Как играть в фишки и найти свою компанию

Игра в фишки, кэпсы или поги ворвалась в нашу жизнь в конце 90-х годов и сразу завоевала огромную популярность среди школьников. Мало кто знает, что эта простая и увлекательная игра пришла к нам из далекой Японии через США.

Там она трансформировалась из традиционной игры в фишки мэнко в игру в крышки от молочных бутылок. А уже оттуда докатилась и до нас в виде ярких картонных фишек с любимыми персонажами мультфильмов и сериалов.

Давайте вспомним, как мы играли в детстве в эти чудесные фишки, биты и кэпсы. И узнаем, откуда на самом деле появилась эта игра.

Японские корни игры в фишки

Игра в фишки берет свое начало в Японии периода Эдо (1603-1867). Тогда игральные фишки представляли собой глиняные кружки разной формы, называемые «мэнко». Со временем они трансформировались в карточки из плотной бумаги с рисунками на одной стороне.

На раннем этапе там изображали самураев и ниндзя, позже - военную технику, а после поражения во Второй мировой войне - персонажей аниме, манги и бейсбола. Принцип игры оставался неизменным: один игрок кладет карту на стол, а другой бросает свою так, чтобы перевернуть ее.

В начале XX века мэнко попадает на Гавайские острова вместе с японскими эмигрантами. Их детям не хватало фишек из Японии, и они стали использовать картонные крышки от бутылок с молоком. Эти красочные «caps» (сокращенно «кэпсы») с коровками и ковбоями на них идеально подошли для привычной игры. Так мэнко обрела «вторую жизнь» среди детей гавайских эмигрантов.

В 1991 году гавайская учительница Блоссом Галбисо решила использовать любимую игру своего детства в образовательных целях. Она и ее ученики стали коллекционировать крышки от молока Haleakala Dairy. Несмотря на то, что компания давно отказалась от стеклянных бутылок, она продолжала выпускать кэпсы в поддержку традиции. Так начался настоящий бум: все больше людей хотели заполучить фирменные крышки с аббревиатурой POG.

Вскоре континентальные бизнесмены почувствовали потенциал кэпсов и начали производить собственные с героями комиксов и мультфильмов. Они продавались миллионными тиражами и принесли этому нехитрому развлечению огромную популярность по всей Америке.

Изображение детей средневековой Японии, играющих в традиционную игру мэнко круглыми глиняными

Приход игры на Гавайи вместе с эмигрантами

В начале XX века на Гавайские острова хлынула волна японских эмигрантов в поисках лучшей жизни. Они привезли с собой традиционную культуру и развлечения, в том числе популярную детскую игру мэнко.

Однако производить бумажные карточки для этой игры на новом месте было невозможно. Поэтому дети иммигрантов стали использовать то, что было под рукой - яркие картонные крышки от бутылок с молоком и соками.

Такие caps с изображениями коров, ферм и ковбоев выпускала для своей продукции компания Haleakala Dairy. Дети с удовольствием собирали эти красочные кружки и играли в мэнко по известным им правилам.

Так традиционная японская забава незаметно трансформировалась в американскую игру с молочными крышками, получившую название POGs (от аббревиатуры напитка, сока из пассифлоры, апельсина и гуавы).

Хотя в 1955 году Haleakala Dairy отказалась от стеклянных бутылок в пользу картонных пакетов, она продолжила выпускать фирменные цветные крышки. Это делалось для поддержания давней традиции игры в POGs среди гавайских детей. В 1991 году учительница Блоссом Галбисо решила использовать эту игру в образовательных целях и начала коллекционировать крышки вместе со своими учениками. Это положило начало настоящему буму вокруг POGs.

В 1993 году предприниматель Алан Рипински приобрел права на бренд POG и основал Всемирную федерацию POG (World POG Federation). Он начал выпускать собственные фишки с персонажем по имени Погмен и организовывать игровые турниры. Это придало новый импульс популярности POGs и принесло немалые доходы бизнесмену. Однако через три года Рипински обанкротил WPF и потерял контроль над компанией.

