Теория обучения – это самостоятельная часть науки педагогики. Ее также принято называть дидактикой (от греческого «дидактикос» – воспитывающий, поучающий). Учителей в школах Древней Греции называли дидаскалами, поскольку на них были возложены обязанности не только дать молодежи определенные знания, но и воспитать их настоящими гражданами. Постепенно в разговорном языке это понятие приобрело презрительное значение: «стремление всех поучать, излишне морализаторствовать».
Но немецкий педагог В. Ратке вернул данному термину утраченное значение – искусство образования или научная теория обучения. В труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» указывается, что эта теория распространяется не только на детей в школе, «она учит всех всему», а потому она универсальна. И действительно, в процессе нашей жизни мы каждый день узнаем что-то новое, и то, насколько хорошо мы усвоим информацию, зависит от способов ее подачи. Методы, приемы и типы дидактики разрабатывали в дальнейшем такие видные ученые, как В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый и Ю.К. Бабанский.
Таким образом, современная теория обучения исследует взаимодействие и взаимосвязи «воспитывающего» преподавания с познавательной деятельностью школьников. Она ставит перед собой задачу совершенствования учебного процесса, разработки новых эффективных педагогических технологий. К тому же она описывает и объясняет процесс воспитания и образования. Например, дидактика на разных этапах процесса обучения призывает использовать различные формы и методы познавательной деятельности: преподаватель - ученики; школьник – книга; ребенок – класс и иные.
Таким образом, теория обучения говорит, что знания усваиваются нами не сами по себе, не изолированно, а в единстве с принципами их подачи и практикой их применения. Причем каждая наука имеет свою специфику подачи материала: физика, химия, другие прикладные дисциплины в корне отличаются от процесса обучения музыке или философии. На этом основании дидактика выделяет предметные методики. Помимо этого, считается, что данная наука исполняет две основные функции: теоретическую (дает общие понятия ученикам) и практическую (прививает им определенные навыки).
Но также не следует сбрасывать со счетов самую главную задачу педагогики – воспитание самостоятельной личности. Человек не только должен усвоить теоретические знания и применять их так, как ему объяснил преподаватель, но и творчески подходить к использованию этих исходных теорий и практик, чтобы созидать что-то новое. Эта область педагогики получила название «теория развивающего обучения». Ее основы выдвинул еще в XVIII веке Песталоцци, указав, что в человеке от рождения заложено стремле
ние к развитию. Задача же учителя – помочь этим способностям развиться в полной мере.Советская педагогика исходила из принципа, что воспитание и получение информации должны опережать, вести за собой развитие склонностей и талантов учеников. Поэтому отечественная теория обучения строится на таких принципах: высокий уровень трудности для всего класса (рассчитанный на самых одаренных детей); примат теоретического материала; быстрый темп овладения материалом; осознание учениками самого процесса обучения. Развивающее обучение ориентировано на потенциальные возможности ученика, чтобы «подстегнуть» их полностью раскрыться.