Восприятие как психический процесс: подробный разбор

Восприятие играет ключевую роль в познании человеком окружающего мира. Благодаря этому психическому процессу формируется субъективная картина реальности, через призму которой индивид в дальнейшем оценивает любые объекты и явления.

При этом восприятие не сводится к простой сумме ощущений, на него влияет целый ряд других факторов: мышление, память, эмоции и т.д. Таким образом, восприятие носит комплексный характер и во многом определяется личностными особенностями субъекта.

Структурализм о восприятии

Структурализм рассматривает восприятие как комбинацию отдельных образов и ощущений. Согласно этой теории, чтобы объяснить какое-либо состояние человека, следует разложить его на составные части. Восприятие основано на двух законах: суммации (общий эффект от ощущений равен сумме эффектов от каждого ощущения) и ассоциации (контрастность, аффективность, сходство по содержанию, сходство во времени и пространстве).

Основоположники структурализма В. Вундт и Э. Титченер считали, что восприятие как психический процесс представляет собой набор элементарных ощущений. Например, зрительное восприятие складывается из отдельных зрительных образов. При этом восприятие не является простой суммой ощущений, в него входят также процессы осмысления и интерпретации того, что видит человек.

Однако структурализм не учитывает целостность восприятия. Человек воспринимает объекты окружающего мира как единые образы, а не как набор разрозненных деталей. Поэтому данная теория не может в полной мере объяснить особенности восприятия как психического процесса.

Понятие восприятия состоит из множества ощущений, образующих структурированные элементы

Гештальтпсихология о целостности образов

В противовес структурализму, гештальтпсихология рассматривает восприятие как психический процесс с позиции целостности. Согласно этой теории, образы можно воспринимать только как единое целое, недопустимо рассматривать составные элементы отдельно или в сумме их свойств.

Основоположники гештальтпсихологии, М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Келер считали, что при восприятии объектов и ситуаций человек опирается в первую очередь на целостные структуры или гештальты. Например, узнавание слова происходит именно как целостного образа, а не отдельных букв.

Эта теория подчеркивает активную роль субъекта в процессе восприятия. Человек не просто пассивно регистрирует поступающую информацию, а активно организует ее в значимые для себя структуры. Он выделяет фигуру из фона, объединяет разрозненные детали в осмысленное целое на основе своего опыта и потребностей.

Однако гештальтпсихология не объясняет, откуда берутся сами гештальты, как они возникают и развиваются в процессе восприятия реальности. Кроме того, данный подход не учитывает влияния контекста, прошлого опыта, ожиданий человека на «восприятие как психический процесс».

Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца

Немецкий физиолог и психолог Г. Гельмгольц выдвинул теорию, согласно которой «восприятие как психический процесс» основано на бессознательных умозаключениях. Это означает, что в процессе восприятия человек неосознанно делает выводы и принимает решения на основе неполной информации от органов чувств.

Гельмгольц считал, что человек активно настраивает свои органы чувств, чтобы получить наилучшее восприятие объекта. При этом восприятие зависит как от внешних раздражителей, так и от внутреннего опыта и ожиданий человека.

Например, мы можем узнать знакомого человека по небольшому фрагменту лица или по походке, достраивая в сознании недостающие детали. Или, глядя на часть предмета, мы уверенно идентифицируем его как целое, благодаря бессознательным умозаключениям.

Таким образом, с позиции теории Гельмгольца, «восприятие как психический процесс» носит конструктивный характер. Мы не просто пассивно отражаем реальность, а активно ее интерпретируем, домысливаем, строим гипотезы о ней на основе прошлого опыта.

Теория утверждает, что восприятие зависит как от внешних стимулов, так и от внутренних когнитивных

Теория перцептивного цикла У. Найссера

Американский психолог У. Найссер предложил объяснение восприятия как психического процесса с позиции теории перцептивного цикла. Согласно этой концепции, на восприятие человеком окружающей реальности влияют когнитивные схемы - устоявшиеся структуры знаний и опыта.

Поступающая информация сравнивается с имеющимися схемами и интерпретируется в соответствии с ними. Например, если у человека выработалось предубеждение по отношению к комплиментам, он будет склонен воспринимать любую похвалу как насмешку или иронию.

Таким образом, согласно Найссеру, восприятие зависит не только от объективных характеристик стимула, но и от ожиданий, установок, прошлого опыта субъекта. Это придает восприятию как психическому процессу выраженную субъективную окраску.

