Интегрированный подход - это что такое: суть и преимущества

Интегрированный подход в образовании приобретает все большую популярность в последние годы. Суть этого подхода заключается в том, что дети с особенностями развития (инвалидностью) обучаются в общеобразовательных учреждениях вместе с обычными детьми.

Такая модель образования направлена как на успешную социализацию детей с особенностями, так и на воспитание толерантности и эмпатии у остальных детей с раннего возраста.

Давайте подробнее разберемся в том, что представляет из себя интегрированный подход в образовании, каковы его цели и преимущества.

Что такое интегрированный подход

Интегрированный подход в образовании - это образовательная модель, при которой дети с особенностями развития обучаются вместе со своими сверстниками в обычных классах. Интегрированный подход - это обучение, направленное на социализацию и развитие способностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных потребностей.

  • Основная идея интегрированного подхода - инклюзия, то есть полноценное включение детей с особенностями в общество.
  • Такой подход позволяет детям с инвалидностью посещать обычные школы, а не специализированные (коррекционные) учреждения.

Интегрированное обучение базируется на принципах равных возможностей и недискриминации. Каждый ребенок, независимо от состояния здоровья и уровня развития, имеет право на получение качественного образования.

Счастливые школьники поднимают руки на уроке

Цели интегрированного обучения

Интегрированный подход в образовании преследует следующие основные цели. Во-первых, это создание специальных условий для детей с особенностями развития, позволяющих им комфортно учиться и развиваться наравне со своими сверстниками. Во-вторых, помощь таким детям в освоении общеобразовательной программы без снижения общих стандартов обучения. В-третьих, по возможности уменьшить или полностью устранить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения. В-четвертых, создание в классе атмосферы уважения и принятия всех детей со всеми их различиями:

  • Обеспечение равных возможностей для получения образования детьми с разным уровнем развития
  • Создание специальных условий обучения для детей с особенностями
  • Помощь в усвоении учебной программы без снижения общих стандартов
  • Уменьшение функциональных нарушений у детей по возможности
  • Формирование атмосферы уважения и принятия в классе

Интегрированный подход - это в первую очередь создание равных возможностей для всех детей, независимо от их особенностей, получать качественное образование и гармонично развиваться. Это комплекс мероприятий, позволяющих детям с различными нарушениями здоровья учиться вместе со своими здоровыми сверстниками и осваивать общеобразовательную программу без снижения общих стандартов.

Улучшение социальной адаптации Создание условий для самореализации
Повышение мотивации к обучению Формирование активной жизненной позиции

Таким образом, интегрированное обучение направлено на создание для детей с особенностями развития таких условий, которые позволят им комфортно учиться, развиваться и социализироваться наравне со своими обычными сверстниками. Это важный шаг на пути к построению по-настоящему инклюзивного общества.

Задачи интегрированного подхода

Основными задачами интегрированного подхода в образовании являются:

  • Создание специальных педагогических, психологических и социальных условий, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в общеобразовательных учреждениях
  • Оказание необходимой коррекционной помощи детям в процессе усвоения школьной программы
  • Формирование у детей с особенностями развития навыков самостоятельной работы и умения взаимодействовать в коллективе
  • Постепенное увеличение объема и сложности учебного материала для ребенка
  • Поддержание мотивации к обучению у детей с особенностями развития

Интегрированный подход - это прежде всего создание необходимых условий, в которых дети с различными нарушениями здоровья могут обучаться вместе со своими здоровыми сверстниками. Это комплекс мер, направленных на оказание специальной педагогической и психологической поддержки таким детям для успешного освоения школьной программы.

К основным задачам интегрированного подхода также относятся: обучение детей самостоятельной работе, развитие у них навыков взаимодействия с одноклассниками, постепенное наращивание учебной нагрузки, поддержание мотивации к обучению.

Решение этих задач позволяет детям с различными нарушениями развития и здоровья получать образование в обычных классах наравне со своими здоровыми сверстниками. А это является важным шагом к созданию по-настоящему инклюзивной образовательной среды.

Учительница работает с разными учениками в инклюзивном классе

Как происходит интеграция на практике

Чтобы интегрированное обучение было успешным, необходимо создать ряд специальных условий в образовательном учреждении. Интегрированный подход - это прежде всего комплекс мер по адаптации образовательной среды к потребностям детей с особенностями развития.

Во-первых, это архитектурная доступность - обеспечение возможности беспрепятственного доступа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в здания школ. Для этого оборудуются пандусы, лифты, расширяются дверные проемы, создается специально обустроенные санузлы и многое другое.

Во-вторых, это адаптация образовательных программ и методов обучения. Программа может быть адаптирована с учетом особых образовательных потребностей конкретного ребенка, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы. Методики преподавания также подстраиваются под возможности детей.

В-третьих, очень важна психолого-педагогическая поддержка. В школе должны работать педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы, которые помогают детям с особенностями развития адаптироваться к обучению, преодолевать трудности.

