Анализ стихотворения Лермонтова "Три пальмы" - глубокий анализ трех ключевых символов стихотворения

Стихотворение «Три пальмы» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году и впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1839 году. Это зрелое философское произведение поэта, в котором он поднимает вечные вопросы человеческого бытия.

В основе сюжета - история трех пальм, растущих в пустынном оазисе. Но за внешней простотой скрываются глубокие размышления о смысле жизни, предназначении человека, его гордыне и смирении. Лермонтов искусно использует разнообразные художественные средства для создания ярких образов.

Символика образа трех пальм в стихотворении Лермонтова

Образ трех пальм в стихотворении Лермонтова «Три пальмы» является важным символом, несущим глубокий философский смысл. Число три символизирует три составляющие человеческой души - разум, чувства и волю. Таким образом, три пальмы олицетворяют человеческую душу в ее целостности.

Эпитет «гордые», которым наделяет пальмы автор, указывает на человеческую гордыню и наличие первородного греха. Ропот пальм на свою судьбу также символизирует недовольство человека собственной жизнью и предназначением. Таким образом, три пальмы выступают в стихотворении важным символом, олицетворяя собой целостную человеческую душу, для которой губительны как гордыня, так и неприятие собственной судьбы. Лермонтов призывает более внимательно относиться к своей душе и принимать предначертанный путь.

Другим важным символом в стихотворении является оазис, в котором произрастают пальмы. Оазис олицетворяет райский сад – Эдем, а пустыня вокруг – мертвый и безжизненный мир вне рая. Так автор противопоставляет гармонию души, обретшей свой смысл, хаосу души заблудшей.

Три высокие пальмы гнутся от ветра на фоне пробивающихся между листьями и стволами солнечных лучей

Композиция стихотворения: кольцевая, основанная на антитезе

Композиция стихотворения имеет четкую кольцевую структуру. Она основана на приеме антитезы, то есть противопоставления сходных по смыслу, но противоположных по значению понятий. Это противопоставление реализуется через описание полной противоположности картин в начале и конце произведения.

В первой строфе автор ярко и живописно рисует райский оазис посреди пустыни. Это цветущий уголок жизни, где «по злакам густым пробегает ручей звучный», растут гордые, стройные пальмы с «роскошными листьями», царит прохлада и покой. Однако в последней строфе мы видим абсолютно противоположную, трагическую картину. Бывший оазис превратился в «седой и холодный» пепел, «почва тлеет», ручей пересох, а «песок раскаленный сулит обитель мертвую» - то есть этот уголок более не способен дарить жизнь.

Таким контрастом начала и конца стихотворения автор резко подчеркивает всю трагедию полного разрушения гармонии, которое настигло оазис после гибели пальм. Природа как будто мстит людям за бессмысленно уничтоженную красоту и жизнь. Данный прием позволяет автору ярко продемонстрировать мысль о губительных последствиях человеческой гордыни и желания изменить предначертанный путь. Из-за этих пороков гибнет не только душа самого человека, но и все вокруг него.

Таким образом, благодаря композиции, основанной на резкой антитезе между началом и концом, Лермонтову удается ярко и трагически продемонстрировать последствия ошибочного мировосприятия и выбора человека. А разрушение оазиса становится воплощением разрушения самого человека.

Средства художественной выразительности в «Трех пальмах»

В стихотворении «анализ стихотворения лермонтова три пальмы» автор активно использует богатый арсенал средств художественной выразительности, что придает его произведению особую образность и яркость. Для передачи красоты и величия пальм Лермонтов широко применяет эпитеты: «роскошные листья», «гордые пальмы», «почвы бесплодной». Они позволяют читателю представить этот образ во всех деталях и подробностях.

Метафоры также способствуют визуализации: «песок крутился столбом», «пылающая грудь». Эти образные выражения делают текст более ярким и запоминающимся. Сравнения помогают читателю лучше понять авторские образы: «караван шел, колыхаясь, как в море челнок», «стлалась равнина без брега, как шелк голубая». Мы яснее представляем движение каравана и безграничность пустыни.

Очень ярки олицетворения: «родник пробивался», «шепчутся листья с гремучим ручьем», «пальмы приветствуют нежданных гостей». Они передают пальмам живые человеческие черты. Особое значение в создании атмосферы стихотворения имеет звукопись. «Звучный» ручей, «гремучий» поток, «застучал» топор и «непробудные стоны» придают стихам ощущение реального звучания.

Таким образом, мастерское владение разнообразными художественными приемами позволяет Лермонтову ярко и выразительно воплотить образы «Трех пальм», сделать их объемными и запоминающимися.

Извилистый ручей в пустынном оазисе огибает пальмы, на воде искрится солнечный свет

Философский смысл стихотворения, главная мысль

Стихотворение пронизано глубоким философским подтекстом. В его основе лежит библейский сюжет о грехопадении человека и разрыве связи с Богом. Образ райского оазиса символизирует изначальное состояние гармонии, когда человек пребывал в Эдемском саду. Но гордыня «трех пальм», олицетворяющих человеческую душу, нарушает эту гармонию.

Их недовольство жизнью и ропот на Творца вызывают Его гнев. Оазис приходит в запустение, а пальмы гибнут от «топора» иноплеменников, олицетворяющих демонические силы, оторвавшие человека от Бога. Так Лермонтов показывает трагедию греховного выбора человека, приводящего к духовной и физической гибели. Главная мысль в том, что гордыня и неприятие предначертанной судьбы разрушают человека.

Еще одна важная идея заключается в необходимости бережного отношения к природе. Уничтожая пальмы, люди лишают жизни не только себя, но и окружающий мир.

История создания и публикации стихотворения

Стихотворение «анализ стихотворения лермонтова три пальмы» было создано Михаилом Лермонтовым в 1838 году, в период его зрелого творчества. Это время отмечено углубленными философскими размышлениями поэта о судьбах человечества и о смысле человеческого бытия.

На написание этого произведения Лермонтова вдохновили «Подражания Корану» А. С. Пушкина. Оттуда он позаимствовал некоторые художественные образы и мотивы. Однако в отличие от Пушкина, тема которого - превосходство ислама над христианством, Лермонтов сосредотачивается на вопросах человеческой гордыни, предопределения судьбы, отношения человека к Богу.

Впервые стихотворение «Три пальмы» было опубликовано в 1839 году в журнале «Отечественные записки». Позднее оно вошло во многие сборники произведений великого русского поэта. Некоторые литературоведы считают, что прототипом оазиса с пальмами в стихотворении послужила реальная местность, которую Лермонтов видел во время ссылки на Кавказ. Это так называемая «долина роз» около Пятигорска, где действительно растут финиковые пальмы. Возможно, впечатление от увиденного пейзажа отложилось в душе поэта и воплотилось позднее в образах «Трех пальм».

Окончательный текст стихотворения совпадает с первоначальным вариантом, дошедшим до нас в рукописях Лермонтова. Это свидетельствует о том, что замысел сразу возник у поэта в цельном, завершенном виде и не нуждался в существенной доработке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.