«Архангельское» — музей: исторические сокровища

Музей-усадьба «Архангельское» - один из самых известных памятников подмосковной усадебной культуры конца XVIII - начала XIX века. Уникальный дворцово-парковый ансамбль в стиле русского классицизма был создан во времена владения усадьбой родом князей Голицыных и достиг своего расцвета при Юсуповых.

Сегодня «Архангельское» - это музей, где собраны выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, богатейшие коллекции живописи, фарфора, мебели. Это поистине исторические сокровища, знакомство с которыми не оставит равнодушным ни одного ценителя прекрасного.

История создания усадьбы «Архангельское»

Усадьба «Архангельское» — уникальный памятник русской усадебной культуры конца XVIII — начала XIX века. Она расположена на живописном берегу Москвы-реки в 2 км от города Красногорска Московской области. История имения уходит в глубь веков.

Впервые упоминание об Архангельском относится к 1584 году. Тогда это была небольшая вотчина, принадлежавшая воеводе Алексею Уполоцкому и конюху Осипу Матвееву. По фамилии первого владельца село называлось Уполозы.

В XVI—XVII веках усадьба несколько раз меняла хозяев, переходя из рук в руки представителей знатных дворянских фамилий — Киреевских, Одоевских. При Одоевских здесь была построена первая каменная церковь Михаила Архангела, давшая название селу.

Начиная с 1703 года имение перешло во владение рода Голицыных. При Голицыных Архангельское превратилось в настоящую усадьбу с регулярным парком, оранжереями и дворцом. Особенно много для ее развития сделал князь Николай Голицын в конце XVIII века.

В 1810 году обремененное долгами Архангельское было продано за 245 тысяч рублей князю Николаю Юсупову. При Юсуповых усадьба пережила расцвет, превратившись в одну из самых известных подмосковных резиденций.

История Архангельского насчитывает более четырех веков. За это время усадьба переходила от одного знатного рода к другому, постоянно развиваясь и обогащаясь. Сегодня это уникальный музей-усадьба, хранящий великое культурное наследие России.

Старая гравюра с изображением усадьбы Архангельское в 19 веке

Уникальная архитектура дворцового ансамбля

Архитектурный ансамбль усадьбы «Архангельское» является выдающимся памятником русского классицизма конца XVIII - начала XIX веков. Его уникальность заключается в гармоничном сочетании русских традиций и европейских влияний.

Центром ансамбля является Большой дворец Архангельского. Он был заложен в 1784 году по проекту французского архитектора Жака Герна. Строительством руководил итальянский зодчий Джакомо Кваренги. Здание выполнено в стиле зрелого классицизма с элементами барокко. Его фасад украшен монументальным портиком с ионическими колоннами, над которым возвышается ротонда-бельведер.

Внутреннее убранство дворца также впечатляет. Парадные залы оформлены в стиле русского ампира с использованием лепнины, позолоты и живописи. Особенно интересны Античный зал с подлинными произведениями античного искусства и залы, расписанные итальянским художником Джованни Баттиста Тьеполо.

Не менее замечательно внешнее оформление дворцового ансамбля. Перед главным фасадом раскинулся обширный курдонер, обрамленный галереями с ионическими колоннами. Со стороны парка устроены две монументальные террасы с балюстрадами, вазами и скульптурами.

Особого внимания заслуживает театр, созданный в Архангельском итальянцем Пьетро Гонзаго. Это редкий пример сохранившегося придворного театра той эпохи. Театр Гонзаго славится аутентичными декорациями и занавесом.

Архитектура Архангельского демонстрирует высочайшее мастерство русских и европейских зодчих того времени. Этот ансамбль по праву считается одним из самых значительных памятников русской усадебной культуры.

Шедевры садово-паркового искусства

Парк Архангельского является одним из лучших образцов русского регулярного паркостроения конца XVIII - начала XIX веков. Его композиция отличается изысканностью и гармоничным сочетанием природных и архитектурных элементов.

Основа парка была заложена еще при Голицыных во второй половине XVIII века. Тогда был разбит регулярный французский парк с прямыми аллеями, партерами и боскетами. При Юсуповых парк был расширен и дополнен новыми сооружениями.

Изюминкой парка Архангельского являются многочисленные парковые павильоны. Среди них особенно выделяются два: «Каприз» с колоннадой из 48 тосканских колонн и «Павильон у озера» с ротондой, увенчанной куполом. Оба павильона отличаются изяществом форм и декора.