Категоризационная теория восприятия

Категоризационная теория, предложенная американским психологом Дж. Брунером, рассматривает восприятие как психический процесс с точки зрения категоризации - отнесения объектов к определенным классам или категориям.

Согласно Брунеру, воспринимая тот или иной предмет, человек неосознанно принимает решение, к какой именно категории его отнести, исходя из визуального сходства с прототипом этой категории.

Например, увидев незнакомое животное с перьями и клювом, мы скорее всего отнесем его к классу «птицы», даже не зная точно, какой конкретный вид перед нами. Или, глядя на стул непривычной формы, мы все равно опознаем его как стул, поскольку он выполняет типичные функции этого предмета.

Так происходит потому, что в долговременной памяти человека хранятся эталоны, прототипы различных категорий объектов. В процессе «восприятия как психического процесса» новая информация автоматически соотносится с этими прототипами.

Конструктивистский подход Ж. Пиаже

Швейцарский психолог и философ Ж. Пиаже разработал конструктивистскую теорию познания, которая применима и к процессу восприятия действительности. Согласно Пиаже, восприятие как психический процесс активно конструируется самим человеком в ходе его взаимодействия с миром.

Восприятие - это не пассивное отражение реальности, а построение субъективной модели мира. Человек выстраивает свою картину реальности, опираясь на собственный опыт, знания и интеллектуальные схемы. Это похоже на решение определенных умственных задач или головоломок.

Например, ребенок постепенно учится воспринимать такие абстрактные понятия, как «справедливость» или «честность» на конкретных примерах. Его «восприятие как психический процесс» развивается вместе с мышлением и речью. При этом предыдущий опыт ребенка влияет на то, как именно он воспринимает и интерпретирует те или иные события и явления.

Таким образом, с точки зрения конструктивизма, восприятие не дано человеку изначально в готовом виде. Восприятие как психический процесс формируется в онтогенезе путем интеллектуального и социального развития личности.

Информационная теория восприятия

Информационная теория рассматривает восприятие как психический процесс с позиции обработки информации. Ее сторонники - Д. Марр, Н. Винер и другие ученые - считали, что принципы работы мозга и компьютеров во многом схожи. Восприятие подчиняется законам информатики и кибернетики.

С их точки зрения, восприятие можно представить как процесс сбора данных с рецепторов органов чувств, кодирования этой информации, передачи сигналов в мозг, где происходит их декодирование и преобразование в целостные образы.

Память человека подобна базе данных, а мышление работает как вычислительное устройство, сопоставляя новый опыт с прошлым. Внимание выполняет функцию фильтра, отбирая значимые данные. Так реализуется «восприятие как психический процесс» с позиций информационного подхода.

Нейронаучные основы восприятия

С нейронаучной точки зрения, восприятие как психический процесс основано на работе различных отделов головного мозга. В процессе вовлечены сенсорные зоны, отвечающие за получение информации от органов чувств, и интегративные (перцептивные) зоны, формирующие целостные образы.

Как отмечал И.П. Павлов, физиологической основой восприятия являются условные рефлексы и нервные связи в коре больших полушарий. При действии раздражителей на рецепторы в нервных волокнах возникает возбуждение, которое затем попадает в соответствующие сенсорные зоны.

Д. Гибсон и другие исследователи показали, что для формирования перцептивного образа достаточно простой обработки сенсорной информации без дополнительных умозаключений. Целостность восприятия объясняется комплексным характером стимуляции и заложена в свойствах самых объектов.

Согласно нейронаучной теории Д. Хэбба, восприятие формируется в процессе жизни по мере познания деталей и целого. Изначально оно не является врожденным:

  • сенсорные зоны коры отвечают за получение информации от органов чувств;
  • интегративные зоны формируют целостные перцептивные образы;
  • физиологической основой процесса являются условные рефлексы;
  • для формирования образов достаточно обработки сенсорной информации;
  • восприятие формируется в течение жизни, изначально не является врожденным.

Роль ощущений в формировании восприятий

Хотя восприятие как психический процесс и не сводится к простой сумме ощущений, последние играют важную роль в формировании перцептивных образов. Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы органов чувств.

Согласно теории чувственного восприятия Г. Гельмгольца, для возникновения ощущения достаточно стимуляции одного рецептора. Восприятие же множественных ощущений происходит при одновременном воздействии на несколько рецепторов разных модальностей.

Первоначальная обработка сенсорной информации происходит в сенсорных зонах коры головного мозга. Каждая зона специализируется на определенном типе ощущений - зрительных, слуховых, тактильных и т.д. Затем данные из сенсорных зон поступают в интегративные зоны, где и формируется целостный перцептивный образ.

