Юрий Васильевич Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. Его отец был юристом, а мать работала медсестрой. С началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Уфу, где Юрий помогал матери в госпитале. Вернувшись в Москву, поступил в Щукинское училище на курс Цецилии Мансуровой, которое окончил в 1952 году.
В 1953 году дебютировал в первом албанском художественном фильме «Великий воин Албании Скандербег». Первой крупной работой в кино стала роль князя Мышкина в экранизации романа Достоевского «Идиот». Эту роль Яковлев также успешно играл на сцене Театра имени Е. Б. Вахтангова, в труппу которого вошел сразу после окончания училища. За долгую карьеру снялся более чем в 70 фильмах, сыграв около 150 ролей в театре. Блестяще исполнял как комедийные, так и драматические персонажи. Был одним из самых популярных актеров Советского Союза.
Годы учебы в театральном училище
В 1948 году Юрий Яковлев решил поступать во ВГИК, однако приемная комиссия посчитала его внешность «некиногеничной». Тогда будущий актер подал документы в Щукинское училище на курс Цецилии Мансуровой. Здесь Яковлев проучился 4 года и окончил обучение в 1952 году, сразу же поступив на службу в Театр имени Е.Б. Вахтангова.
Годы учебы в театральном училище стали важным этапом в становлении Юрия Яковлева как актера. Благодаря педагогам и однокурсникам он получил фундаментальную подготовку, освоил основы актерского мастерства.
- Цецилия Мансурова, преподаватель Яковлева, отмечала его природную одаренность и трудолюбие.
- Сокурсниками будущего актера были Олег Табаков, Людмила Иванова, Николай Губенко и другие известные впоследствии артисты.
Таким образом, годы учебы заложили прочный фундамент для дальнейшей успешной карьеры Юрия Яковлева и позволили ему в будущем сыграть множество ярких ролей в театре и кино.
Первые роли в кино
Первой работой Юрия Яковлева в кино стала роль Скандербега в фильме «Великий воин Албании Скандербег» (1953), снятом режиссером Сергеем Юткевичем. Эта лента получила специальный приз на Каннском кинофестивале, что позволило начинающему актеру заявить о себе. Однако по-настоящему знаменитым актер стал после выхода фильма «Идиот» (1958). Роль князя Мышкина в экранизации одноименного романа Достоевского, выполненная молодым артистом, произвела фурор и принесла ему всесоюзную известность.
Критики высоко оценили игру Яковлева, отметив тонкость созданного им образа и глубокое проникновение во внутренний мир героя. Зрители также тепло приняли эту работу актера. Успех фильма и роли Мышкина открыл перед Юрием Яковлевым дорогу к новым интересным предложениям в кино.
В 1960-х годах актер сыграл множество запоминающихся ролей. Особенно яркими стали его работы в фильмах «Человек-амфибия» (1961), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Опасные гастроли» (1965), «Дикая собака динго» (1962) и других. За каждый из этих образов Юрий Васильевич получил восторженные отклики кинокритиков и большую любовь зрителей.
- В фильме «Человек-амфибия» Яковлев исполнил романтическую роль Ихтиандра – человека, способного дышать под водой.
- В комедии «Женитьба Бальзаминова» актеру удалось ярко и забавно показать характер главного героя.
- В боевике «Опасные гастроли» Юрий Васильевич предстал в несвойственном ему амплуа дерзкого авантюриста.
Таким образом, уже после первых работ в кино Юрий Яковлев завоевал любовь зрителей и восхищение критиков. Его талант, обаяние и умение создавать запоминающиеся кинематографические образы предопределили дальнейшую успешную карьеру выдающегося «актер юрий яковлев биография» советского актера.
Успех в роли князя Мышкина
Как уже упоминалось ранее, наиболее яркой и принесшей славу «актер юрий яковлев биография» работой Юрия Яковлева в кино стала роль князя Мышкина в одноименной экранизации романа Достоевского. Этот фильм вышел на экраны в 1958 году и имел огромный успех у зрителей. Созданный Яковлевым образ поразил критиков и ценителей кино глубиной и многогранностью. Актеру удалось тонко передать всю сложность натуры героя, его душевные терзания и одновременно детскую чистоту и наивность.