Еще одна жемчужина парка — так называемый «Остров любви» на реке Истре. На остров ведет изящный ажурный мостик. В центре острова возвышается беседка, увитая виноградом. Это одно из самых романтичных мест в Архангельском.

Большую художественную ценность представляет скульптурное убранство парка. Статуи и бюсты античных героев, богов и мыслителей размещены на террасах, аллеях и полянах. Они органично вписываются в окружающий пейзаж.

Парк Архангельского является подлинным шедевром садово-паркового искусства своей эпохи. Его композиция и архитектурные формы восхищают посетителей и по сей день.

Живописный парк музея-усадьбы Архангельское

Богатейшее собрание живописи и графики

Усадьба Архангельское обладает уникальной коллекцией произведений западноевропейского искусства XVII-XVIII веков. Это одно из крупнейших собраний живописи и графики в подмосковных усадьбах.

Основу коллекции составляют полотна французских, итальянских, голландских и фламандских художников. Особенно ценна живопись французского романиста Юбера Робера. Его пасторальные пейзажи украшают интерьеры дворца.

Гордостью собрания являются две монументальные картины итальянца Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры». Эти полотна экспонируются в специальном Зале Тьеполо дворца.

Также в коллекции представлены работы таких известных мастеров, как А. ван Дейк, Г.Ф. Дуайен, К.Ж. Верне. Их произведения демонстрируют высокое мастерство живописи XVII-XVIII веков.

Украшением собрания являются офорты знаменитого французского графика Жака Калло. Его работы отличаются виртуозным владением техникой глубокой печати.

Живопись и графика из собрания Архангельского представляет огромную художественную и историческую ценность. Это один из лучших музеев западноевропейского искусства в России.

Выдающаяся коллекция декоративно-прикладного искусства

Усадьба Архангельское обладает богатейшим собранием предметов декоративно-прикладного искусства XVIII - начала XIX веков. Это одна из лучших коллекций в России.

В музее представлена обширная коллекция фарфора. Особую ценность имеет фарфор собственного производства - изделия Юсуповской фарфоровой мануфактуры, работавшей в Архангельском в 1814-1839 годах. Это прекрасные образцы русского фарфора эпохи ампира.

Также в собрании находится западноевропейский и восточный фарфор XVIII-XIX веков ведущих мануфактур - Севрской, Мейсенской, Веджвуд и других. Изделия отличаются высочайшим техническим и художественным исполнением.

Отдельного упоминания заслуживает мебель эпохи бидермейера и ампира из ценных пород дерева. Мебель отличается изяществом форм и тонкой резьбой.

В музее также экспонируются образцы художественного стекла, бронзовые изделия, тончайшее кружево и другие раритеты декоративно-прикладного искусства.

Собрание Архангельского охватывает лучшие образцы декоративно-прикладного творчества XVIII-XIX веков. Это коллекция мирового уровня.

Театр работы Дж. Б. Пьетро Гонзаго

Одной из главных достопримечательностей Архангельского является театр работы выдающегося итальянского художника-декоратора Пьетро Гонзаго. Это редкий памятник театрального искусства эпохи классицизма, сохранивший аутентичный интерьер.

Театр в Архангельском был построен в 1817-1818 годах по проекту архитектора О.И. Бове. Художественное оформление осуществил Пьетро Гонзаго, прославившийся работами в российских императорских резиденциях.

Интерьер театра отличается изысканностью и легкостью. Зрительный зал с колоннадой выдержан в светлых тонах с позолотой. Главным украшением является аллегорический занавес с изображением архитектурной композиции.

Также в театре сохранились четыре оригинальные декорации Гонзаго в стиле итальянской ведуты. Они отличаются иллюзорностью перспективы и мастерством живописи.

Уникальность театра в том, что он полностью сохранил свой исторический облик. В нем до сих пор ощущается атмосфера российских аристократических усадеб конца XVIII века.

Театр Гонзаго в Архангельском - это выдающийся памятник театральной культуры своего времени. Его интерьер поражает красотой и гармонией.

Усадьба в культуре и искусстве

Усадьба Архангельское на протяжении своей истории притягивала к себе внимание деятелей культуры и искусства. Многие из них посещали это место и оставили о нем свои впечатления.

В XIX веке здесь побывали писатель Н.М. Карамзин, поэты А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, литераторы А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Их восхищало великолепие архитектурного ансамбля и красота парка Архангельского.

