Велосипед прочно вошел в нашу жизнь как экологичное транспортное средство для коротких и средних поездок. Мы настолько привыкли к этому изобретению, что даже не задумываемся о его истории. А между тем путь становления велосипеда был долог и тернист.
Первый прототип двухколесного экипажа появился более 200 лет назад в Германии. С тех пор велосипед претерпел множество изменений в дизайне и функциональности.
Постепенное совершенствование конструкции превратило неуклюжее и небезопасное транспортное средство в удобный и надежный вид транспорта, популярный во всем мире.
В настоящее время многие горожане пересаживаются на велосипеды вследствие автомобильных пробок на дорогах. Так что велосипед становится основным транспортом для обычных людей.
Первые шаги: от "беговой машины" к пенни-фартингу
История велосипеда началась в 1817 году, когда немецкий барон Карл Дрез изобрел двухколесное транспортное средство, названное им "беговая машина" или Laufmaschine. Это была деревянная конструкция без педалей, тормозов и цепной передачи, на которой человек отталкивался ногами от земли, чтобы набрать скорость.
Хотя "беговая машина" считается первым велосипедом в истории, она еще очень сильно отличалась от современных моделей. Прорыв произошел лишь в 1860-х годах, когда французские изобретатели стали экспериментировать с конструкциями на педальном приводе.
В 1870-1880-х годах наибольшую популярность получили высококолесные пенни-фартинги с огромным передним колесом и маленьким задним. Несмотря на неудобство и опасность, пенни-фартинги стали предшественниками современного велосипеда.
- 1817 год - изобретение "беговой машины" бароном Карлом Дрезом
- 1860-е годы - появление первых конструкций с педальным приводом
- 1870-1880-е годы - популярность пенни-фартингов
История современного велосипеда берет свое начало в первой половине 19 века с изобретения Карла Дреза. За "беговой машиной" последовали более совершенные модели с педалями, которые подготовили почву для появления удобных и безопасных велосипедов.
Рождение современного велосипеда в 1880-х годах
История велосипеда гласит, что поворотным моментом его эволюции стало изобретение в 1885 году английским инженером Джоном Кемпом Старли безопасного велосипеда Rover с колесами одинакового размера и цепным приводом.
Этот дизайн решил проблемы предыдущих моделей:
- Высокий центр тяжести и опасность падений с пенни-фартинга
- Отсутствие тормозов и других удобных элементов управления
Новый безопасный дизайн быстро набрал популярность. Уже к 1890-м годам велосипеды стали последним писком моды в Европе и США.
1885 | Первый безопасный велосипед Rover |
1889 | Первый женский безопасный велосипед |
Изобретение безопасного велосипеда дало толчок к развитию разных типов велотранспорта, включая электровелосипеды.
Разнообразие моделей: от гоночных до электрических
После появления безопасного велосипеда в конце XIX века началась активная история велосипеда по созданию новых типов этого транспортного средства.
В 1890-х годах особой популярностью стали пользоваться гоночные велосипеды. Благодаря обтекаемой раме и тонким шинам они развивали на тот момент невиданные скорости до 60 км/час.
В начале XX века появились:
- Велосипеды с передачами для езды в гору (1895)
- Первые складные модели (1900)
- Одноколесные велосипеды-моноколеса (1869)
Параллельно велась разработка моторизованных велосипедов. Первый патент на электровелосипед был получен в США в 1895 году. Однако массовое производство началось только в 1990-х.
Сегодня ассортимент моделей настолько велик, что удовлетворит самого взыскательного велолюбителя. Есть специализированные велосипеды практически для любых целей и ландшафта.
Одноколесный велосипед: сложность освоения и популярность у артистов
Удивительно, но одноколесные велосипеды, также известные как «моноколеса» или унициклы, появились еще до распространения современных двухколесных моделей. Первый патент был получен в 1869 году.
Управление таким одноколесным транспортом оказалось экстремально сложным. В отличие от обычного велосипеда, здесь не было ни руля, ни второго колеса для баланса.
Поэтому первые моноколеса так и не получили широкого распространения, а использовались в основном, как реквизит уличных артистов и циркачей, демонстрирующих сложные трюки.
Лишь в последние десятилетия, с появлением современных технологий, удалось несколько упростить конструкцию и сделать управление моноколесом чуть более доступным:
- Добавлен электропривод и гироскопы для стабилизации
- Появились обучающие стенды с поддержкой на начальном этапе
Тем не менее, освоить езду на одноколесном велосипеде по-прежнему непросто. Этот вид транспорта так и остается уделом любителей экстремальных ощущений.
Складные модели: удобство транспортировки для армии и горожан
Идея складного велосипеда возникла в начале XX века. Такой тип транспорта был востребован армией для быстрой транспортировки на поле боя и использовался в городских условиях из-за компактности при хранении.
Первую модель складного велосипеда запатентовал в 1900 году датский инженер Микаэль Педерсен. Она была создана по заказу британской армии и весила 6,8 кг.
Особенности этой модели:
- Рама разделялась на 2 части вместо складывания
- Колеса диаметром 60 см, удобные для перемещения в окопах
- Вес всего 6,8 кг даже с учетом прочности для военного применения
Хотя изначально Pederson “Folding & Military” проектировался, как военный велосипед, эта модель также быстро завоевала популярность среди горожан благодаря компактности:
В итоге складные конструкции стали важным этапом в истории велосипеда для решения проблемы хранения и транспортировки этого популярного транспортного средства.
Количество моделей велосипедов сегодня практически не поддается учету
За более чем 200-летнюю историю велосипеда человечество создало огромное многообразие моделей этого транспортного средства – от самых простых до инновационных высокотехнологичных.
Сегодня сложно точно оценить их количество. Можно выделить несколько основных категорий, исходя из предназначения и характеристик:
- Утилитарные велосипеды для повседневного использования в городе
- Гоночные и спортивные модели для триатлона, шоссе, трека, маунтинбайка и других дисциплин
- Туристические велосипеды для дальних поездок с отдыхом в палатках
- Специализированные внедорожники fat bike, складные походные
Кроме того, существует множество разновидностей внутри каждой категории. Например, велосипеды для экстремальных видов спорта (велотриал, велокросс, дертджампинг и др.).
Развитие новых материалов и технологий велоиндустрии привело к появлению концептуальных моделей.
Сейчас каждый может подобрать велосипед, идеально соответствующий его целям, предпочтениям и финансовым возможностям. Этот экологичный и полезный вид транспорта переживает новое рождение благодаря прогрессу.