Сказка М. Е. Салтыкова - Щедрина "Дикий помещик": содержание и мораль

Сатирическая сказка «Дикий помещик» написана Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1869 году. Это одно из первых произведений писателя в жанре сказки, в котором он бичует недостатки современного ему российского общества.

Главный герой сказки – глупый и самодовольный помещик князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Он ведет паразитический образ жизни, проводя целые дни за чтением газет и раскладыванием пасьянсов. Князь мечтает избавиться от крестьян, на труде которых держится вся экономика его поместья.

Жизнь князя до исчезновения крестьян

Салтыков- Щедрин

В сказке «Дикий помещик» М.Е. Салтыкова-Щедрина рассказывается о жизни глупого и богатого помещика князя Уруса-Кучума-Кильдибаева до того, как по его вине исчезли все крестьяне в его поместье. Князь вел праздный образ жизни, его любимыми развлечениями были чтение газеты «Весть» и раскладывание пасьянса. Кильдибаев мечтал избавиться от мужиков, поскольку считал, что они съедают все его богатства. Он обратился с мольбой к Богу, чтобы тот убрал мужиков, но Бог не внял мольбе глупого помещика.

Тогда князь начал самостоятельно бороться с крестьянами, накладывая на них тяжелые штрафы. Мужики стали просить Бога избавить их от князя, и в один момент все крестьяне исчезли из поместья Кильдибаева, оставив помещика наедине с собой. До этого момента князь вел праздный, беззаботный образ жизни, не занимаясь хозяйством и эксплуатируя труд крестьян.

Когда Кильдибаев остался один, он сначала радовался, что избавился от «мужицкого духа» и теперь может дышать чистым воздухом. Однако вскоре его ожидало жестокое разочарование.

Превращение князя Кильдибаева в дикое животное

После того, как крестьяне исчезли из поместья князя Кильдибаева, он начал быстро дичать и превращаться в животное. Помещик перестал следить за собой - не стриг ногти, не мылся, не умывался по утрам. Он перестал питаться нормальной пищей, а ел только сладости - леденцы и пряники. Со временем князь оброс шерстью, стал передвигаться на четвереньках и потерял способность говорить по-человечески.

Кильдибаев стал охотиться на зайцев и есть их вместе с шкуркой. Он подружился с медведем, который тоже считал его глупым. Помещик окончательно одичал, утратил человеческий облик. Так князь доказал, что без трудолюбивых крестьян паразитическое существование дворян-помещиков невозможно. Без мужиков они превращаются в животных.

Таким образом, Салтыков-Щедрин показывает, что помещики, привыкшие паразитировать на труде крестьян, не способны жить без них нормальной человеческой жизнью. Они деградируют и одичают, утрачивают человеческий облик.

Возвращение крестьян и наказание князя

Когда в губернии узнали, что у помещика Кильдибаева исчезли все крестьяне, это вызвало большое беспокойство. Ведь без крестьянского труда страдала экономика: на базаре не было продуктов, в казну не поступали налоги. Кроме того, на исправника напал одичавший человек-медведь, в котором тот опознал помещика Кильдибаева.

Тогда губернское начальство решило вернуть крестьян обратно в поместье. Как раз в это время над городом пролетал рой крестьян, их отловили и отправили работать к Кильдибаеву. С возвращением мужиков жизнь вернулась в прежнее русло: на базаре появилось продовольствие, а в казну опять стали поступать налоги.

Самого князя тоже нашли и наказали - отмыли, подстригли, поставили под надзор слуги Сеньки. Он вынужден был вернуться к нормальной человеческой жизни, хотя и тосковал по своему одичалому существованию в лесу. Так помещик Кильдибаев был наказан за свою глупость и жестокость по отношению к крестьянам.

В этой части сказки "Дикий помещик" содержание показывает, что без трудолюбивых и полезных для общества крестьян паразитическое существование помещиков невозможно. Князь Кильдибаев был вынужден вернуться к нормальной человеческой жизни и раскаяться в своих ошибках.

Мораль сказки «Дикий помещик»

Дикий помещик

Сказка «Дикий помещик» написана в 1869 году, спустя 8 лет после отмены крепостного права в России. Это сатирическое произведение направлено против жестокости и паразитизма помещиков, привыкших жить чужим трудом. Основная мораль сказки заключается в том, что без трудолюбивых крестьян помещики обречены на вымирание и деградацию.

Главный герой князь Кильдибаев - типичный представитель помещичьего сословия того времени. Он ленив, жесток, привык паразитировать на труде крестьян. Кильдибаев мечтает избавиться от мужиков, чтобы жить в свое удовольствие. Но когда его мечта исполняется, помещик быстро дичает и превращается в животное. Этот сюжет показывает, что без крестьянского труда дворяне-паразиты обречены.

Другая важная мысль сказки - крестьяне полезны для общества своим упорным трудом. Именно они производят продукты, обеспечивают экономику, платят налоги в казну. Когда крестьян не стало в поместье Кильдибаева, в губернии начался кризис. Это еще раз подчеркивает важность крестьянского труда.

Таким образом, основная мораль сказки "Дикий помещик", содержание заключается в разоблачении паразитизма и бесполезности дворянства при крепостном праве. Помещики, привыкшие жить чужим трудом, на самом деле являются обузой для общества. А настоящую пользу приносят только трудолюбивые крестьяне. Их труд кормит страну и наполняет казну. Поэтому отмена крепостного права была исторически оправдана и прогрессивна.

Также важно, что Салтыков-Щедрин не призывает ненавидеть дворян, а лишь добродушно высмеивает их недостатки. Сатирик показывает, что помещики сами виноваты в своих бедах, так как не желают трудиться. Здесь проявляется гуманизм автора, призывающего к мирным переменам в обществе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.