История велосипеда: двухколесный путь через века

Велосипед прочно вошел в нашу жизнь как экологичное транспортное средство для коротких и средних поездок. Мы настолько привыкли к этому изобретению, что даже не задумываемся о его истории. А между тем путь становления велосипеда был долог и тернист.

Первый прототип двухколесного экипажа появился более 200 лет назад в Германии. С тех пор велосипед претерпел множество изменений в дизайне и функциональности.

Постепенное совершенствование конструкции превратило неуклюжее и небезопасное транспортное средство в удобный и надежный вид транспорта, популярный во всем мире.

В настоящее время многие горожане пересаживаются на велосипеды вследствие автомобильных пробок на дорогах. Так что велосипед становится основным транспортом для обычных людей.

Первые шаги: от "беговой машины" к пенни-фартингу

История велосипеда началась в 1817 году, когда немецкий барон Карл Дрез изобрел двухколесное транспортное средство, названное им "беговая машина" или Laufmaschine. Это была деревянная конструкция без педалей, тормозов и цепной передачи, на которой человек отталкивался ногами от земли, чтобы набрать скорость.

Хотя "беговая машина" считается первым велосипедом в истории, она еще очень сильно отличалась от современных моделей. Прорыв произошел лишь в 1860-х годах, когда французские изобретатели стали экспериментировать с конструкциями на педальном приводе.

В 1870-1880-х годах наибольшую популярность получили высококолесные пенни-фартинги с огромным передним колесом и маленьким задним. Несмотря на неудобство и опасность, пенни-фартинги стали предшественниками современного велосипеда.

  • 1817 год - изобретение "беговой машины" бароном Карлом Дрезом
  • 1860-е годы - появление первых конструкций с педальным приводом
  • 1870-1880-е годы - популярность пенни-фартингов

История современного велосипеда берет свое начало в первой половине 19 века с изобретения Карла Дреза. За "беговой машиной" последовали более совершенные модели с педалями, которые подготовили почву для появления удобных и безопасных велосипедов.

Старинный велосипед с большим передним колесом, известный как пенни-фартинг

Рождение современного велосипеда в 1880-х годах

История велосипеда гласит, что поворотным моментом его эволюции стало изобретение в 1885 году английским инженером Джоном Кемпом Старли безопасного велосипеда Rover с колесами одинакового размера и цепным приводом.

Этот дизайн решил проблемы предыдущих моделей:

  • Высокий центр тяжести и опасность падений с пенни-фартинга
  • Отсутствие тормозов и других удобных элементов управления

Новый безопасный дизайн быстро набрал популярность. Уже к 1890-м годам велосипеды стали последним писком моды в Европе и США.

1885 Первый безопасный велосипед Rover
1889 Первый женский безопасный велосипед

Изобретение безопасного велосипеда дало толчок к развитию разных типов велотранспорта, включая электровелосипеды.

Разнообразие моделей: от гоночных до электрических

После появления безопасного велосипеда в конце XIX века началась активная история велосипеда по созданию новых типов этого транспортного средства.

В 1890-х годах особой популярностью стали пользоваться гоночные велосипеды. Благодаря обтекаемой раме и тонким шинам они развивали на тот момент невиданные скорости до 60 км/час.

В начале XX века появились:

  • Велосипеды с передачами для езды в гору (1895)
  • Первые складные модели (1900)
  • Одноколесные велосипеды-моноколеса (1869)

Параллельно велась разработка моторизованных велосипедов. Первый патент на электровелосипед был получен в США в 1895 году. Однако массовое производство началось только в 1990-х.

Сегодня ассортимент моделей настолько велик, что удовлетворит самого взыскательного велолюбителя. Есть специализированные велосипеды практически для любых целей и ландшафта.

Старинная фотография человека, едущего на высоком пенни-фартинге

Одноколесный велосипед: сложность освоения и популярность у артистов

Удивительно, но одноколесные велосипеды, также известные как «моноколеса» или унициклы, появились еще до распространения современных двухколесных моделей. Первый патент был получен в 1869 году.

Управление таким одноколесным транспортом оказалось экстремально сложным. В отличие от обычного велосипеда, здесь не было ни руля, ни второго колеса для баланса.

Поэтому первые моноколеса так и не получили широкого распространения, а использовались в основном, как реквизит уличных артистов и циркачей, демонстрирующих сложные трюки.

Лишь в последние десятилетия, с появлением современных технологий, удалось несколько упростить конструкцию и сделать управление моноколесом чуть более доступным:

  • Добавлен электропривод и гироскопы для стабилизации
  • Появились обучающие стенды с поддержкой на начальном этапе

Тем не менее, освоить езду на одноколесном велосипеде по-прежнему непросто. Этот вид транспорта так и остается уделом любителей экстремальных ощущений.

Складные модели: удобство транспортировки для армии и горожан

Идея складного велосипеда возникла в начале XX века. Такой тип транспорта был востребован армией для быстрой транспортировки на поле боя и использовался в городских условиях из-за компактности при хранении.

Первую модель складного велосипеда запатентовал в 1900 году датский инженер Микаэль Педерсен. Она была создана по заказу британской армии и весила 6,8 кг.

Особенности этой модели:

  • Рама разделялась на 2 части вместо складывания
  • Колеса диаметром 60 см, удобные для перемещения в окопах
  • Вес всего 6,8 кг даже с учетом прочности для военного применения

Хотя изначально Pederson “Folding & Military” проектировался, как военный велосипед, эта модель также быстро завоевала популярность среди горожан благодаря компактности:

В итоге складные конструкции стали важным этапом в истории велосипеда для решения проблемы хранения и транспортировки этого популярного транспортного средства.

Количество моделей велосипедов сегодня практически не поддается учету

За более чем 200-летнюю историю велосипеда человечество создало огромное многообразие моделей этого транспортного средства – от самых простых до инновационных высокотехнологичных.

Сегодня сложно точно оценить их количество. Можно выделить несколько основных категорий, исходя из предназначения и характеристик:

  • Утилитарные велосипеды для повседневного использования в городе
  • Гоночные и спортивные модели для триатлона, шоссе, трека, маунтинбайка и других дисциплин
  • Туристические велосипеды для дальних поездок с отдыхом в палатках
  • Специализированные внедорожники fat bike, складные походные

Кроме того, существует множество разновидностей внутри каждой категории. Например, велосипеды для экстремальных видов спорта (велотриал, велокросс, дертджампинг и др.).

Развитие новых материалов и технологий велоиндустрии привело к появлению концептуальных моделей.

Сейчас каждый может подобрать велосипед, идеально соответствующий его целям, предпочтениям и финансовым возможностям. Этот экологичный и полезный вид транспорта переживает новое рождение благодаря прогрессу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.