Девиантное, поведение - что это такое? Определение, причины, классификация, формы проявления

Девиантное поведение - это устойчивое поведение человека, отклоняющееся от наиболее распространенных в данном обществе норм. Оно может носить как негативный, так и позитивный характер. К негативным формам обычно относят преступность, алкоголизм, наркоманию. К позитивным - религиозный фанатизм, творчество.

Причины девиаций кроются в социальной среде, психологических особенностях личности и биологических факторах. Девиантология изучает это явление с целью его предотвращения и коррекции.

В данной статье мы разберем, что представляет собой девиантное поведение, его причины, классификацию и основные формы проявления.

Определение девиантного поведения

Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее распространенных и принятых в обществе норм. Оно может носить как позитивный, так и негативный характер. Негативные формы девиантного поведения ведут к применению обществом различных санкций - от социальной изоляции до наказания нарушителя.

Девиантное поведение, что это такое? Это вопрос, который часто задают при попытке дать краткое определение этому феномену. Девиантное отклоняющееся поведение характеризует человека, постоянно нарушающего общепринятые нормы. Девиантная личность - это личность, которая склонна к подобным нарушениям.

Что такое отклоняющее поведение можно определить как поведение, не соответствующее ожиданиям общества. Девиантное поведение личности проявляется в неприятии господствующих ценностей и норм. Девиантное отклоняющееся поведение - это результат влияния множества факторов, которые могут толкнуть человека на нарушение принятых правил.

Девиантное поведение - это кратко, устойчивое нарушение общественных норм. Девиантное поведение простыми словами можно охарактеризовать как «плохое», асоциальное поведение.

Таким образом, девиантное поведение, что такое в широком смысле - это устойчивые формы человеческой активности, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Фото алкоголизма как одной из форм девиаций

Причины возникновения девиантного поведения

Существует множество причин, которые могут привести к формированию девиантного поведения у человека. Их можно разделить на несколько основных групп:

  • Биологические факторы. К ним относятся различные наследственные, генетически обусловленные аномалии, повышенная импульсивность, агрессивность.
  • Психологические особенности личности. Сюда входят различные психические отклонения, нарушения эмоционально-волевой сферы, низкая самооценка, неадекватная реакция на стресс.
  • Социальные факторы. Например, неблагоприятные семейные условия, отсутствие родительской любви и заботы, асоциальное окружение, влияние СМИ, пропагандирующих агрессию и насилие.

Одной из ведущих причин девиантного поведения является дисфункциональность семьи. Ребенок, растущий в неблагополучной, конфликтной семье, не получающий должного внимания и заботы, начинает искать их на стороне, попадая под влияние асоциальных групп.

Существенную роль играет и социальное окружение человека. Подростки, не имеющие поддержки от сверстников, испытывающие изоляцию и отвержение, склонны присоединяться к маргинальным группам. Желание быть принятыми толкает их на совершение правонарушений.

Немаловажен и психологический фактор. Низкая самооценка, неуверенность в себе заставляют доказывать свою «крутость» при помощи девиантных поступков. Девиации могут быть своеобразным способом привлечь к себе внимание.

Таким образом, причины девиантного поведения многообразны и тесно переплетены между собой. Для эффективной профилактики необходим комплексный подход, учитывающий все возможные факторы риска.

Основные виды девиаций

Существует множество различных форм проявления девиантного поведения. Их классифицируют по-разному в зависимости от сферы научных интересов исследователя.

В психологии выделяют:

  • Аддиктивное поведение (зависимости)
  • Делинквентное поведение (правонарушения)
  • Аутоагрессивное поведение (суициды, самоповреждения)
  • Агрессивное поведение (направлено против окружающих)

C точки зрения социологии, можно выделить:

  • Противоправное поведение (преступления, административные правонарушения)
  • Аморальное поведение (отклонение от моральных норм)
  • Саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, суициды)

Кроме того, различают позитивные и негативные девиации. К позитивным относят творчество, героизм, религиозный фанатизм. К негативным - преступность, алкоголизм, наркомания.