В-четвертых, нужна подготовка педагогического коллектива к работе с особыми детьми. Учителя проходят курсы повышения квалификации, обучаются методикам инклюзивного образования.

В-пятых, очень важно создать в классе атмосферу психологического комфорта, взаимной поддержки и сотрудничества. Нужно формировать толерантные установки у всех детей по отношению друг к другу.

В-шестых, необходимо активно вовлекать родителей в интеграционный процесс, проводить для них консультации и тренинги. Родители должны стать союзниками педагогов в создании условий для успешной интеграции.

В-седьмых, важно использовать современные технические средства обучения - компьютерные программы, аудиовизуальные материалы, различные гаджеты. Они расширяют возможности детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, для успешного интегрированного обучения необходим системный подход, объединяющий архитектурную, методическую, психолого-педагогическую, техническую и социальную составляющие с целью создания наиболее комфортных условий для обучения и развития детей с особенностями.

Модели интегрированного обучения

Существует несколько моделей организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Полная интеграция - дети обучаются в общеобразовательном классе по той же программе, что и их сверстники, получая необходимую специальную поддержку.
  • Частичная интеграция - дети обучаются по индивидуальным программам, но могут посещать некоторые занятия вместе с классом.
  • Временная интеграция - ребенок находится в классе только во время проведения определенных уроков или внеклассных мероприятий.

Интегрированный подход - это прежде всего гибкая система, предполагающая разные степени включения детей с особенностями развития в общий образовательный процесс. Модель интеграции подбирается индивидуально для каждого ребенка.

На практике чаще всего применяется частичная интеграция. Полная интеграция возможна при незначительных нарушениях развития ребенка. Временная интеграция - на начальных этапах адаптации к школе.

Выбор модели зависит от возможностей и потребностей конкретного ребенка, готовности образовательного учреждения создать необходимые условия. Главное, чтобы интеграция способствовала развитию, обучению и социализации ребенка.

Кому подходит такое обучение

Интегрированное обучение подходит не всем детям с ограниченными возможностями здоровья. При решении вопроса об интеграции конкретного ребенка необходимо учитывать ряд факторов.

Во-первых, это степень выраженности нарушений развития. «Интегрированный подход это» возможность обучаться вместе со здоровыми сверстниками. Но если имеются значительные отклонения интеллектуального или психофизического развития, интеграция может оказаться невозможной.

Во-вторых, важна степень готовности ребенка к взаимодействию в группе, его коммуникативные навыки и уровень социальной адаптации. Интеграция будет затруднительна, если ребенок испытывает проблемы в общении.

В-третьих, необходимо оценить готовность образовательного учреждения обеспечить необходимые условия. Если в школе не хватает специалистов, технических средств, методической базы, то эффект будет минимальным.

В-четвертых, очень важна позиция родителей, их готовность к сотрудничеству с педагогами в интересах ребенка. Без поддержки родителей интеграция вряд ли будет успешной.

Таким образом, интегрированное обучение - это всегда взвешенное комплексное решение, учитывающее множество факторов. Главное, чтобы оно шло на пользу конкретному ребенку с его индивидуальными особенностями и возможностями.

Особенности в России

В России интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику и особенности реализации.

Во-первых, в отличие от многих западных стран, у нас интеграция не получила повсеместного распространения. «Интегрированный подход это» пока лишь один из вариантов обучения детей с ОВЗ наряду со специальными (коррекционными) школами.

Во-вторых, не везде созданы надлежащие условия для интеграции - недостаточно подготовлены педагогические кадры, не везде проведена архитектурная доступность зданий, не хватает специалистов сопровождения.

В-третьих, интегрированное обучение чаще всего реализуется в виде отдельных классов для детей с ОВЗ в массовых школах. Полноценная инклюзия в обычный класс пока не так распространена.

В-четвертых, государственная политика в отношении инклюзивного образования непоследовательна, меняются подходы и приоритеты.

Тем не менее, несмотря на трудности, практика интегрированного обучения в России постепенно расширяется. Растет понимание его важности для полноценной социализации детей с особенностями развития.

По мере совершенствования законодательства, системы подготовки кадров, методического и технического оснащения школ интегрированное обучение будет охватывать все больше детей с ОВЗ в нашей стране.

Плюсы интегрированного подхода

Интегрированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд важных преимуществ.

Во-первых, это возможность для ребенка с ОВЗ учиться в среде сверстников, общаться и социализироваться. «Интегрированный подход это» шанс стать полноценным членом детского коллектива.

Во-вторых, обучение по общей программе позволяет таким детям реализовать свой потенциал. Они учатся добиваться успеха, преодолевая трудности.

В-третьих, интеграция способствует формированию терпимости и уважения к людям с особенностями у обычных детей. Они учатся сопереживать и помогать.

В-четвертых, в интегрированных классах создается особая атмосфера взаимопомощи и сотрудничества. Дети учатся ценить и принимать друг друга.