Тем временем интерес к игре в фишки перекинулся на материковую часть США. Крупные издатели комиксов и бейсбола почувствовали потенциал этого детского развлечения и начали выпускать собственные наборы кэпсов. На них изображались популярные супергерои, мультипликационные персонажи, спортсмены. Производство и продажа таких фишек приносила издателям миллионные доходы и делала игру еще более массовой.

Превращение в игру с крышками от молока

Как уже говорилось, традиционная японская игра мэнко попала на Гавайские острова в начале XX века вместе с волной эмигрантов. Их дети, не имея возможности доставать бумажные карточки для этой игры, стали использовать картонные крышки от бутылок с молоком и соками местного производства.

Одним из популярных напитков того времени был фруктовый сок из пассифлоры, апельсина и гуавы. Его аббревиатура POG дала новое название трансформировавшейся игре. А красочные крышки с изображением коров, фермерских пейзажей и ковбоев превратились в собираемые и обмениваемые фишки.

Хотя компания Haleakala Dairy, выпускавшая молоко в стеклянных бутылках, в 1955 году перешла на картонную упаковку, она продолжила производство фирменных цветных крышек. Это делалось в поддержку сложившейся традиции игры в POGs среди гавайских детей.

В 1991 году учительница Блоссом Галбисо решила использовать популярную игру в образовательных целях. Она стала коллекционировать крышки Haleakala Dairy вместе со своими учениками. Компания с радостью поддержала эту инициативу, что положило начало настоящему буму вокруг POGs на Гавайях и за их пределами.

Увидев растущий интерес к простой картонной крышке как предмету коллекционирования и азартной игры, предприниматели с материка начали выпускать собственные наборы фишек. На них изображались популярные герои комиксов, мультфильмов, спортсмены. Так POGs окончательно трансформировались в массовый игровой и коллекционный продукт.

Винтажные крышки от бутылок молока с Гавайев, которые использовали для игры в поги, изображены

Коммерциализация игры и создание Pogman

В 1993 году канадский бизнесмен Алан Рипински увидел потенциал в растущей популярности игры с крышками от молока среди детей на Гавайях. Он выкупил права на бренд POG и основал Всемирную федерацию POG (World POG Federation). Целью Рипински было превратить простое развлечение гавайских школьников в высокодоходный международный бизнес.

Для продвижения бренда Рипински создал персонажа по имени Погмен (Pogman) - озорного зубастого существа, которое стало своеобразным талисманом POGs. Также бизнесмен начал организовывать игровые турниры и чемпионаты, чтобы сделать это увлечение более соревновательным.

WPF стала выпускать собственные наборы игральных фишек с изображением Погмена и других персонажей. Рипински пытался максимально заработать на этом, продавая права на лицензирование бренда POG другим компаниям. Его фишки продавались многомиллионными тиражами как на Гавайях, так и на материке.

Однако чрезмерная коммерциализация привела к тому, что в 1996 году Рипински потерял контроль над WPF и был отстранен от управления. Компания сменила название, а сам бренд POG постепенно утратил былую популярность, так и не превратившись в крупный международный бизнес, как мечтал ее основатель.

Тем не менее, на некоторое время Рипински действительно сумел превратить скромную детскую забаву в высокодоходный продукт, извлекая прибыль из простой картонной крышки. А персонаж Погмен на пару лет стал узнаваемым символом этой игры для тысяч американских школьников.

Распространение игры в поги по Америке

Успех бизнеса Алана Рипински показал, что простая игра с молочными крышками обладает большим коммерческим потенциалом на материковой части США. Вскоре крупные издательства комиксов, бейсбола и другой популярной продукции для детей начали выпускать собственные наборы игральных фишек - погов.

В отличие от скромных картонных крышек гавайского производства, новые фишки были яркими, красочными, с изображениями любимых детьми персонажей - от супергероев до мультипликационных черепашек-ниндзя. Первопроходцем здесь стала компания SkyBox со своей линейкой DC SkyCaps в 1993 году. За ней последовали и другие крупные игроки.

