Разрабатывая и проектируя Аэробус А320, евроконсорциум «Airbus S.A.S» стремился потеснить американскую фирму Боинг, самолеты которой к тому времени господствовали на малых и средних авиалиниях. Завоевать весь рынок не удалось, но успехи достигнуты немалые, этот самолет по своей популярности находится на втором месте в мире после Боинга 737.
А-320-й стал первым авиалайнером, в конструкции которого применена электродистанционная система управления. Привычных штурвалов в кабине пилотов нет, их заменяют небольшие рукоятки наподобие джойстиков, применяемых для компьютерных игр. При этом сигнал от манипулятора, получившего название «сайдстик», обрабатывается бортовым компьютером, оценивающим правильность действий пилота, который и выдает сигнал для сервисных двигателей, отклоняющих предкрылки, закрылки и руль поворота.
Приборная доска также стала другой, вместо привычных шкал большую часть на ней занимают электронно-лучевые мониторы, на которых отображаются параметры полета и показания датчиков.
Применено и новое в мировом авиастроении технологическое решение – все горизонтальные плоскости и элементы механизации крыла изготовлены из композитных материалов. Вообще пластик применяется в конструкции беспрецедентно широко, он составляет пятую часть веса пустого самолета.
Особенностью конструкции стали широкие люки багажных отделений, облегчающие погрузочно-разгрузочные работы.
Аэробус А320 относится к узкофюзеляжным самолетам, но это не означает, что он обладает малой вместимостью. Количество пассажиров – 150-180 человек. Внутренний объем фюзеляжа разбит на два салона – бизнес-класс и эконом. Так как назначение этого лайнера не предусматривает многочасовых перелетов, именно эконом-класс пользуется наибольшей популярностью, поэтому компоновка сидений здесь простая –шесть кресел в ряду с проходом по центру, в отличие от более престижного и дорогого «делового» салона, где их четыре.
В области безопасности авиаконструкторы из Евроконсорциума тоже постарались – четыре аварийных выхода, которыми снабжен Аэробус А320, салон с облицовкой из несгораемого пластика, максимально упрощенная схема выхода через основные двери.
Ставшая классической для Airbus S.A.S схема применяется и в этом случае: моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и мотогондолами, подвешенными под него. Узнать Аэробус А320 на земле легко – стойка его переднего шасси отклонена вперед.Самолетов этого типа было произведено около четырех тысяч, и большая их часть (3 945) сейчас нахоится в воздухе, стоят они редко. Заказы на Аэробус А320 составляют еще две тысячи экземпляров. Первые машины собирались во французском городе Тулуза, но затем, в связи с увеличением объема производства, оно было перенесено в Гамбург-Финкенвердер, в Германию. В последние годы Аэробусы стали монтировать и в Китае.
Самолеты этого типа продаются с 1987 года, первые из них приобрела Air France, затем начались поставки по всему миру. В России также эксплуатируются А320. Фото борта компании «Аэрофлот» с триколором на хвосте показывает один из двадцати шести аэробусов этой серии, находящихся в ее собственности.