Одной из самых последних моделей современных авиалайнеров является самолет "Аэробус А350". Он является воплощением наиболее передовых идей инженерной мысли. Но, безусловно, данный авиалайнер, несмотря на свои явные преимущества перед конкурентами, имеет и свои недостатки. Давайте поговорим об истории разработки самолета "Аэробус А350", опишем его основные технические характеристики, а также узнаем отзывы первых пассажиров и экспертов.
Линейка самолетов "Аэробус"
Но прежде давайте поговорим о линейке пассажирских самолетов гражданского авиатранспорта фирмы "Аэробус", так как завершающей моделью этой группы авиалайнеров как раз является "Аэробус А350".
Французская компания "Аэробус" была основана в 1970 году путем объединения нескольких производителей авиамашин. С момента своего создания она стала одним из крупнейших игроков на рынке. Занимается производством как гражданской, так и военной техники.
С момента своего создания "Аэробус" вступил в ожесточенную борьбу с доминирующей на то время на рынке гражданской авиации американской фирмой "Боинг". И, нужно сказать, это соперничество было небезуспешным. Уже первый самолет, выпущенный европейским концерном в 1972 году (A300), стал пользоваться большой популярностью у авиакомпаний. Новый авиалайнер являлся первым в мире двухмоторным широкофюзеляжным самолетом, то есть имеющим два прохода между пассажирскими креслами. В 1974 году он был принят на эксплуатацию крупнейшим французским авиаперевозчиком Air France и используется по сегодняшний день.
Затем последовал выпуск следующих моделей авиалайнеров: А310, семейство А320, А330, А340, А380. Причем линейка А320, наряду с семейством "Боинг-737", на данный момент является самой популярной в мире.
Последним в 2013 году был выпущен новый "Аэробус А350". О нём и пойдет речь дальше.
Предыстория создания
Создание нового самолета авиакомпанией "Аэробус" планировалось как ответ на выпуск корпорацией "Боинг" авиалайнера 777 (1994 г.) и анонса проекта Boeing-787 (начало разработки - 2004 год). Последний позиционировался как самый экономный самолет в мире в своем классе.
В ответ "Аэробус" планировал выпустить усовершенствованную и более экономичную версию самолета А330, назвав её A330-200 Lite. Именно экономия ставилась во главе угла при разработке данной модели, о которой начали говорить в том же 2004 году, когда был заявлен проект "Боинг-787".
Но, как оказалось в процессе проектирования, для достижения поставленной цели требовались коренные изменения. Поэтому в 2006 году было объявлено о запуске нового проекта, получившего название "Аэробус А350 XWB". Последние буквы расшифровывались как Extra Wide Body, что в переводе на русский язык означает «сверхширокий фюзеляж». Сразу же было заявлено, что новый самолет будет более экономным в отношении топлива, чем "Боинг-787", а расходы на его обслуживание будут ниже на 8 %.
Процесс создания
Итак, именно 2006 год стал отправной точкой в процессе создания пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета с двумя двигателями "Аэробус А350".
Собственно, разработка заняла не столь много времени, сколько обычно нужно для создания самолета такого класса. Она продлилась шесть лет. Это объясняется тем, что в процессе работ привносилось минимум конструкционных изменений первоначального плана, а также желанием компании выпустить, наконец, достойного конкурента начавшему с 2009 года бороздить воздушные просторы "Боингу-787".
В конце 2012-го самолет под серийным номером MSN1 был транспортирован из сборочного цеха. В середине 2013 года он совершил первый испытательный полет, а с начала 2015-го начались регулярные пассажирские перевозки авиалайнером А350.
Модификации
Нужно отметить, что данная модель имела сразу три модификации: А350 – 800, А350 – 900 и А350 – 1000.
"Аэробус А350 - 800" начал эксплуатироваться в 2014 году. Его салон рассчитан на перевозку 270 пассажиров, а дальность полета составляет 15 700 км. Это модификация с укороченным фюзеляжем.
"Аэробус А350 - 900" был введен в эксплуатацию в том же году. Вместительность его составляла 314 пассажиров, но расстояние, на которое он мог лететь, было чуть меньшим – 15 000 км. Именно эта модификация считается базовой.