Таким образом, виды девиантного поведения многообразны. Общество стремится ограничить распространение социально опасных форм, которые несут угрозу благополучию и развитию социума.

Фото вандализма как пример негативной девиации

Пути предотвращения девиантного поведения

Чтобы предотвратить формирование девиантного поведения, необходимо работать одновременно в нескольких направлениях:

  • Первичная профилактика, направленная на устранение причин, порождающих девиации. Это, прежде всего, создание благополучной семейной атмосферы, обеспечение потребностей ребенка.
  • Вторичная профилактика - работа с группами риска, уже демонстрирующими признаки склонности к девиантному поведению. Проводят тренинги, психокоррекцию.
  • Третичная профилактика - реабилитация людей, уже совершивших правонарушения, предотвращение рецидивов.

Важную роль в профилактике девиаций играет семья. Необходимо уделять ребенку внимание, общаться с ним, контролировать круг общения. Стоит ограничивать доступ детей к нежелательной информации в интернете и СМИ.

Школа также должна проводить целенаправленную работу по выявлению и коррекции проблем в поведении учеников. Полезны тренинги личностного роста, занятия с психологом.

На государственном уровне важно проводить мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных и неблагополучных семей, создавать центры психологической помощи молодежи.

Таким образом, профилактика девиаций - комплексный процесс, требующий усилий от разных социальных институтов и направленный на устранение причин, порождающих отклоняющееся поведение.

Классификация девиаций по Р. Мертону

Американский социолог Р. Мертон предложил одну из наиболее известных классификаций девиантного поведения, основанную на структурно-функциональном анализе общества.

Согласно его концепции, в любом обществе существуют две группы элементов:

  • Культурные цели - ценности и нормы, разделяемые большей частью общества.
  • Институциональные средства - легитимные способы достижения этих целей.

Девиантное поведение возникает в результате разрыва между целями и средствами. Мертон выделил 5 основных адаптаций индивида к такому разрыву:

  1. Конформизм - полное принятие целей и средств.
  2. Инновация - принятие целей, но отказ от принятых средств, поиск альтернативных путей.
  3. Ритуализм - отказ от целей, но следование принятым правилам.
  4. Ретритизм - отказ и от целей, и от средств, уход из общества.
  5. Мятеж - отказ от принятых целей и правил, попытка их кардинального изменения.

Данная типология позволяет объяснить разные типы девиантного поведения исходя из того, как индивид соотносит свои цели и средства с целями и нормами общества. Она до сих пор широко используется в социологии для анализа социальных отклонений.

Положительные формы девиантного поведения

Хотя обычно под девиацией понимают отклонение в негативную сторону, существуют и позитивные формы девиантного поведения.

К ним можно отнести:

  • Героизм и самопожертвование во благо других людей, проявление высокого альтруизма.
  • Творческое неординарное мышление, выход за рамки стереотипов, способность генерировать инновационные идеи.
  • Религиозный фанатизм как проявление предельной преданности вере, готовности на подвиги.

Такие формы поведения отклоняются от принятой нормы, но в то же время несут позитивный заряд и могут давать импульс развитию общества.

Например, многие выдающиеся открытия и достижения человечества были результатом творческого озарения, выхода за рамки общепринятых представлений. Подвиги героев во имя спасения людей также можно рассматривать как положительную девиацию.

Таким образом, девиантное поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть направлено на благо других и развитие общества, хотя и выходит за рамки принятых норм.

Девиации в подростковом возрасте

Подростковый возраст - период повышенного риска возникновения девиантных форм поведения. Это связано с психологическими особенностями подростков.

Во-первых, происходит переоценка ценностей. Подросток начинает отрицать авторитет взрослых, проявлять нонконформизм, склонность к экспериментированию. Это может толкать его на нарушение правил.

Во-вторых, возникает потребность в самоутверждении, признании среди сверстников. Ради этого подростки готовы идти на разные девиации - от мелкого хулиганства до вступления в асоциальные группировки.