Благодаря убедительной игре, зритель ярко ощущал внутренний мир Мышкина, сопереживал ему. При этом Юрии Васильевич избежал прямолинейного и поверхностного подхода к роли, раскрыв характер князя во всей его глубине.
- Критики отмечали высокий профессионализм и тонкое мастерство актера в передаче сложных переживаний героя.
- Режиссеры фильма также высказывали восхищение самоотверженностью Яковлева в работе над образом.
Так роль князя Мышкина принесла актеру всесоюзную славу и признание его драматического таланта. Этот успех позволил ему в дальнейшем получать не менее яркие и глубокие роли в театре и кино.
Работа в Театре имени Вахтангова
После окончания в 1952 году Щукинского училища Юрий Яковлев поступил на службу в знаменитый Театр имени Е.Б. Вахтангова. Здесь прошел расцвет его актерской карьеры, именно театральная сцена позволила в полной мере раскрыть талант этого выдающегося артиста.
За долгие годы в труппе Яковлев сыграл множество разноплановых ролей. Зрители и критики единодушно отмечали высокое мастерство актера, его умение глубоко проникать во внутренний мир персонажа.
- Одной из лучших работ признана роль Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание», где Яковлев предстал мучимым угрызениями совести.
- Яркой комедийной удачей стала роль Хлестакова в «Ревизоре». Зрители с восторгом приняли острохарактерный образ, созданный артистом.
Таким образом на театральной сцене полностью раскрылся талант Юрия Яковлева как мастера перевоплощения, умеющего создавать запоминающиеся сценические образы в диапазоне от драмы до комедии.
Комедийные роли в фильмах Гайдая и Рязанова
Наряду с яркими драматическими ролями, Юрий Яковлев блистательно проявил себя и в жанре кинокомедии. Несколько запоминающихся образов он создал в сотрудничестве с выдающимися комедиографами Леонидом Гайдаем и Эльдаром Рязановым. В фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» Яковлев предстал в нетипичном для себя амплуа острослова и озорника. Его герои отличались задором, находчивостью и умением выпутаться из затруднительных ситуаций.
В картинах Рязанова «Гусарская баллада» и «Ирония судьбы» актер сыграл обаятельных интеллигентных персонажей, отличающихся тонким юмором и романтической натурой. Эти герои полюбились миллионам зрителей.
- В «Гусарской балладе» Яковлев исполнил роль поэта-декабриста, искренне мечтающего о свободе.
- В «Иронии судьбы» он сыграл скромного, но остроумного инженера Ипполита.
Так Юрию Яковлеву удалось блеснуть талантом и в жанре кинокомедии, создав целую плеяду запоминающихся персонажей. Эти работы еще более упрочили славу этого выдающегося «актер юрий яковлев биография» актера.
Драматические работы в 60-70-е годы
Наряду с комедийными ролями, Юрий Яковлев много и плодотворно работал в 60-70-е годы и в драматическом жанре кино. Целый ряд глубоких драматических образов был создан выдающимся актером в этот период. Одной из центральных и принесших актеру новую волну славы стала роль Глеба Жилова в дилогии «Женя, Женечка и «катюша» (1967) и «Любовь земная» (1974) режиссера Владимира Мотыля. Этот трагический персонаж запомнился зрителям своей мятущейся натурой и неразделенной любовью к Жене.
Еще одной яркой работой тех лет считается роль Сергея Нахимова в фильме Сергея Герасимова «У озера» (1969). Герой Яковлева — человек сломленный, тяжело переживающий личную драму, был по-особому близок и понятен советскому зрителю.
- Военная драма «Восточный коридор» (1966) раскрыла новые грани таланта актера, представ в образе сурового офицера-пограничника Рыбакова.
- В фильме «Опасный поворот» (1972) он сыграл мучимого ревностью Виктора.
- А в картине «Следствие продолжается» (1971) — сложного прокурора Ларецкого.
Все эти образы отличались глубиной, сложностью внутреннего мира и психологической достоверностью. Они еще раз подтвердили, что Юрий Яковлев является крупнейшим мастером реалистического кинематографа.