"Аэробус А350 – 1000" совершил первый регулярный рейс только в 2015 году. Вместительность его составляет 350 пассажиров, а дальность перелета - 14 800 км. Данная модель имеет удлиненный фюзеляж (в сравнении с базовой).
Для обслуживания всех названых модификаций требуется два пилота.
Технические характеристики
Теперь давайте подробнее узнаем о конструкции и технических характеристиках самолета "Аэробус А350".
Базовая модель имеет длину 66,8 м, а модификации – 60,5 м и 73,8 м соответственно. Размах крыльев – 64 м. Высота всех модификаций самолетов составляет 16,9 м, а рабочая площадь крыла – 443 м2.
Главной особенностью конструкции нового "Аэробуса" стало то, что он состоит более чем на 50 % из композитных материалов, что превышает аналогичный показатель "Боинга 787". Так же в А350 были применены саблевидные законцовки крыла, которые никогда не использовались на других моделях корпорации "Аэробус".
Все модификации авиалайнеров оборудованы двумя двигателями Trent XWB, которые способны обеспечить максимальную скорость в 945 км/ч. Кроме того, самолет снаряжен вспомогательным двигателем Honeywell HGT1700.
Пассажирский салон и кабина
Каждая из модификаций авиалайнеров имеет салон с тремя уровнями комфортности: первый класс, бизнес и эконом. Естественно, в каждом из них имеются существенные различия по уровню сервиса и комфорта. Пассажиры, в зависимости от своего материального положения и потребностей, могут выбрать любой из трех предлагаемых классов в "Аэробус А350". Схема салона самолета представлена на изображении ниже.
Ни один самолет в мире не обходится без кабины пилотов. Это тот пункт, из которого выполняется управление полетом авиалайнера. Кабина "Аэробуса А350" оборудована новейшими электронными приборами, созданными по последнему слову техники, которые позволяют вести машину как вручную, так и с помощью автопилота.
Отзывы пассажиров и экспертов
А теперь давайте узнаем, какое мнение сложилось о новом самолете у его первых пассажиров и экспертов.
Большинство клиентов компании отмечают повышенную комфортность салона в сравнении с другими моделями "Аэробуса", а также особенную мягкость полета, без воздушных ям и других мелких неприятностей.
Эксперты делают акцент на том, что новый самолет, действительно, является самым экономным авиалайнером в своем классе. Среди недостатков ведущими аналитиками отмечается высокая стоимость производства машины, а соответственно, и её реализационная цена. Так, на мировом рынке новый французский самолет, в зависимости от его модификации, стоит от 260,9 до 340,7 млн долларов. Для сравнения, "Боинг 787" оценивается в сумму от 218,3 до 297,5 млн. Но экономия на топливе и обслуживании позволяет с лихвой окупить эту разницу при долгосрочной эксплуатации. Также среди недостатков отмечается повышенный уровень автоматизма в управлении, хотя в некоторых случаях это может считаться и достоинством.
Впрочем, большинство мировых специалистов дают в целом положительную оценку авиалайнеру "Аэробус А350".
Перспективы
В настоящее время "Аэробус А350" признан самым экономным и дешевым в обслуживании авиалайнером своего класса. По техническим характеристикам он превзошел своего главного конкурента – "Боинг 787". Теперь нам предстоит ждать ответного хода американской компании и увидеть, какое чудо техники она сможет противопоставить своему европейскому сопернику.
Высокие экономические характеристики позволили обеспечить большой спрос на новый французский самолет у ведущих мировых авиакомпаний. Так, на данный момент уже имеются заказы на поставки 764 единиц самолетов от 39 авиаперевозчиков. Среди них такие как катарская компания Qatar Airways, вьетнамская Vietnam Airlines, финская Finnair, португальская TAP Portugal, испанская Iberia. "Аэробус А350", схема салона самолета которого позволяет максимально эффективно распределить пассажиров различного финансового достатка, а вместимость – сэкономить на дополнительных рейсах, безусловно, будет пользоваться и дальнейшей популярностью у заказчиков, пока ему не будет противопоставлен достойный конкурент.
Но развитие техники не стоит на месте, и появление новых авиалайнеров с ещё более высокими качественными и экономическими характеристиками – это только дело времени.