В-третьих, у подростков неустойчивая психика, склонность к аффективным реакциям. Это может приводить к проявлениям агрессии и аутоагрессии.

Таким образом, в подростковом возрасте повышен риск алкоголизации, наркомании, правонарушений, суицидального поведения. Девиации в этот период часто носят групповой характер. Важна своевременная профилактика и психологическая поддержка подростков.

Влияние социальных факторов на формирование девиаций

Девиантное поведение формируется под влиянием множества социальных факторов - общественных процессов, групповой принадлежности, средств массовой информации, традиций и других. Рассмотрим подробнее их влияние на возникновение девиантного, отклоняющегося от норм поведения.

Средства массовой информации оказывают прямое воздействие на девиантную личность. На телевидении постоянно транслируются сцены насилия, что приводит к росту агрессивности и неадекватному восприятию социальной реальности у зрителей. Особенно сильное влияние оказывает телевидение по сравнению с другими СМИ из-за своей интерактивности.

Что такое отклоняющее поведение также формируется под воздействием традиций. В каждой субкультуре есть свои традиции, которые передаются новым поколениям и задают желаемые формы девиантного поведения личности для данной группы. Например, в криминальной субкультуре существуют традиции, пропагандирующие антиобщественный образ жизни.

Девиантное, отклоняющееся поведение - это также результат влияния групп, к которым принадлежит человек - социального статуса, расовой и классовой принадлежности. Стремление к конформности в группе может привести к совершению противоправных действий.

Девиантное поведение - это кратко результат общественных процессов - политики, традиций, влияния СМИ. Все эти факторы формируют ценности и установки личности.

Девиантное поведение что - это следствие действия микросоциальных факторов:

  1. неблагополучная семья;
  2. асоциальная группа;
  3. влияние субкультуры.

В неблагополучной семье ребенок не получает необходимой заботы и внимания, не усваивает моральные нормы. Это может привести к формированию девиантного поведения по определению.

Асоциальная группа оказывает прямое воздействие на формирование девиантного поведения. Подросток стремится к эмансипации и начинает имитировать поведение авторитетных для него людей из такой группы, даже если оно противоправно.

Влияние девиантной личности из субкультуры также весьма сильно. Человек выбирает в качестве образца поведение людей со схожими взглядами и ценностями.

Таким образом, на формирование девиантного поведения оказывают влияние многие социальные факторы. Наиболее значимыми из них являются воздействие неблагополучной семьи, асоциальных групп и субкультур, а также общественные процессы, формирующие ценности и установки личности.

Для профилактики к девиантному поведению в обществе необходим комплекс мер по созданию благоприятной социальной среды и пропаганде позитивных ценностей и установок.

Роль семьи в профилактике отклоняющегося поведения

Семья играет важнейшую роль в профилактике. Она является первым институтом социализации, с которым сталкивается ребенок. Именно в семье происходит усвоение базовых норм, ценностей и социальных ролей.

Для предотвращения формирования девиантного поведения необходимо создание в семье атмосферы любви, заботы и психологической безопасности. Важно, чтобы родители уделяли достаточно внимания ребенку, разговаривали с ним, интересовались его жизнью.

Также родители должны выступать положительным примером и демонстрировать социально одобряемые формы поведения. Если родители сами нарушают закон или моральные нормы, то ребенок будет воспринимать такое поведение как приемлемое.

Необходимо использовать правильные методы воспитания - не прибегать к грубости и насилию, а применять положительные и отрицательные подкрепления. За хорошие поступки ребенка нужно хвалить, за плохие - наказывать спокойно и последовательно.

Важно демонстрировать ребенку, что его любят таким, какой он есть. Признание его индивидуальности и принятие снижает вероятность эмансипации.

Необходимо выстраивать доверительные отношения с ребенком, чтобы он делился своими проблемами и переживаниями с родителями, а не искал поддержки в асоциальных группах.

В подростковом возрасте, когда возрастает стремление к автономии, важно все же поддерживать разумный контроль - знать, где ребенок и с кем проводит время. Но контроль не должен быть избыточным, чтобы не вызвать протеста.