Таким образом, ощущения выполняют функцию «строительного материала» для восприятия. Набор дискретных ощущений преобразуется в континуальный, структурированный образ вещи или явления. Восприятие при этом не является простой суммой ощущений.

В то же время ощущения не только входят в состав восприятия, но и оказывают обратное влияние на его формирование. Яркость, контрастность и другие свойства ощущений могут видоизменять воспринимаемый образ. Так, при слабом освещении в темноте можно принять веревку за змею.

Структуралисты считали, что законы суммации и ассоциации ощущений во многом определяют содержание восприятия. Однако гештальтпсихологи показали ограниченность такого подхода. Целостный перцептивный образ - это нечто большее, чем комбинация дискретных ощущений.

Можно выделить следующие аспекты роли ощущений:

  • являются «строительным материалом» для формирования восприятий;
  • подвергаются первичной обработке в сенсорных зонах коры;
  • через интегративные зоны преобразуются в целостные образы;
  • оказывают обратное влияние на воспринимаемый образ;

Зависимость восприятия от апперцепции

Апперцепция - это зависимость восприятия как психического процесса от личностных особенностей и опыта субъекта. Один и тот же объект может восприниматься людьми по-разному в зависимости от их интересов, знаний, эмоционального состояния.

Уже древние философы отмечали субъективный характер человеческого восприятия. Согласно Лейбницу, оно представляет собой «состояние неясного сознания», которое постепенно проясняется под влиянием внимания и прошлого опыта.

Г. Гельмгольц в теории бессознательных умозаключений указывал, что в процессе восприятия человек не просто пассивно отражает мир, но активно настраивает органы чувств, опираясь на имеющиеся знания и ожидания.

Еще более тесно апперцепция связана с когнитивными схемами в теории У. Найссера. Схема - это структура знаний и опыта, которая направляет процесс восприятия по определенным «рельсам», заставляя интерпретировать новую информацию в знакомых терминах.

Влияние апперцепции проявляется в ряде эффектов:

  • Эффект ореола - перенос отношения к знакомым чертам объекта на незнакомые;
  • Эффект перцептивной установки - восприятие в соответствии с актуальной задачей и ожиданиями;
  • Стереотипизация - привнесение привычных шаблонов в новую ситуацию.

Восприятие одного и того же объекта существенно отличается у людей разных профессий и рода деятельности:

Художник Видит оттенки цветов, фактуру поверхности
Музыкант Обращает внимание на звуковую среду
Инженер Анализирует устройство и принцип работы

Таким образом, апперцепция придает восприятию сугубо индивидуальный и субъективный характер. Опыт и личностные особенности человека отражаются на формируемых им образах окружающего мира.

Целостность и структурность восприятия

Важнейшим свойством восприятия как психического процесса является его целостность. Это означает, что объекты и ситуации отражаются в сознании в виде интегрированных, структурированных образов, а не набора разрозненных ощущений.

Уже гештальтпсихологи подчеркивали, что целое принципиально отличается от суммы частей. Например, мелодия несводима к отдельным нотам, а лицо человека - к совокупности его черт. Восприятие стремится охватить объект как одно структурное целое.

Целостность обеспечивается комплексным характером перцептивной стимуляции, отражающей реальную структуру объектов. Как считал Дж. Гибсон, градиенты оптического потока несут информацию об инвариантных свойствах вещей, доступную непосредственному восприятию.

Принцип целостности проявляется в ряде эффектов:

  • Восприятие двусмысленных фигур то в одном, то в другом значении;
  • Невозможность произвольно «расчленить» перцептивный образ;
  • Восполнение недостающих деталей, исходя из контекста и прошлого опыта.

Еще одно фундаментальное свойство восприятия - его структурность, которая отражает реальную упорядоченность объектов. Элементы перцептивного поля организуются по определенным правилам - законам структуры:

  • Принцип близости элементов;
  • Сходство элементов;
  • Замкнутость контуров;
  • Принцип продолжения и др.

Благодаря этим принципам мы воспринимаем не хаотичное скопление ощущений, а упорядоченную картину мира из объектов, связанных определенными отношениями. Структурные законы лежат также в основе группировки объектов в категории.

Таким образом, целостность и структурность позволяют в процессе восприятия адекватно отразить системную организацию реального мира. Без этих свойств построение образа окружающей действительности было бы невозможно.

