Обучение музыкальной грамоте – сложный процесс, который требует усердия и кропотливой работы со стороны ученика. Один из этапов такого процесса – изучение интервалов.
Если проводить сравнение между изучением грамматики русского языка и музыкальной грамоты, то музыкальный интервал подобен слогу. Слог обычно состоит из двух букв, так и интервал представляет собой сочетание двух звуков. Они могут быть взяты одновременно или последовательно – это значения не имеет.От того, какое расстояние между этими звуками, зависит название «слога». Два соседних звука находятся на расстоянии в один полутон. Это минимальная единица для изменения интервалов. Два полутона образуют тон.
Музыкальный интервал характеризуется ступенями и тонами. Ступени – это разные ноты. Под ступеневой величиной интервала понимают количество ступеней, которые помещаются между звуками интервала.
Тоновая величина интервала имеет большое значение. Даже однородные интервалы могут содержать различное число тонов, поэтому ступеневая величина не определяет их полностью.
Обозначают тоновую величину прилагательными:
- малая;
- большая;
- чистая;
- уменьшенная;
- увеличенная;
- дважды уменьшенная;
- дважды увеличенная.
Записывают эти прилагательные перед числительными, которые выражают ступеневую величину.Первый музыкальный интервал – прима (1). Он представляет собой повторение одного звука. Еще ее называют чистой примой. За ней следует секунда (2). Различают малую (0,5 тона) и большую (1 тон) секунды. Далее по порядку: малая и большая терции, кварта, тритон, квинта, малая и большая сексты, малая и большая септимы и октава. Каждый интервал в музыке отличается от предыдущего на один полутон.
В зависимости от одновременного или последовательного взятия различают соответственно гармонический и мелодический интервалы. От того, какие музыкальные лады образуются сочетанием звуков, зависит, будет ли интервал благозвучным или, наоборот, резать слух.
Простые музыкальные интервалы – это сочетания звуков в пределах одной октавы. Более широкие интервалы, не выходящие за пределы квинтдецимы, называют составными. Другие сочетания не принято рассматривать как самостоятельный музыкальный интервал.
Интервал можно обратить, то есть перенести один из его звуков на октаву вниз или вверх. Получается, что нижний звук становится верхним, а верхний – нижним. При этом меняется качество интервала. Если он был малым, то станет большим, и наоборот. Только чистый интервал так и останется чистым. Обращение простого интервала – это перенос на октаву одного из его звуков. Сумма ступеневых величин исходного и обращенного интервала всегда будет оставаться равной девяти. При обращении составного интервала делается перенос обоих звуков. Причем верхний звук переносится вниз, а нижний, соответственно, вверх. Сумма ступеневых величин остается равной шестнадцати.Прежде чем переходить к изучению следующих тем, необходимо хорошо усвоить теорию музыкальных интервалов. Ведь это – основа музыкальной грамоты (после нот, конечно). Сложного здесь ничего нет. Человек, целью которого стоит изучение музыки, легко запомнит все названия и виды инетрвалов.