Если у ребенка наблюдаются склонности к девиантному поведению, то родителям следует быть особенно внимательными - больше общаться с ним, вовлекать в позитивные виды деятельности, при необходимости обратиться к психологу.

Очень важно избегать чрезмерных и неоправданных запретов и ограничений. Они могут спровоцировать протест и стремление нарушить любые правила из чувства противоречия.

Необходимо объяснять ребенку опасность асоциальных группировок, наркотиков и алкоголя, других форм девиаций. Но эти объяснения должны быть спокойными и взвешенными, не носить запугивающий характер.

Важно развивать у ребенка различные полезные умения и навыки, которые повышали бы его уверенность в себе и самооценку. Это может быть спорт, творчество, техническое моделирование.

Необходимо всячески избегать наказаний, унижающих достоинство ребенка. Это может вызвать обиду и злость, которые могут найти выход в агрессии и нарушении норм.

Если ребенок уже встал на путь девиаций, то применение грубой силы и ультиматумов, как правило, лишь усугубит ситуацию. Необходимо сохранять с ним контакт, показывать любовь и поддержку, быть терпеливыми.

Таким образом, главными принципами семейной профилактики девиантного поведения являются любовь, внимание к ребенку, личный положительный пример, правильные методы воспитания, развитие сильных сторон и индивидуальности.

Психологические аспекты девиантного поведения

Психология рассматривает индивидуальные особенности личности, которые могут способствовать формированию девиантного поведения. К ним относятся:

  • агрессивность;
  • импульсивность;
  • склонность к депрессии;
  • заниженная самооценка;
  • недостаточно развитый самоконтроль.

Агрессивные личности, не умеющие контролировать гнев, могут проявлять насилие по отношению к другим людям. Это один из видов девиантного поведения.

Импульсивные люди плохо обдумывают последствия своих поступков. Они могут совершать противоправные действия под влиянием эмоций или желаний момента.

Склонность к депрессии повышает вероятность употребления алкоголя и наркотиков как способов ухода от реальности. Это опасные формы девиаций.

Заниженная самооценка может толкать человека на нарушение норм для привлечения внимания и повышения статуса в глазах окружающих.

Недостаточный самоконтроль не позволяет человеку сдерживать негативные порывы и желания, что способствует проявлениям девиаций.

Одной из важных психологических причин девиантного поведения является нарушение эмоциональных связей и привязанностей в детстве. Ребенок, лишенный родительской любви и заботы, не получает чувства базового доверия к миру. Это может повлечь формирование агрессивных и девиантных форм поведения.

Стоит отметить генетическую предрасположенность к некоторым чертам характера, таким как импульсивность или склонность к агрессии. Однако насколько эти предрасположенности проявятся, во многом зависит от воспитания.

В психологии большое внимание уделяется механизмам социального научения девиантного поведения. Особенно велико влияние ближайшего окружения - семьи и референтной группы. Подражая их стилю жизни и ценностям, человек перенимает и негативные образцы.

В подростковом возрасте возникает феномен группового давления, когда мнение референтной группы становится важнее мнения взрослых. Чтобы соответствовать групповым нормам и не потерять статус, подростки могут идти на девиации.

У подростков ярко проявляются реакции эмансипации и группирования со сверстниками. Это нормальные реакции взросления, но иногда они принимают деструктивный характер оппозиции любым нормам и правилам.

Важнейшим механизмом преодоления негативного влияния является рефлексия. Человек должен критически осмысливать нормы своего окружения и делать осознанный нравственный выбор. Развитие рефлексии и морального сознания - важная задача в профилактике девиаций.

Психотерапия и психокоррекция могут быть эффективны при уже сформировавшихся девиантных формах поведения. При работе с подростками хорошие результаты дает групповая психотерапия, т.к. в этом возрасте велико значение референтной группы.

Таким образом, психология выявляет личностные и социально-психологические механизмы формирования девиаций. Это позволяет разрабатывать эффективные программы их профилактики и коррекции с учетом индивидуальных особенностей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.