Признание и награды
За свою долгую и плодотворную карьеру в кино и театре Юрий Яковлев был удостоен множества почетных званий и наград. В 1970 году он получил Государственную премию РСФСР имени К.С. Станиславского «за создание образа князя Мышкина в спектакле «Идиот» Театра им. Е.Б. Вахтангова. В 1976 году Яковлеву было присвоено почетное звание «Народный артист СССР». Затем последовали такие крупные награды, как Государственная премия СССР (1979), орден Ленина (1988), Государственная премия Российской Федерации (1995).
- «Народный артист СССР» (1976)
- Государственная премия СССР (1979)
- Орден Ленина (1988)
Помимо государственных наград, Юрий Яковлев являлся лауреатом многих престижных премий в области кино и театра. Он неоднократно удостаивался театральной премии «Хрустальная Турандот», кинопремии «Ника», был лауреатом премии ТЭФИ. Такое широкое признание заслуг выдающегося актера говорит о его огромном таланте и вкладе в развитие советского и российского искусства.
Последние роли и кончина
На протяжении 2000-х годов Юрий Яковлев продолжал играть в Театре имени Вахтангова, однако его активность в кино значительно снизилась. Тем не менее, он снялся в нескольких запоминающихся картинах того периода. В 2004 году Яковлев исполнил роль генерала Деникина в исторической драме "Адмиралъ". А в 2007 году сыграл пожилого Ипполита в фильме "Ирония судьбы. Продолжение" - продолжении культовой новогодней комедии, вышедшей на экраны более 30 лет назад.
После 2007 года Юрий Васильевич больше не снимался в кино. Его последней работой в большом кинематографе стала роль Ипполита, с которой он прекрасно справился, несмотря на солидный возраст. Зрители с восторгом встретили появление любимого актера в новой части «Иронии судьбы». Эта картина стала достойным завершением его кинематографической фильмографии.
5 ноября 2013 года, за несколько недель до кончины, 85-летний Юрий Яковлев в последний раз появился на публике - на благотворительном концерте-премии Фонда «Артист». В тот момент мало кто мог предположить, что актер, казавшийся бодрым и энергичным, вскоре уйдет из жизни.
Юрий Васильевич Яковлев скончался 30 ноября 2013 года в Москве на 87-м году жизни после продолжительной болезни. По одной из версий, причиной смерти стал сердечный приступ. По другой – отек легких. Прощание с выдающимся артистом состоялось 3 декабря в Театре имени Вахтангова, где Яковлев проработал более 60 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами других выдающихся деятелей культуры.
Уход из жизни Юрия Яковлева стал тяжелой утратой для российского театра и кинематографа. Многие кинокритики, режиссеры и актеры выразили соболезнования, отметив его огромный талант и обаяние, благодаря которым он надолго завоевал любовь зрителей. И сегодня фильмы с участием этого актера по-прежнему пользуются большой популярностью.
Вклад Юрия Яковлева в советское киноискусство
Юрий Яковлев внес неоценимый вклад в советский кинематограф, снявшись за свою карьеру более чем в 70 фильмах. Он работал с такими выдающимися режиссерами, как Иван Пырьев, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, и сыграл множество запоминающихся ролей в фильмах самых разных жанров - драмах, комедиях, приключенческих лентах.
Первой заметной работой Юрия Яковлева в кино стала роль Скандербега в фильме «Великий воин Албании» (1953). Эта лента получила награду Каннского кинофестиваля. Но по-настоящему известность актеру принесла роль князя Мышкина в знаменитой экранизации романа Достоевского «Идиот» (1958).
В 1960-1970-х годах Юрий Яковлев сыграл в таких культовых фильмах, как «Гусарская баллада», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Офицеры» и других. Зрители запомнили его по ролям благородных, честных и душевных персонажей. А комедийный талант Яковлева раскрылся в фильмах Леонида Гайдая.
В 1980-х актер продолжал активно сниматься. Знаковыми работами этого периода стали роли в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово» и «Покровские ворота», многие зрители запомнили Юрия Васильевича по роли Ипполита в легендарной «Иронии судьбы». А в 1990-х он блеснул в таких картинах, как «Кин-дза-дза!», «Любовь земная», «Сибирский цирюльник».
Заключение
Таким образом, за свою долгую карьеру выдающийся актер Юрий Яковлев внес огромный вклад в советское киноискусство, запечатлев на экране образы разных эпох и создав галерею незабываемых киногероев, по сей день живущих в сознании нескольких поколений зрителей.