В-пятых, дети с ОВЗ имеют перед глазами положительный пример сверстников, что стимулирует их развитие и желание добиваться успеха.

В-шестых, индивидуальный подход позволяет максимально реализовать потенциал каждого ребенка в процессе обучения вне зависимости от его особенностей.

Таким образом, главный плюс интегрированного подхода - это расширение возможностей и для детей с ОВЗ, и для их обычных сверстников благодаря совместному обучению и взаимодействию.

Минусы интеграции в классе

Под интегрированным подходом в образовании понимают включение детей с особенностями развития в общеобразовательный процесс. Это позволяет им почувствовать себя полноценными членами общества и развивает толерантность у остальных учеников. Однако у такого подхода есть и недостатки:

  1. Ребенку с особенностями часто требуется больше внимания, чем учитель может уделить в большом классе. Это может сказаться на успеваемости как самого ребенка, так и его одноклассников.
  2. Иногда дети без особенностей начинают травить или избегать ребенка с инклюзией. Это может усугубить его проблемы.
  3. Не все школы готовы предоставить необходимую поддержку детям с особенностями - нет нужных специалистов, оборудования, методик.
  4. Инклюзия требует перестройки всей системы образования, что не всегда возможно в маленьких городах и селах.

Таким образом, интегрированное обучение - это положительный, но неоднозначный тренд. Чтобы свести минусы к минимуму, нужно тщательно подбирать детей, которым оно подходит, и создавать необходимые условия в школах.

Интегрированный подход в образовании - это не панацея, он подходит далеко не всем детям с инклюзией.

Общество постепенно движется к большей инклюзии во всех сферах, в том числе в образовании. Это требует взвешенного подхода, учета как плюсов, так и возможных минусов интеграции.

Технологии для интеграции

Чтобы интегрированный подход в образовании был успешным, нужно применять современные технологии и методики.

  1. Интерактивные доски помогают визуализировать материал и сделать урок более наглядным для всех детей.
  2. Специальные гаджеты и приложения облегчают процесс обучения детей с особенностями развития.
  3. Онлайн-платформы для дистанционного образования дают возможность индивидуально подойти к ребенку.

Интегрированный подход в образовании - это возможность с помощью технологий адаптировать учебный процесс под конкретного ребенка, чтобы он мог учиться вместе со сверстниками.

Кроме того, важно использовать современные педагогические методики: проектное обучение, игровые техники, индивидуальные образовательные траектории. Это поможет раскрыть потенциал каждого ребенка в интегрированном классе.

Подготовка педагогов

Успешная реализация интегрированного подхода во многом зависит от квалификации и готовности педагогов работать с детьми с особенностями развития.

  1. Педагоги должны пройти специальное обучение инклюзивным методикам и технологиям.
  2. Необходимо развивать soft skills: терпимость, умение видеть сильные стороны каждого ребенка.
  3. Важно уметь адаптировать учебный материал и формы контроля под возможности детей.

Помимо hard skills, педагоги должны развивать свои личностные качества, чтобы создать в классе атмосферу психологической безопасности и принятия для всех детей.

Hard skills педагога инклюзивного класса: Soft skills педагога инклюзивного класса:
- Знание инклюзивных технологий и методик - Эмпатия и терпимость
- Умение адаптировать программу - Позитивный настрой
- Навыки дистанционного обучения - Умение видеть сильные стороны ребенка

Таким образом, для успеха интеграции нужна комплексная подготовка педагогов, развитие как профессиональных, так и личностных качеств.

Роль родителей

Родители играют ключевую роль в успешной интеграции детей с особенностями развития в общеобразовательный процесс.

  1. Родители должны объективно оценить возможности ребенка и принять взвешенное решение об интеграции.
  2. Важно наладить тесный контакт с учителями и специалистами, координировать совместную работу.
  3. Необходимо создать дома условия для развития и обучения ребенка.

Интегрированный подход в образовании - это совместная работа школы и семьи, направленная на успешную социализацию особого ребенка.

Кроме того, родители должны:

  • Оказывать ребенку эмоциональную поддержку
  • Развивать его сильные стороны и таланты
  • Формировать у него позитивную самооценку

Таким образом, активное участие и позитивный настрой родителей - залог успешной интеграции и раскрытия потенциала особого ребенка.

Интеграция - тренд будущего

Интегрированный подход в образовании отражает общие тенденции развития нашего общества к большему принятию людей с особенностями.

Давайте рассмотрим основные аспекты, почему интеграция - это тренд будущего:

  1. Глобальная тенденция на инклюзию во всех сферах жизни, в том числе в образовании.
  2. Развитие технологий, которые позволяют адаптировать обучение под каждого ребенка.
  3. Повышение осознанности людей, рост внимания к правам человека и недискриминации.

Благодаря этим факторам, подход, основанный на интеграции и индивидуализации, будет только набирать популярность. Это позволит создать более справедливое и гуманное общество.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.