Связь восприятия с другими психическими процессами

Восприятие как психический процесс тесно взаимосвязано с другими когнитивными и психическими процессами человека. Эта связь проявляется как на стадии формирования перцептивного образа, так и при его последующем использовании.

Внимание активизирует нужные анализаторы, «настраивает» их на наиболее полное отражение значимых признаков объекта. Без участия внимания восприятие было бы поверхностным.

Память обеспечивает опору на прошлый опыт в процессе восприятия. Благодаря этому возможно узнавание объектов, категоризация, восполнение недостающей информации по аналогии с известным.

Мышление активно включается на этапе переработки данных восприятия, при интерпретации полученных образов. Формулируются гипотезы, сопоставляются разные точки зрения, делаются выводы.

Воображение способствует созданию множества «пробных» перцептивных образов, часть из которых отбирается и интерпретируется. Также воображение востребовано при неоднозначности или недостаточности сенсорной информации.

Речь дает возможность закрепить результаты восприятия в словесной форме, а также обмениваться перцептивными образами и их описаниями с другими людьми.

Эмоции и чувства окрашивают процесс восприятия, придавая позитивную или негативную модальность формирующимся образам. Также переживаемые эмоции влияют на выбор объектов внимания и интерпретацию полученных данных.

Искажения в процессе восприятия

Восприятие как психический процесс не всегда протекает адекватно, иногда возникают различные искажения формируемых образов. Это может быть связано как с особенностями объекта восприятия, так и с состоянием самого субъекта.

К типам искажений перцептивных образов относятся:

  • Иллюзии - ошибочное восприятие реально существующих объектов;
  • Галлюцинации - восприятие несуществующих объектов;
  • Псевдогаллюцинации - галлюцинации без потери ориентации.

Причины возникновения перцептивных искажений могут быть как субъективными, так и объективными.

К объективным относятся особенности самих объектов восприятия: слабая освещенность, ракурс обзора, мимолетность предъявления. К субъективным - установки, ожидания, опыт и текущее состояние человека.

Искажения часто возникают при воздействии экстремальных раздражителей высокой интенсивности. Например, в темноте можно принять канат за змею. Другая крайность - чрезмерно слабые, неразличимые стимулы.

Ошибки восприятия нередко обусловлены апперцепцией, стремлением увидеть в объекте нечто знакомое, соответствующее ожиданиям и опыту. Это приводит к искажению или даже мнимому восприятию отсутствующих признаков.

Галлюцинации и псевдогаллюцинации могут возникать при психических заболеваниях, лишении или избытке сенсорных впечатлений, воздействии психоактивных веществ.

Индивидуальность восприятия разными людьми

Восприятие как психический процесс обладает свойством индивидуальности - один и тот же предмет или явление могут по-разному восприниматься разными людьми.

Это обусловлено различиями в строении и чувствительности анализаторов, особенностях нервных процессов. У одних людей преобладает зрительный канал восприятия, у других - слуховой или кинестетический.

Также на индивидуальность восприятия влияет своеобразие жизненного опыта, привычек, установок личности - то есть апперцепции каждого человека.

Ярким примером индивидуальности восприятия служит тот факт, что одна и та же чернильная клякса по-разному интерпретируется людьми в тесте Роршаха - каждый видит в ней то, что ближе именно ему в силу личного жизненного опыта.

Таким образом, субъективные различия людей неизбежно привносят индивидуальные черты в формируемые ими перцептивные образы одних и тех же объектов.

Субъективность как важнейшая особенность восприятия

Поддерживая теории ученых субъективно-ориентированного подхода, отметим, что восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Зависимость восприятия от влияния психических особенностей жизни человека, от свойств самой личности субъекта, называется «апперцепцией». То есть один и тот же предмет может восприниматься людьми по-разному.

Содержание восприятия обусловлено поставленной задачей перед субъектом, его мотивированностью. В его процессе имеют значения установки и эмоции, которые способны изменить содержимое восприятия. Эти условия и есть необходимые для ориентирования субъекта в окружающем мире. Когда человек встречается с новым предметом впервые, он пытается установить какое-то сходство с уже знакомыми предметами. Восприятие предмета являет собой неизменный поиск самого лучшего описания предмета из имеющихся данных.

Каким образом выглядит предмет и как воспринимается раздражителем, зависит от раздражителя, его особенностей и самого человека. То есть восприятие - психический процесс, при котором все предметы и явления, действующие на органы чувств человека, воспринимаются им как единое целое, не рассыпаясь при этом на отдельные ощущения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.