Усадьба привлекала и мастеров изобразительного искусства. Ее посещали такие художники, как В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский. Они создавали здесь этюды и пейзажи.

Во времена СССР в Архангельском побывали выдающиеся музыканты К.Н. Игумнов и И.Ф. Стравинский. Они давали здесь концерты для избранной публики.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/ae/Kustodiev_Maslenitsa_Arkhangelskoe.jpg Масленица в АрхангельскомКартина Б.М. Кустодиева «Масленица в усадьбе Архангельское», 1919 г.

Многие деятели искусства запечатлели Архангельское в своих произведениях. Это картины художников В.Г. Быкова, Б.М. Кустодиева, кинолента «Веселая вдова» и другие.

На протяжении столетий усадьба Архангельское вдохновляла мастеров культуры и искусства. Она оставила заметный след в истории русской культуры.

Современное состояние музея-усадьбы «Архангельское»

В настоящее время усадьба «Архангельское» разделена на две части. Одна часть, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и вход на ее территорию платный. Вторая часть, где находится театр Гонзаго и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для свободного посещения. Между этими территориями проходит Ильинское шоссе.

Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзаго. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) были открыты для экскурсионного посещения в апреле 2009 года, а Театр Гонзаго - в июне того же года.

Для осмотра также доступны архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII века в «Колоннаде». В «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвященная юсуповскому фарфору. В усадьбе регулярно проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».

В 2005 году было объявлено о планах строительства вблизи усадьбы первого в России «города для миллионеров» - автономного городского поселения Рублево-Архангельское, рассчитанного на 30 000 состоятельных жителей. Это вызвало обеспокоенность общественности в отношении сохранности исторического ландшафта.

В последние годы общественные организации и руководство музея-усадьбы ведут борьбу за сохранение охранных зон вокруг «Архангельского». Часть территории охранной зоны была передана в аренду под застройку, несмотря на запреты. Проводились незаконные вырубки деревьев. В 2011 году Минобороны выставило на торги земельный участок в границах музея-усадьбы, хотя впоследствии аукцион был отменен судом.

Также вызывает беспокойство планируемое сокращение охранных зон усадьбы почти в 10 раз по инициативе структур бизнесмена Виктора Вексельберга, владеющих землей рядом с «Архангельским». Хотя сам Вексельберг отрицает свою причастность к этим планам.

Несмотря на эти проблемы, музей-усадьба продолжает активную деятельность по сохранению уникального архитектурного ансамбля и популяризации богатейшего культурного наследия усадьбы «Архангельское». В 2017 году указом президента она была отнесена к особо ценным объектам культурного наследия России.

В 2019 году Банк России выпустил памятные серебряные монеты, посвященные 100-летию музея-усадьбы «Архангельское». Это свидетельствует об общегосударственном признании выдающейся ценности архитектурного ансамбля усадьбы.

Несмотря на периодически возникающие угрозы, музей-усадьба «Архангельское» продолжает оставаться жемчужиной русской усадебной культуры, привлекающей посетителей со всего мира.

Проблемы сохранения памятника

Усадьба «Архангельское» является памятником истории и культуры федерального значения. Однако в последние годы возник ряд проблем с сохранением этого уникального комплекса.

В частности, часть территории охранных зон усадьбы была переведена в зону регулируемой застройки. Это привело к тому, что исторические рощи стали арендоваться для коммерческого использования. Были предприняты попытки вырубки деревьев, несмотря на запреты.

Кроме того, в 2011 году Минобороны РФ выставило на аукцион участок земли площадью более 20 га, часть которого располагалась в границах охранной зоны музея-усадьбы. Этот аукцион был признан незаконным, но ситуация до сих пор не урегулирована.

Другая проблема - лоббирование интересов крупного бизнеса в ущерб сохранности памятника. Так, структуры Виктора Вексельберга пытаются протолкнуть проекты коммерческой застройки на прилегающих к «Архангельскому» территориях.

Несмотря на статус особо ценного объекта культурного наследия и усилия общественности, усадьбе «Архангельское, музей» по-прежнему угрожает утрата целостности ансамбля и природного ландшафта.

Перспективы развития музея

Несмотря на существующие проблемы с сохранением памятника, у музея-усадьбы «Архангельское — музей» есть хорошие перспективы дальнейшего развития.

В последние годы активно ведутся реставрационные работы на территории комплекса. Уже отреставрированы и открыты для посетителей парадные залы главного дворца, театр Гонзаго. Планируется продолжить восстановление интерьеров дворца, ландшафтного парка.

