Очередная модель Волжского автозавода - ВАЗ 21099 - получила путевку в жизнь в конце 1990 года. Выпускалась в течение 15 лет, прошла ряд модификаций и пользовалась устойчивым спросом практически на всей территории России. На экспорт машина шла под разными именами, которые не влияли на технические характеристики автомобиля. Например, такое звучное экспортное имя, как Лада Форма или Лада Самара Салун.
Все параметры ВАЗ 21099 выдерживались без изменений годами, и только когда конструкторские бюро АвтоВАЗа начинало очередную модификацию автомобиля, в узлы и агрегаты вносились изменения с некоторым опережением, чтобы не случилось отставания в поставках, которые просчитывались приблизительно, и в большинстве случаев сборочные цеха завода не успевали за департаментом продаж.
Однако любое крупное производство грешит срывом поставок, это нормальный процесс и ничего нет удивительного в том, что потребители получали ВАЗ 21099 на несколько месяцев позже обещанного. Машина выпускалась в первые годы на украинском автозаводе ЗАЗ, она даже обозначалась соответственно - ЗАЗ 21099. Это вносило некоторую путаницу, но все неувязки устранялись по мере поступления.Экстерьер Самары, а позже Спутника 21099 отличался длинными передними крыльями. Вернее сказать, это были не длинные, а цельные передние крылья, поскольку иногда на модели 2108 и 2109 устанавливались короткие, которые будто обрывались на линии решетки радиатора, и продолжением их была отдельная деталь облицовки фар. Длиннокрылая машина не имела шва на конце переднего крыла, а у короткокрылой шов был - вот и вся разница.
Двигатель у ВАЗ 21099, бензиновый карбюраторный, был двух типов, которые различались по объему - 1,3 и 1,5 литра. Эти моторы на определенном отрезке времени стали оснащать инжекторами центрального впрыска. При удачной регулировке инжекторной электроники, машина становилась экономичной, с приличным потенциалом мощности, но, как правило, система впрыска работала не очень хорошо, вызывая множество нареканий. В ходе производства ВАЗ 21099 было две попытки супермодификаций автомобиля, предполагался выпуск мощного Лада Спорт с восьмицилиндровым двигателем под заказ и полноприводного джипа Лада Виктори.Первый проект провалился, даже не начавшись, поскольку ни одного желающего ездить на спортивной Ладе не нашлось, да еще за такую космическую цену. Lada Virtory, хоть и была выпущена в нескольких экземплярах, тоже не нашла своего покупателя из-за чрезмерно высокой стоимости. В итоге выпуск ВАЗ 21099 продолжился в тривиальном варианте, который был принят широкой публикой (хэтчбек и седан). Кроме типа кузова, покупатель мог выбирать еще и тип двигателя - ВАЗ 21099 карбюратор или ВАЗ 21099i инжектор.Все тогда понимали, что машину с карбюратором потом ни за что не продать, а вот с инжектором сбыть можно. Поэтому выбор обычно делался в пользу электронного впрыска. Мороки у людей было много, но русского водителя ничем не испугаешь.ВАЗ 21099 инжектор продавался хорошо, ремонт обходился недорого, запчасти были любые, мастеров-ремонтников тоже было предостаточно. А на фоне иномарок, которых становилось все больше, и обслуживание которых выливалось в пятизначную цифру, не говоря уже о стоимости заграничных запчастей, ВАЗ 21099 выглядел машиной беспрецедентной дешевизны.