Разнообразные виды росписи по дереву: традиции и современные тенденции

Роспись по дереву - один из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства на Руси. Еще в средние века простые крестьяне украшали предметы быта и домашней утвари красочными узорами, передавая из поколения в поколение секреты мастерства.

Сегодня традиции художественной росписи по дереву возрождаются - этим ремеслом увлекаются как профессионалы, так и начинающие мастера. В статье мы познакомим читателя с разнообразием техник росписи по дереву, этапами подготовки деревянной заготовки, способами переноса рисунка на поверхность, подбором красок.

Традиционные виды росписи по дереву

Народные художественные промыслы России богаты разнообразными техниками росписи по дереву. Наиболее известные из них — Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Палех. Виды росписи по дереву отличаются ярким, насыщенным колоритом, своеобразными приемами письма и орнаментальными мотивами.

Традиционная роспись по дереву производится по заготовкам из липы или березы ручным способом при помощи кистей из беличьего или колонкового меха. Мастера используют натуральные красители на основе яичного желтка, меда, мела, глины.

Каждый из видов росписей по дереву имеет свои отличительные черты, которые передаются из поколения в поколение народных умельцев.

Примеры хохломской, палехской и федоскинской росписи

Подготовка деревянной заготовки

Для качественной росписи важно правильно подготовить поверхность деревянной заготовки. От этого зависит, насколько ровно ляжет краска, как она будет держаться на дереве.

Виды росписи по дереву, особенно многослойные, требуют тщательной подготовки основы. Необходимо удалить неровности, зашлифовать поверхность, загрунтовать. Эти операции помогут краске лучше ложиться, не растекаться, сохнуть равномерно.

Первоначально заготовку очищают от загрязнений, удаляют с нее пыль, жир, выступающие сучки зашлифовывают. Затем аккуратно шлифуют наждачной бумагой разных зернистостей — от крупной к более мелкой. Это позволяет выровнять поверхность дерева.

После шлифования заготовку обезжиривают спиртовым раствором. Грунтование делают в несколько слоев — как правило, применяют акриловый грунт, можно использовать и масляный либо клеевой. Между нанесением разных слоев заготовку легко шлифуют, убирая поднявшийся древесный ворс.

Перед нанесением краски поверхность еще раз слегка шлифуют, обеспыливают, обезжиривают. Такая кропотливая подготовка деревянной заготовки помогает достичь ровного, качественного рисунка в любой вид росписи по дереву, который вы выберете.

Методы переноса рисунка на дерево

Перенос рисунка на деревянную заготовку - важный этап в любом виде росписи по дереву. От точности переноса зависит качество дальнейшей росписи. Для этих целей используются различные методы.

Один из распространенных способов – с помощью копировальной бумаги или кальки. На кальку переносят изображение, прижимают к заготовке, обводят контуры рисунка карандашом или ручкой. Получается точный отпечаток контуров на деревянной поверхности.

Есть и более современные способы трансфера изображения. Один из них - лазерная печать рисунка на специальной термопереводной бумаге и последующий перенос с нее на дерево утюгом. Под воздействием высокой температуры красящий слой осыпается на заготовку, образуя ее контур.

Можно использовать и так называемый «прокол» - точечный перенос контура на заготовку. Наносят множество крошечных проколов вдоль линий рисунка, затем соединяют их в сплошные линии. Этот метод особенно удобен при выполнении сложных многослойных видов росписи по дереву.

Ну и наконец, есть традиционный «вольный» способ - мастера переносят рисунок на заготовку сразу при помощи эскиза, без всяких дополнительных приспособлений. Этот навык достигается годами практики в росписи по дереву.

Способы переноса рисунка на дерево - трафарет, точечная техника, калька

Подбор красок для росписи

Выбор красок - немаловажный фактор для качественного исполнения росписи по дереву. Разные техники требуют применения различных красителей.

Традиционно в народных художественных промыслах использовались натуральные краски на основе яичного желтка, пчелиного воска, различных медов и соков растений. Эти краски обладали яркостью, были экологичны.

Сегодня наряду с природными красителями активно применяют синтетические аналоги - гуашь, акрил, масляные и другие краски. Их выбирают в зависимости от сложности росписи, количества слоев.

Для несложных, более «плоских» однослойных или двухслойных видов росписи по дереву подходят гуашь, акварель, тушь. Они яркие, быстро сохнут.

Многослойные, объемные росписи требуют применения более плотных акриловых, масляных и других красок. Они медленнее сохнут, зато позволяют создавать сложные сюжеты и многоярусные композиции.

Использование гуаши и акварели

Гуашь и акварель часто используют в росписи по дереву благодаря доступности этих красителей, технологичности в работе, яркости получаемой палитры.

Гуашь хорошо ложится на деревянную поверхность, быстро сохнет, позволяет получать плотные ровные цвета. Ее чаще всего применяют для однослойных видов росписи типа простых декоративных разрисовок по дереву. Наносят гуашь в один-два слоя.