Массовое производство и узнаваемые персонажи позволили погам стремительно завоевать популярность среди американских школьников. Если на Гавайях за год продавалось крышек на сотни миллионов долларов, то на материке эти цифры возросли в разы. Поги играли во всех дворах и школьных коридорах, а их коллекционирование превратилось в настоящую манию среди подростков.

Успех погов породил целую волну подражаний со стороны других производителей игрушек и сладостей, которые стали размещать на своей продукции яркие картинки в расчете на дополнительный интерес со стороны юных потребителей. Так за считанные годы скромная традиционная забава гавайских школьников превратилась в многомиллионный бизнес по всей Америке.

Приход фишек в постсоветское пространство

В отличие от США, где погомания началась в первой половине 90-х годов, в постсоветских странах этот тренд пришелся на конец 90-х - начало 2000-х. Тогда на прилавках магазинов стали появляться разноцветные картонные фишки с изображениями популярных персонажей мультфильмов и сериалов.

В России и странах СНГ они получили названия "сотки", "кэпсы", "фишки" или просто "поги". Несмотря на запоздалое знакомство с этой забавой, она моментально приобрела большую популярность среди школьников благодаря яркому оформлению и простым правилам.

Первые партии фишек завозились контрабандой или челночными торговцами, позднее появились и местные производители. На "советских" погах красовались如 изображения героев отечественных мультфильмов вроде "Ну, погоди!", а также персонажи популярных в то время зарубежных мультсериалов и аниме.

Как и в Америке пару десятилетий назад, игра в фишки моментально приобрела статус дворового и школьного развлечения номер один. Дети с удовольствием обменивались, собирали и играли ими не только "на интерес", но и на сами фишки, рискуя лишиться целых коллекций.

Так за считанные годы скромная традиция гавайских школьников преодолела тысячи километров и эпоху "холодной войны", чтобы повторить свой успех уже в дворах и школах постсоветских стран.

Популярность среди школьников в России и СНГ

Как только яркие картонные фишки в конце 90-х годов хлынули на прилавки российских магазинов, они моментально приобрели колоссальную популярность среди школьников. Для детей, выросших в серой постсоветской реальности, эти красочные кружки с изображением любимых героев стали настоящей сенсацией.

«Сотки», или «поги», моментально вытеснили другие дворовые развлечения и заняли место главной детской забавы тех лет. Собирать, обмениваться и играть ими стало не просто модно - этим увлекались абсолютно все. Для многих ребят коллекции фишек имели не меньшую ценность, чем видеоигры или карманные деньги.

Разумеется, популярность породила и спрос на новые фишки, и желание заработать на этом немало наживающихся предпринимателей. В школах завелись настоящие «барыги», обладавшие богатыми коллекциями и вертевшие обменом погов как лавочкой. Некоторые брали фишки в долг или скупали по дешевке у несведущих, чтобы потом продать втридорога.

Разумеется, популярность породила и нездоровый ажиотаж вокруг погов. За редкие экземпляры могли не по-детски жестко «рассчитаться». Во многих школах игра на фишки была под запретом, так как нередко заканчивалась слезами, драками и жалобами родителей.

Тем не менее, несмотря на все издержки, эта забава подарила яркие эмоции целому школьному поколению, чье детство выпало на постперестроечные годы. Фишки стали частью поп-культуры и ностальгии по 90-м для миллионов людей по всему постсоветскому пространству.

Основные типы фишек: поги, кэпсы, биты

Среди основных типов фишек, популярных в 1990-2000-е годы, можно выделить поги, кэпсы и биты. Каждый из этих типов имел свои особенности.

  • Поги - картонные круглые фишки с изображениями персонажей мультфильмов, комиксов и т.д. Были самым распространенным типом.
  • Кэпсы - фишки из пластика в форме крышечек от бутылок с молоком и соками. Отличались ярким дизайном.
  • Биты - толстые металлические или пластиковые фишки. Использовались как «биты» при игре.

