Анализ рыночной ситуации товаров с эластичным спросом

Эластичность спроса по цене - важный показатель, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены товара. Понимание типа эластичности позволяет принимать обоснованные решения в области ценообразования, маркетинга, производства.

В данной статье представлен анализ рыночной ситуации для товаров с эластичным спросом. Рассмотрено влияние различных факторов на эластичность. Приведены конкретные примеры товаров с высокой и низкой эластичностью спроса.

Также описано практическое применение анализа эластичности спроса по цене для определения оптимальной цены товара.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

На эластичность спроса по цене влияет ряд факторов. К основным из них относятся:

  • Наличие товаров-заменителей. Чем больше товаров-субститутов имеется на рынке, тем выше эластичность спроса, так как потребитель может легче переключиться на альтернативный товар при повышении цены.
  • Доля расходов на товар в общем объеме расходов потребителя. Чем выше эта доля, тем менее эластичен спрос, так как отказ от покупки приведет к существенному сокращению потребления.
  • Наличие периода времени для реакции потребителя на изменение цены. Чем длиннее этот период, тем эластичнее спрос.

Кроме того, на эластичность спроса влияют возможность длительного хранения товара, степень необходимости товара для потребителя, разнообразие применения товара. Для товаров с эластичным спросом характерно наличие близких заменителей, небольшая доля расходов на их приобретение и возможность отложить покупку.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Виды эластичности спроса по цене

В зависимости от значения коэффициента эластичности спроса по цене выделяют несколько видов:

  • Совершенно неэластичный спрос, при котором изменение цены не влияет на объем спроса. Коэффициент эластичности равен 0.
  • Абсолютно неэластичный спрос с коэффициентом эластичности, равным 1. При этом процентное изменение спроса равно процентному изменению цены.
  • Неэластичный спрос, когда коэффициент эластичности находится в пределах от 0 до 1. Процентное изменение спроса меньше процентного изменения цены.
  • Эластичный спрос с коэффициентом эластичности больше 1. Процентное изменение спроса превышает изменение цены.
  • Совершенно эластичный спрос, коэффициент эластичности которого стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит к резкому скачку спроса.

Товары с эластичным спросом относятся к категории с эластичным или совершенно эластичным спросом. Для них характерно резкое снижение объема спроса даже при небольшом повышении цены. Это связано с наличием близких заменителей данных товаров и возможностью потребителей отложить покупку или полностью отказаться от нее.

Примеры товаров с эластичным спросом

К товарам с эластичным спросом относятся:

  • Одежда и обувь. Эти товары имеют много заменителей, и потребители легко могут выбрать альтернативную модель или марку при повышении цены. Кроме того, покупку одежды можно отложить.
  • Бытовая техника и электроника. На рынке представлено множество моделей с похожими характеристиками от разных производителей. Потребители могут легко заменить один гаджет или прибор на другой.
  • Мебель. Существует огромный выбор различной мебели, и покупатели, как правило, могут найти приемлемую альтернативу. Кроме того, покупку мебели можно отложить на некоторое время.
  • Авиабилеты и туристические поездки. Потребители легко могут выбрать другое направление или перенести поездку на более поздний срок.
  • Услуги салонов красоты. Клиенты могут перейти к конкурентам, предлагающим аналогичный спектр услуг, или сократить частоту посещений салона.

Общей чертой перечисленных товаров является наличие множества близких заменителей, а также возможность отложить или отменить покупку. Это и обуславливает высокую эластичность спроса по цене для данных категорий товаров и услуг. Производители и продавцы должны учитывать этот фактор при установлении цен.

Анализ эластичности спроса по цене

Определение оптимальной цены на основе эластичности спроса

Одним из важных аспектов ценообразования является определение оптимальной цены на основании анализа эластичности спроса по цене. Эластичность спроса показывает, насколько изменится объем продаж при изменении цены товара. Чем выше эластичность спроса, тем сильнее падение спроса при росте цены.

Для нахождения оптимальной цены строится кривая эластичности спроса по цене – график, показывающий долю покупателей, готовых купить товар при заданных значениях цены. Кривая строится на основе данных опросов и исследований рынка. Затем находится точка цены, при которой выручка от продажи товара будет максимальной. Это и есть оптимальная цена.

  • Сбор данных об эластичности спроса по цене
  • Построение кривой эластичности спроса
  • Определение цены максимальной выручки

Однако полученное на основе эластичности спроса оптимальное значение цены не всегда может быть выгодно для производителя, например, из-за высокой себестоимости товара. В таком случае необходим поиск альтернативных решений с учетом реальной ситуации на рынке.

Построение кривой эластичности спроса по цене

Для определения оптимальной цены товара на основе анализа эластичности спроса необходимо построить кривую эластичности спроса по цене. Это график, показывающий зависимость объема спроса на товар от его цены.

Чтобы построить такую кривую, проводятся маркетинговые исследования, в рамках которых потребителей просят указать максимальную цену, по которой они готовы приобрести интересующий товар. Так определяется ценовая чувствительность целевой аудитории.

Полученные данные наносятся на график. По оси X откладываются возможные значения цены товара, а по оси Y – доля потребителей, готовых купить товар по заданной цене. Соединяя точки, получаем кривую эластичности спроса по цене.

Форма кривой зависит от особенностей товара. Для товаров с эластичным спросом характерно резкое снижение спроса при незначительном росте цен. Поэтому их кривая эластичности круто идет вниз. А для товаров первой необходимости спрос почти не меняется, и кривая пологая.

На построенном графике определяется цена, при которой выручка от продажи товара максимальна. Это точка, в которой касательная к кривой эластичности параллельна оси X. Такая оптимальная цена и выбирается для установления на товар.

Ограничения использования данных об эластичности

Хотя анализ эластичности спроса позволяет определить теоретически оптимальную цену товара, на практике применение полученных данных ограничено рядом факторов.

Во-первых, результаты опросов потребителей могут не совпадать с их реальным поведением. Люди склонны преувеличивать готовность покупать дорогие товары с эластичным спросом.

Во-вторых, покупатели не всегда хорошо осведомлены о ситуации на рынке. В реальности они могут найти более дешевую замену товару, о существовании которой не знали.

В-третьих, выявленная оптимальная цена может оказаться экономически невыгодной для производителя из-за высокой себестоимости товара или ограниченных производственных мощностей.

Таким образом, полученные на основе эластичности спроса данные следует рассматривать в совокупности с другой информацией о рынке и возможностях компании. Это позволит принять взвешенное решение об установлении цены.

Альтернативные решения при высокой себестоимости

Иногда оптимальная цена товара, полученная на основе анализа эластичности спроса, оказывается слишком низкой и не покрывает издержки производителя, особенно для товаров с эластичным спросом.

В таком случае компания может применить различные подходы, позволяющие сохранить прибыльность бизнеса:

  • Снижение издержек за счет оптимизации бизнес-процессов, логистики, пересмотра контрактов с поставщиками
  • Поиск возможностей для повышения ценности товара в глазах потребителей, чтобы оправдать более высокую цену
  • Выведение на рынок модификации товара с улучшенными характеристиками и более высокой ценой

Кроме того, компания может отказаться от выпуска убыточного продукта и сосредоточить усилия на товарах, позволяющих получить приемлемую прибыль при имеющихся издержках производства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.