Работа акварелью требует большего мастерства - краски текучие, растекаются по волокнам дерева. Чтобы контролировать процесс, поверхность предварительно покрывают разбавленным клеем ПВА или акриловым лаком. Это помогает удерживать краску в нужных границах.

Благодаря текучести, акварель позволяет создавать плавные переливы цвета, имитировать тени, глубину, объем. Ее часто используют в многослойных видах росписи по дереву для прорисовки деталей, теней после предварительной гуашевой или акриловой заливки основных элементов.

И гуашь, и акварель после высыхания требуют дополнительного покрытия заготовки лаком - для защиты рисунка от стирания и выгорания. Тут важно подобрать лак с защитой от ультрафиолета.

Особенности работы с масляными и акриловыми красками

Масляные и акриловые краски позволяют создавать многослойные, объемные росписи по дереву. Они дают глубокий цвет, но требуют к себе особого подхода.

Масляные краски нужно предварительно разбавлять различными маслами - высыхающим (олифа), растительными, техническим вазелином или их смесями в зависимости от желаемого эффекта. Так, олифа делает краски более пластичными и помогает сохранить фактуру дерева.

Масло обеспечивает плотную консистенцию, яркость красок - им хорошо писать многослойные композиции. Нюанс работы с масляными красками - они очень долго сохнут, причем каждый нижележащий слой должен полностью высохнуть перед нанесением следующего

Акриловые краски тоже популярны для объемной росписи по дереву - они не требуют пластифицирования, технологичны в работе, быстро сохнут. Это позволяет оперативно наносить многослойные композиции. Но в отличие от масляных, акриловые краски с течением времени могут растрескиваться.

Так что как масляными, так и акриловыми красками важно грамотно оперировать при использовании в сложных видах художественной росписи по дереву.

Применение анилиновых и темперных красок

Анилиновые и темперные краски также используются в некоторых видах росписей по дереву, хотя их применение имеет свои нюансы.

Анилиновые краски - синтетические органические соединения, они яркие, насыщенные и недорогие. Но они неустойчивы к воздействию ультрафиолета, со временем выгорают. Поэтому изделия с анилиновой росписью нуждаются в дополнительной защите.

Кроме того, анилин плохо ложится на незагрунтованную поверхность дерева, может растекаться. Для хорошей адгезии основу обязательно дважды грунтуют акрилом или масляной грунтовкой с промежуточной шлифовкой.

Темперные краски представляют эмульсию пигментов в водном растворе клея или яичного желтка. Это экологичный, но дорогостоящий краситель. Темперой рисуют сложные многослойные «виды росписей по дереву» - она позволяет получить яркий рельефный рисунок, подчеркивающий фактуру дерева.

На каждый последующий слой темперы предыдущий должен высохнуть. Темперу разбавляют водой, наносят тонкими слоями. Иногда примешивают белила для создания бликов. Темперная роспись не требует дополнительного лакирования, только защиту от ультрафиолета.

Лакирование готовой росписи

После завершения росписи по дереву важно правильно защитить ее с помощью лака. Это не только придаст изделию эстетичный вид, но и защитит роспись от выцветания и повреждений.

  • Лакирование обязательно, если поделка активно используется в быту. Без защитного покрытия рисунок быстро стирается.
  • Для наружных работ или изделий, контактирующих с водой и влагой, нужно использовать водостойкий лак на основе алкидных или акриловых смол.

Существуют различные способы нанесения защитного лака:

Кисть Удобный вариант для небольших изделий и деталей рисунка
Валик Быстро и равномерно наносит лак на большие поверхности
Краскораспылитель Обеспечивает тонкий и равномерный слой

Перед лакированием поверхность должна быть чистой и сухой. Количество слоев зависит от плотности лака чем он гуще, тем меньше нужно наносить слоев и требуемой степени защиты.

Современные тенденции в росписи

Несмотря на долгую историю, роспись по дереву не стоит на месте и продолжает развиваться. С появлением новых материалов и технологий, художники экспериментируют и создают уникальные произведения.

  • Одна из последних тенденций - использование акриловых красок с различными добавками, например блестками или перламутром. Это позволяет создавать мерцающие, переливающиеся узоры.
  • Также популярность набирает абстрактная роспись без конкретных сюжетов и деталей. Ценятся интересные цветовые решения, игра фактур.

Кроме того, современные виды росписи по дереву вышли далеко за рамки традиционных предметов быта. Теперь расписывают все - от одежды и обуви до мебели, декора интерьеров и даже автомобилей.

Наряду с ручной росписью появляются ее цифровые интерпретации. С помощью специальных программ создаются эскизы, которые затем переносятся на изделия с использованием принтеров. Это открывает новые горизонты для дизайнеров и делает роспись более доступной.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.