Особое внимание уделяется музеефикации памятника. В залах дворца с 2018 года работает новая экспозиция «История усадьбы и ее владельцев» с мультимедийными реконструкциями. Готовится экспозиция, посвященная юсуповскому фарфору. Планируется создание виртуальных туров по залам дворца.

Еще одно важное направление – расширение форм культурно-просветительской деятельности. На базе музея-усадьбы регулярно проводятся фестивали, театрализованные представления, концерты. В летний период работает пленэр для художников. Все это способствует популяризации «Архангельского».

В планах музея – создание на территории усадьбы этнографического центра «Русская деревня» для знакомства посетителей с традициями и ремеслами. Также обсуждается проект организации интерактивной площадки «Русский двор» с мастер-классами по народным промыслам.

Еще одной важной задачей является расширение музейных фондов за счет возвращения утраченных предметов и пополнения коллекций новыми экспонатами, в том числе произведениями современного искусства.

Большой потенциал для развития музея заложен в использовании современных технологий. Это создание виртуальных выставок и 3D-моделей, организация мобильных аудиогидов, расширение онлайн-сервисов для посетителей.

Несмотря на текущие трудности, у музея-усадьбы «Архангельское» есть все возможности для дальнейшего развития как современного мультимедийного музейного комплекса с сохранением историко-культурной ценности этого выдающегося памятника.

Выдающееся культурное наследие России

Музей-усадьба «Архангельское» по праву считается одним из выдающихся памятников культурного наследия России.

Это уникальный дворцово-парковый ансамбль, сочетающий в себе достижения русской усадебной архитектуры конца XVIII - начала XIX вв. Здесь гармонично соседствуют шедевры зодчества, монументального и декоративно-прикладного искусства, живописи, садово-паркового строительства.

Главная жемчужина ансамбля – Большой дворец в стиле зрелого классицизма по проекту выдающегося французского архитектора Жака Жермена Герна. Интерьеры дворца украшены произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданными лучшими мастерами того времени.

Особого внимания заслуживает театрально-декорационное искусство. Театр Гонзаго с уникальными декорациями итальянского художника Пьетро Гонзаго до сих пор поражает зрителей мастерством исполнения.

Знаменит ландшафтный парк «Архангельского» с архитектурными павильонами, мраморной скульптурой, прудами и фонтанами, зелеными аллеями. Этот парк называют «подмосковным Версалем» и «образцовым парком русского классицизма».

«Архангельское: музей» славится и богатейшими музейными коллекциями – фарфора, мебели, живописи, графики. Многие экспонаты представляют высочайшую художественную и историческую ценность как шедевры прикладного искусства.

В разное время «Архангельское» посещали виднейшие деятели российской культуры и науки. Усадьба тесно связана с именами А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, К.А. Коровина, И.Ф. Стравинского, Н.К. Рериха и многих других.

Архитектурно-ландшафтный ансамбль музея-усадьбы «Архангельское» по праву является гордостью России и входит в золотой фонд отечественной культуры.

Посещение музея-усадьбы «Архангельское»

Музей-усадьба «Архангельское, музей» - это удивительное место, где можно окунуться в атмосферу российской старины и полюбоваться шедеврами архитектуры и искусства прошлых веков.

Для посещения комплекса необходимо приобрести входной билет. Экскурсии проводятся как с гидом, так и индивидуально с путеводителем или аудиогидом.

Осмотр лучше начинать с главной жемчужины ансамбля – Большого Юсуповского дворца. Прогуливаясь по роскошным интерьерам, можно полюбоваться шедеврами живописи, уникальной коллекцией фарфора, мебелью в стиле ампир.

Затем стоит посетить знаменитый Театр Гонзаго и полюбоваться сохранившимися декорациями итальянского художника. А также осмотреть парковые павильоны с великолепной лепниной и скульптурами.

Обязательно нужно выделить время на неспешную прогулку по живописному пейзажному парку, полюбоваться каскадами прудов, мраморными статуями, зелеными аллеями. Такая прогулка оставит незабываемые впечатления.

Посещение музея-усадьбы «Архангельское» станет увлекательным путешествием в прошлое, позволит прикоснуться к истории и культуре России XVIII-XIX- веков. Этот архитектурно-ландшафтный комплекс по праву считается одним из самых значимых музеев Подмосковья.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.