Наиболее ценными считались редкие фишки с популярными персонажами вроде Покемонов. Обычно они имели самый высокий обменный курс при играх между детьми.

Тип Материал Форма
Поги Картон Круглая
Кэпсы Пластик Круглая
Биты Металл/пластик Круглая

Основные типы фишек различались по материалу, но имели сходную форму и использовались в играх одинаково.

Ассортимент разных видов фишек погов, бит и картонных кэпсов 90-х годов, выложенных на столе.

Правила игры и вариации

Существовало несколько основных вариантов правил игры в фишки, которые варьировались в зависимости от региона и компании.

Классические правила предполагали игру вдвоем или втроем. Каждый игрок выкладывал по нескольку фишек в общую стопку рубашкой вверх. Затем по очереди или с помощью считалки определялся первый ходящий, который ударял по стопке сверху вниз, стараясь перевернуть как можно больше фишек лицом вверх. Все перевернувшиеся фишки доставались ему.

В более жесткой версии игры проигравшим считался тот, чьи фишки остались в меньшинстве после удара. Тогда все фишки из стопки переходили победителю. Это часто приводило к конфликтам.

«Мягкие» правила предполагали, что игроки по очереди бьют по одному разу, а выигрыш определяется по сумме перевернутых за весь круг фишек. При этом остальные игроки следили, чтобы удар наносился строго по центру стопки сверху вниз.

  • Запрещалось подкручивать стопку или подкладывать под нее утяжеленные фишки-«биты».
  • Между фишками не должно было быть зазоров.
  • Гнуть или ломать фишки во время игры было недопустимо.

Для игры использовались разные типы фишек — поги, кэпсы, биты. Иногда устраивались «смешанные» игры. Тогда менялись правила удара из-за разницы в весе фишек.

Опытные игроки придумывали усложненные варианты — играли с закрытыми глазами, делали удары по очереди левой и правой рукой, играли стоя на одной ноге и т.д.

Также были популярны командные игры, где за ход переворачивалось сразу несколько стопок. Победитель определялся по сумме очков команды.

Как видно, несмотря на простые базовые правила, существовало множество вариаций игры в фишки, которые позволяли игрокам проявлять смекалку и изобретательность.

Стоимость и обмен фишек между игроками

Хотя фишки изначально задумывались как простая игрушка, со временем между детьми сложилась целая система их стоимости и обмена.

Редкие и популярные фишки ценились значительно выше обычных. Например, фишки с изображением покемонов или героев популярных мультсериалов могли «стоить» в 2-3 раза больше фишек с менее узнаваемыми персонажами.

Существовали негласные «курсы обмена» фишек. За одну фишку с Пикатю или другим покемоном можно было получить 2-3 обычные фишки. За редкую фишку-«биту» отдавали до 10 штук.

Более бедные фишками дети иногда брали их в «долг» у богатых одноклассников, отдавая после выигрыша с процентами. Так появлялись «кредитные» отношения.

Помимо самих фишек ценились фишки с определенными «способностями», которые якобы помогали выигрывать. Например:

  • Фишки с персонажами в красной одежде «приносили удачу».
  • Фишки с изображением животных «приручали» другие фишки.
  • Тяжелые фишки-«биты» «подчиняли» обычные фишки.

Конечно, на самом деле это были детские фантазии, но ради обладания «особенными» фишками можно было пойти на многое.

Обмен фишками часто происходил между учениками разных классов или школ. Тогда выстраивалась настоящая иерархия:

  1. Самые богатые фишками ребята из старших классов.
  2. Ученики средних классов, регулярно играющие во дворе.
  3. Младшеклассники, имеющие мало ценных фишек.

Старшие могли «облагать данью» младших, отбирая часть их фишек. Взамен они обещали «защиту» своим авторитетом.

