образовательных учреждений в выпускных классах ведется серьёзная профориентационная работа. Приглашают преподавателей вузов и выпускников, выпускают «информационные бюллетени», проводят интересные специализированные классные часы, беседы… А в душе у ребят тревожное, щемящее ощущение: как бы не ошибиться. Трудное дело – выбор. Если ничего не интересно, тогда всё просто - всё равно где 5 лет отсидеть, потом жизнь покажет, что по специальности можно и не работать. А 5 лет как не бывало. А если интересно, но не престижно, или не денежно?
Так на кого пойти учиться? Может быть, вначале постараться взглянуть на себя со
стороны? Умею ли я общаться со сверстниками, а со старшими товарищами? Коммуникабелен ли или интереснее поразмышлять в тишине наедине с собой о высоком? Рационален ли мой ум или приоритетно живу эмоциями, чувствами? И тогда первый выбор для себя - лирик или физик? Затем второй шаг: где могу приобрести знания – в своем городе, в соседнем, в столице? Третий шаг: почитать в прессе – а какие нынче профессии самые востребованные?Ведь от того, в какой степени специалист востребован, зависит будущее благополучие его и его близких, возможность дальнейшего карьерного роста и многое другое. К сожалению, часто решающими становятся практические соображения или мода, или романтические представления. В 60-е годы ХХ века мечтали о покорении космоса, в 90-е – о профессии юриста и бухгалтера. Считалось, что они «самые хлебные». Но вот нынче их переизбыток. На глазах нынешних выпускников меняются технологии и уровень производства.
Так на кого пойти учиться после 11 класса? Очевидно, что предпочтение будет отдаваться профессионалам в сфере информационных и нанотехнологий, руководителям инновационных предприятий и сферы бизнеса. Не все способны стать инженерами. Но все интуитивно понимают, что без элементарных знаний в сфере юриспруденции и экономики стать востребованным специалистом любого профиля довольно сложно. Поэтому, решая для себя вопрос «на кого лучше пойти учиться», будущий абитуриент должен понимать, что бюджетные места на эти специальности очень ограничены, что означает высокий конкурс, а коммерческие места их ждут только, если семья готова принять на себя финансовые обязательства по обучению.По прогнозам, на ближайшее десятилетие в лидеры вырвутся инженерные специальности. В реальном секторе экономики требуются инженеры: конструкторы, технологи, эксплуатационщики и маркетологи. Это тем более актуально, ведь высококвалифицированные кадры советского периода или вышли на пенсию, или ушли из профессии, инженерно-техническая молодежь 90-х и нулевых годов стремилась покинуть Родину или переквалифицировалась, как говорится, «в управдомы».
Но еще более острые потребности в высококвалифицированных кадрах в сфере образовательной и здравоохранения: престижно, интересно, модно, но… безденежно. Вот это дилемма!Наконец, вообще не главное иметь престижные «корочки» для уважающих себя выпускников, если они знают, что у них голова на плечах и руки, что называется, «золотые».
Давно в России не было такого острого спроса на квалифицированные рабочие кадры. Токари, фрезеровщики, наладчики оборудования, операторы станков с программно-числовым управлением, системные администраторы, логисты… Молодежь, способная обслуживать "сложную" технику, настолько востребована, что компании готовы за свой счет обучать, платить более высокую зарплату . Особый интерес у работодателей вызывает профессия инженера программного обеспечения,веб-дизайнеры и профессионалы в области IT-безопасности.
Очень привлекательны также в России специализации "Наноматериалы" и "Нанотехнологии в электронике". В будущем, вероятно, круг специализаций в этой сфере будет шире.
Однако как продвигать продукцию на рынке, как повысить объём продаж, как занять место под солнцем своей компании в условиях жесткой конкуренции – вот тут нужны серьезные маркетологи, маркетологи-переводчики, маркетологи-юристы, психологи и другие специалисты по оптимизации управления материальными и информационными потоками.
На кого пойти учиться? Прислушайтесь к себе, присмотритесь к окружающему миру, не идите на поводу у сиюминутного настроения, не отвергайте ни одного совета, но решайте всё сами.