Такой жанр как сказка знаком каждому с детства. Став взрослее, мы начинаем понимать, что многие моменты в этих волшебных историях могут оказываться вовсе не столь однозначными, как нам казалось в юные годы. Ряд сказок, особенно авторских, а не народных, имеет явный глубинный подтекст. Литераторы частенько обращались к данному жанру, чтобы иметь возможность в иносказательной форме донести до аудитории те мысли и идеи, которые, будучи напрямую высказанными, могли бы показаться крамольными. Примером одного из таких произведений служит сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь», написанная в 1886 году. Как и прочие его работы, эта адресована детям «возраста изрядного» – проще говоря, до сути истории дойдут взрослые люди. Даже поверхностный анализ сказки Салтыкова-Щедрина позволяет понять, что под верхним «лубочно-народным» слоем скрыт смысл более глубокий и волнующий автора. Писатель в особой манере, довольно едко и умно, высмеивал пороки тогдашнего общества и его недостатки.
Прежде, чем производить анализ сказки Салтыкова-Щедрина, стоит напомнить, что жил и творил автор в России XIX века, происходил из знатного дворянского рода. Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин (1826-1889 гг.) долгое время сочетал писательство с государственной службой, работая чиновником. Позже, он был известным редактором и публицистом различных изданий.
Само произведение «Богатырь» невелико по объему. Поэтому может показаться, что анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет простым занятием. Но, как и другие работы автора, эта совсем непроста. Внешне – это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, вместо того, чтобы защищать свой народ от жестоких набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в округе, просматривается вложенная писателем другая идея. Здесь обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков верхушки ожиданиям и потребностям простого люда.
Начав анализ сказки Салтыкова-Щедрина, читатель первым делом замечает, что внешнее ее сходство со сложенными народом былинами достаточно велико. Тут встретим знакомых сказочных героев – Бабу Ягу и ее сына – Богатыря, обладателя силищи знатной, дубравы лесной сокрушителя. Распознаем известные народные мотивы, дух и речь старорусскую. Узнаваемы также размышления и поступки «своих», которые боятся даже храпа богатырского, но только на его защиту и полагаются. Понятны и «супостаты», которые звуков раскатистых пугались, да обворовывать соседей тысячу лет не решались, пока защитник спал. В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг друга так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что давно он умер, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неведомого богатыря. Никто не спасет людишек простых от захватчиков, как на защитников сказочных не полагайся.Итак, даже поверхностный анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина показывает отношение автора к ситуации в тогдашней России. Описанная иносказательно ситуация раскрывает идею: полагаясь на громкие обещания высокопоставленных заступников, народ обманывает сам себя. Не защиту, а лишь разграбление несет простым людям верхушка общества. Да и гнилая она, в корне своем. И об этом забывать нельзя, чтобы в дни бедствия не оказаться неподготовленными или ослабленными своими же правителями.В дни жестокой цензуры, через которую тогда должно было пройти любое произведение, чтобы быть изданным, подобные сказки кажутся более смелыми, чем самые откровенные высказывания современных журналистов, критикующих нынешние власти. К тому же, задаваясь вопросом о том, так ли уж утрачена сегодня актуальность произведений Салтыкова-Щедрина, сможем ли мы дать положительный ответ, не покривив душой?