Иногда происходил и прямой обмен: старшие давали деньги или сладости, а младшие — фишки. Таким способом старшие пополняли свои коллекции.

Важно было иметь не просто много фишек, но и самые редкие экземпляры. Поэтому «охота за раритетами» велась неустанно.

Неформальная экономика игры в фишки порождала сложные социальные связи между детьми разных возрастов и давала возможность проявить предприимчивость.

Конфликты и запреты в школах из-за азарта

Несмотря на кажущуюся безобидность, игра в фишки часто приводила к конфликтам и даже дракам среди школьников.

Причины этого были связаны с азартом и желанием детей любой ценой заполучить самые ценные фишки у сверстников.

Особенно много споров возникало из-за нарушения правил во время игры. Например, при подсчете перевернутых фишек или выборе первого ходящего.

Разногласия часто перерастали в громкие словесные перепалки с оскорблениями, а порой и драки. После чего проигравшие могли неделями дуться на победителя.

Некоторые дети, проиграв самые ценные фишки, в отчаянии шли на кражу чужих фишек из портфелей и карманов одноклассников. Это усугубляло конфликты.

Особенно напряженная обстановка царила во время перемен, когда во дворе собирались большие компании детей с разных классов и начинали играть на деньги.

Старшеклассники нередко отнимали фишки у младших ребят, заставляя их играть «на выбывание» до потери всех фишек.

Из-за многочисленных жалоб родителей на агрессию детей школьная администрация была вынуждена вводить запреты:

  • Не разрешалось приносить фишки в школу.
  • Играть во фишки можно было только в специально отведенных местах.
  • Уличенных в игре на деньги или агрессии учеников наказывали.
  • Фишки конфисковывались, а в худших случаях уничтожались на глазах у детей.

Но даже строгие запреты не могли полностью искоренить популярную детскую забаву, ведь многие продолжали тайно приносить фишки в школу.

Так игра в фишки становилась настоящим вызовом школьной дисциплине и поводом для проявления хитрости и изобретательности со стороны детей.

Коллекционирование и сохранение фишек

Многие дети, увлекающиеся игрой в фишки, начинали коллекционировать наиболее понравившиеся или редкие экземпляры.

Для коллекционеров важно было иметь разнообразные и красивые фишки. Они могли потратить месяцы на поиск конкретной редкой фишки для своей коллекции.

Часто коллекции передавались по наследству от старших братьев и сестер. Также распространен был обмен дубликатами между коллекционерами.

Для хранения использовались специальные альбомы, коробки, сундуки. Лучшие коллекции размещались в больших толстых альбомах с прозрачными карманами для каждой фишки.

Для защиты от повреждений ценные фишки помещались в пластиковые капсулы, конверты, картонные рамки. Это позволяло сохранить их в первозданном виде.

Особо редкие фишки могли оцениваться коллекционерами в сотни или тысячи раз дороже обычных.

У каждого коллекционера была мечта найти уникальный «раритет», которого нет больше ни у кого. Ради этого они обменивались информацией на специальных форумах и в сообществах.

Со временем некоторые коллекции превращались в настоящие произведения искусства, собирали сотни или тысячи фишек. Их владельцы гордились ими и бережно хранили годами.

Особую ценность представляли полные коллекции определенных серий фишек, например, со всеми покемонами первого поколения или героями любимого мультсериала.

Так увлечение коллекционированием позволяло вывести собирательство фишек на профессиональный уровень и сохранить часть детства на долгие годы.

История бренда POG и Pogman

Одним из самых известных брендов фишек стала линейка POG, во многом определившая моду на это увлечение в 1990-х годах.

Изначально POG был аббревиатурой гавайского сока Passionfruit-Orange-Guava (Маракуйя-Апельсин-Гуава), который продавался в стеклянных бутылках с яркими пластиковыми крышками-кэпсами.

Дети на Гавайях использовали эти крышки в традиционной игре, похожей на современные фишки. Увидев популярность таких крышек, местная молочная компания начала продавать специальные фишки-POG как отдельный продукт.

