Ассонанс: примеры - какие гласные часто используются в этом приеме

Ассонанс - это один из приемов звукописи, основанный на повторении гласных звуков в поэтической речи. Целью его использования является придание тексту определенной мелодичности, ритмичности, эмоциональной окрашенности. В статье мы разберем, какие гласные чаще всего используются в ассонансе и приведем примеры их применения в известных стихотворениях.

Также дадим практические рекомендации по использованию этого приема при написании стихов. Рассмотрим, сколько ассонансов можно и нужно использовать в одном произведении, чтобы добиться нужного эффекта, не переборщив.

Ассонанс позволяет придать стихам особую музыкальность и выразительность. Однако чрезмерное увлечение этим приемом может сделать текст однообразным и скучным. Поэтому важно чувствовать меру и уметь сочетать ассонанс с другими приемами звукописи.

Ассонанс на гласной «А»

Ассонанс на гласной «а» является одним из наиболее распространенных видов этого приема. Это связано с тем, что звук «а» придает тексту особую мелодичность и плавность. Кроме того, повторение гласной «а» позволяет передать различные эмоциональные состояния - от спокойствия и умиротворенности до тревоги и драматизма.

  • Вот пример ассонанса на гласной «а» из стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке»: «На закате, на закате над рекою глухари по болотам, по болотам разлетаются, крича.»
  • Здесь повтор звука «а» создает ощущение простора и свободы.

А вот отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», где ассонанс на «а» передает тревожное предупреждение: «И огромная тень от головы до ног его спутника адского на забор легла». Таким образом, один и тот же прием может создавать совершенно разные образы и настроение.

Пример ассонанса на «а» Создаваемый эффект
Стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке» Ощущение простора, свободы
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» Тревога, драматизм

Итак, ассонанс на гласной «а» широко используется в поэзии для создания определенного настроения и эмоционального фона произведения.

Более 5 слов описания только русскими буквами для всех alt

Примеры ассонанса с другими гласными

Помимо «а», в ассонансе часто используются гласные «о», «у», «и». Рассмотрим примеры ассонансов на этих звуках.

Ассонанс на «о» придает тексту особое звучание. Повторение звука «о» создает эффект грусти, печали, тоски. Например, в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...»:

  • «И вот уже под облакОм Он кОжей чует близкий дОм, Где дОбыча егО ждет.»

Здесь повтор гласной «о» навевает грустное, меланхолическое настроение.

Гласная «у» также часто встречается в ассонансах. Она придает звучанию резкость, суровость. Как в этом отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:

  • «И, обращен к Неве спиною, Мощенною гробницею, В неколебимой вышине, Над возмущенною стихией, Стоит, с простертою рукою, Кумир на бронзовом коне».

Повторяющаяся «у» создает ощущение мрачности и грозной силы.

А вот пример ассонанса на «и». Этот звук придает легкость и изящество. Как, например, в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина:

  • «И месяц, красный великан, Ходит, ходит по небу, Как большой кусок арбуза На тарелке голубой.»

Здесь повтор гласной «и» создает ощущение волшебства и легкой сказочности.

В ассонансе могут использоваться разные гласные. И каждый из этих звуков придает тексту свои оттенки настроения и переживаний. Поэты и писатели искусно используют это свойство ассонанса для создания нужного эмоционального фона в своих произведениях.

Гласный звук Создаваемый эффект
о грусть, тоска
у резкость, суровость
и легкость, волшебство

Рекомендации по использованию ассонанса

Для того чтобы грамотно использовать ассонанс в своих произведениях, рекомендуется следовать нескольким правилам. Нужно помнить, что излишне частое повторение одних и тех же звуков приводит к монотонности речи. Поэтому ассонанс лучше применять дозированно, чередуя его с другими приемами.

  1. Не стоит увлекаться повтором одного-двух гласных звуков на протяжении всего текста или большого его фрагмента.
  2. Лучше использовать чередование разных ассонансов, например повторять в одной строфе звук «о», в другой — «а», в третьей — «и» и т.д.
  3. Можно сочетать ассонанс с аллитерацией, повторяя в одной строфе гласные звуки, а в другой — согласные.

При использовании ассонанса важно учитывать семантическую составляющую. Как отмечал М.В. Ломоносов, разные гласные способны передавать различные эмоции и чувства. Поэтому ассонанс следует подбирать таким образом, чтобы он соответствовал общему настроению произведения.

«А», «я» — радость, восторг «О», «у» — печаль, тоска
«Э», «е» — нежность, ласка «И» — тревога, беспокойство

Следует помнить, что ассонанс — это не самоцель, а средство усиления выразительности и эмоциональности текста. Поэтому его надо использовать только тогда, когда это действительно необходимо для передачи авторского замысла.

5 words, only Russian letters, description for generation, without captions, documents or forms.

Выводы о роли ассонанса в поэзии

Можно сделать следующие выводы о роли и значении ассонанса в поэзии.

Этот художественный прием позволяет усилить мелодичность и напевность стихотворной речи. Благодаря повторению одинаковых гласных звуков создается особое звуковое оформление текста.

Ассонанс выступает средством передачи различных эмоциональных состояний и настроений. Как показывают многочисленные примеры ассонанса в поэзии, повторение определенных гласных может передавать радость, печаль, тревогу, нежность.

Этот прием позволяет усилить изобразительные возможности стихотворения, создавая звукопись. С помощью ассонанса поэты имитируют различные звуки природы, такие как шум ветра, плеск волн, шелест листвы.

Ассонанс выступает средством ритмической организации стиха. Повторяющиеся гласные звуки создают определенную ритмику, которая организует звучание текста.

Однако, несмотря на большие выразительные возможности, ассонанс требует грамотного и умеренного применения. Чрезмерное использование этого приема приводит к однообразию и монотонности звучания. Поэтому, подводя итог, можно сказать, что ассонанс играет важную роль в организации поэтической речи, но применять его следует дозированно, чувствуя меру.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.