В 1991 году учительница Блоссом Галбисо организовала на Гавайях турнир по игре в POG среди школьников, что вызвало настоящий бум.

Эту идею подхватил предприниматель Алан Рипински и создал в 1993 году компанию World POG Federation (WPF), продвигавшую POG как официальный спорт с чемпионатами.

WPF придумала персонажа Погмена - символ бренда POG. Это был озорной маленький монстрик, который стал изображаться на фишках и сопутствующих товарах.

Благодаря маркетингу WPF фишки POG и Погмен стали крайне популярны среди детей в США в первой половине 1990-х годов.

Однако со временем ажиотаж вокруг POG поутих. В 1997 году компания обанкротилась из-за перенасыщения рынка и падения спроса.

Тем не менее бренд POG успел стать культовым. Фишки с логотипом POG и Погменом ценились особенно высоко среди игроков и коллекционеров.

В период пика популярности POG в США начался массовый выпуск подобных фишек в других странах, включая Россию.

Хотя сама WPF просуществовала недолго, именно эта компания во многом определила феномен увлечения фишками в 1990-е годы.

До сих пор старые фишки POG, особенно с изображением Погмена, высоко ценятся коллекционерами как классика жанра и ностальгическая память о детстве.

Современное состояние игры в фишки

Хотя пик популярности игры в фишки пришелся на 1990-е годы, эта забава не канула в лету и в XXI веке.

Конечно, массового ажиотажа вокруг фишек больше нет, но устойчивый интерес к ним сохраняется.

В первую очередь фишки до сих пор популярны у ностальгирующих взрослых, для которых эта игра - символ детства.

В интернете действуют тематические сообщества, где обсуждается история фишек, устраиваются виртуальные выставки коллекций, идет онлайн-торговля раритетами.

Ретро-бум привел к переизданию некоторых классических серий фишек, ориентированных на взрослую аудиторию.

Среди детей фишки уступили место другим трендам, таким как спиннеры, но полностью не вышли из моды. Их можно встретить в ассортименте канцтоваров или как призы в детских мероприятиях.

Чаще всего современные дети используют фишки для подвижных игр, а не для азартных соревнований как в 1990-х. Это снижает конфликтный потенциал.

Популярна игра в фишки в детских лагерях и на мероприятиях, где нужна простая забава для большого числа участников.

Многие родители, в детстве увлекавшиеся фишками, покупают их своим детям, чтобы передать эстафету поколений.

В зарубежных странах до сих пор проводятся чемпионаты по игре в фишки среди детей и взрослых.

Также фишки используются в образовательных целях - для обучения математике, развития моторики, координации.

Появились вариации фишек из новых материалов - силикона, дерева, металла. Расширился их дизайн за счет современных персонажей.

Хотя пик популярности фишек остался в прошлом, они не канули в Лету и продолжают радовать новые поколения.

Ностальгия по детству и его развлечениям

Игра в фишки, или «поги», как ее еще называли, навевает ностальгию у многих людей, которые были детьми в 90-х и 2000-х годах. Это было одно из самых популярных развлечений в школах и во дворах. Коллекционирование разноцветных картонных или пластиковых фишек с изображениями любимых персонажей из мультфильмов и сериалов увлекало практически всех.

  • Фишки часто становились предметом торговли и обмена между детьми. Более редкие экземпляры могли стоить несколько обычных фишек.
  • Игра иногда приводила к конфликтам из-за жульничества или проигрыша любимой фишки. Некоторые школы даже запрещали играть во дворе.

Сейчас взрослые с ностальгией вспоминают те времена, когда можно было часами играть во дворе в фишки, радоваться редкой находке или новому приобретению в коллекцию. Это было беспечное и счастливое время, не отягощенное проблемами и заботами взрослой жизни.

У многих до сих пор хранятся старые коробки с фишками тех времен. Иногда, глядя на них, возвращаются теплые воспоминания о детстве и его развлечениях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.